Судя по всему, визиты западных топ-политиков на Украину будут теперь проходить в режиме неожиданных появлений и закрытых решений. Приезд в Киев Столтенберга был ожидаем, как и понятно то, о чем говорил уходящий в отставку глава альянса. Говоря армейским сленгом 80-х годов, это был «дембельский аккорд», когда причастный к незатухающей войне чиновник приехал доделать все начатые дела. Но в случае со Столтенбергом доделывать будут уже следующие генсеки.
Что стоит на повестке дня? Вступление Украины в НАТО, контрнаступление Киева, варианты вступление в войну Польши. Решение этих вопросов, даже атаки ВСУ, пока не имеет конкретных очертаний. Собственно, сам Стонтенберг заявил, что даже приближающийся вильнюсский саммит альянса будет обсуждать гарантии безопасности Украины, а это не есть вступление, на которое по словам генсека Киев «имеет законное право», но для того, чтобы «вести осмысленную дискуссию о будущем членстве Украины, главной целью НАТО должно быть обеспечение того, чтобы Украина победила». Чуть раньше президент Чехии Петр Павел тоже сообщил, что натовской Украина может стать только после войны.
Мари-Агнес Штрак-Циммерман гарантирует
Что касается участия НАТО в войне, то в день визита Йенса глава комитета бундестага по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерман уверяла, что хоть Европа и хочет, «чтобы украинцы прорвались в Крым, а также отвоевали территории на востоке», сухопутных операций НАТО проводить не будет, хотя наличие на фронте британского спецназа уже подтверждено как минимум британскими СМИ, да и другие спецназы будут, но не армии.
Пока информационно Киев явно проигрывает свою пронатовскую риторику, которая иногда становится даже примитивной, вроде последнего заявления посла в Британии Вадима Пристайко о том, что альянс, «единственная задача» которого – это борьба с Россией, должен умолять Украину поскорее присоединиться к нему, так как «если вы хотите иметь кого-то, кто знает как это сделать, попросите Украину». Странно звучит от стороны, которая все знает, но ждёт подачек оружия, средств, бойцов, антироссийских санкций, данных разведки, а все свои «знания для перемоги» обсуждает с натовским командованием и действует по согласованию с ними.
Единственно, что пока умеют в Киеве, – отправлять своих сограждан на бойню и проявлять некорректное хамство, уже требуя принять их в состав альянса без ПДЧ. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявляет, что Украина не примет «никаких суррогатных решений» грядущего саммита. «Если союзники решат, что в вопросе членства в НАТО в Вильнюсе они просто подтвердят в 130-й раз политику открытых дверей, то для Украины это неприемлемый результат», – говорит Кулеба
Киев знает, что в альянсе сложилась непростая ситуация, когда восточноевропейские лимитрофы и Канада стали протаскивать для Украины «дорожную карту» к членству. Послиха Канады в Киеве Лариса Галадза уже обосновывает скорейшее решение о принятии Украины в альянс тем, что «Украина имеет наиболее опытную армию в Европе».
Тем не менее также известно, что как минимум Венгрия, Германия и сами Штаты «сопротивляются усилиям таких стран, как Польша, а также балтийских стран, предложить Киеву более глубокие связи с НАТО и передать ясные заявления о поддержке его будущего членства», как отмечает Financial Times.
Причин для рационального, не эмоционального подхода хватает, ведь, предлагая обойти ПДЧ, лимитрофы предлагают нарушить систему, наплевать на очередь стран, «почти дождавшихся членства», а главное – быть втянутыми в войну реальную. Потому до появления результатов наступления ВСУ о членстве наверняка можно не думать.