Хотя теория обучения или, если хотите, дрессировки животных в своей основе одинакова для всех видов (даже для нас, людей, как вы помните), без индивидуального подхода все равно не обойтись, если хотите облегчить этот процесс и сделать его более приятным (причем для всех участников). Можно, конечно, и через тернии к звездам идти, никто не запрещает. Но иногда хочется какими-то более простыми путями добраться до желаемой цели. Даже, как ни странно, мне.
И вот прекрасный пример – наши кони.
Чино – толковый троечник, который обладает цепким умом, не боится пробовать и ошибаться, но постоянно получает низкие оценки из-за своего плохого поведения и неусидчивости. Кефир же – это такой тихий и скромный хорошист в очочках, который сначала семь раз подумает перед тем, как отрезать или что-то сказать (Чино же в это время уже двадцать раз раскромсает на мелкие кусочки то, что нужно было отрезать, и выдаст несколько вариантов ответов – на выбор учителю).
Если Чино получит «кол», то он, конечно, расстроится, может даже психануть, но через 5 минут будет уже в норме и продолжит свои эксперименты и игры с окружающей средой и индивидуумами, ее населяющими. Кефира же, получившего замечание или неудовлетворительную (для него!) оценку, постигнет уныние, он уйдет в себя и долго будет переживать по этому поводу.
Поэтому для каждого надо подбирать свой метод, чтобы поддерживать их в замотивированном к обучению состоянии. Так, например, благодаря большой вариативности ответов Чино мне надо лишь успеть подкрепить верный и не загубить тягу коня к «творчеству». Процесс обучения идет обычно быстро, но страдает дисциплина, потому что конь может начать творить в том числе и тогда, когда это не нужно.
Кефиру же, наоборот, лучше подсказать, когда он не уверен или не понимает. Иначе у него пропадет мотивация к обучению. При этом я стараюсь максимально поощрять его собственные выдумки (даже если это идет вразрез с тем планом занятий, который у меня был изначально), поскольку для него это уже вызов. Но если уж Кефир что-то выучит, то будет выполнять это беспрекословно и стабильно и я могу быть уверена, что никаких сюрпризов не будет (потому что подобные «сюрпризы» в ответ на какую-либо команду обычно появляются в самый неподходящий момент).
Правда, и в том, и в другом случае не меньше мне приходится работать и с собой. Например, при всем моем энтузиазме надо сдерживать не только Чино, но и себя, чтобы добиться каких-то устойчивых результатов, а не превратить наши занятия в сплошной творческий хаос с вечным брейнштормом. А с Кефиром, наоборот, мне нередко приходится переступать через себя и идти на какие-то «поблажки», например, временно вводя амуницию – не для контроля, а для подсказки, для более понятного и доступного объяснения того, что именно я хочу от коня. И чтобы конь при этом не упирался в интеллектуальную стену (все-таки рысака инсайты посещают гораздо реже, чем забайкальца).
Так и живем: то учим друг друга, то учимся учить друг друга…
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !