Случай произошедший с одним летчиком-асом во времена ВОВ, может поразить воображение обывателей. Обычно военные летчики возвращаются назад пешком, если их подбили. Мало кому хватит фантазии предположить, что произошло с человеком, чья фамилия (Шутт) уже намекает на то, что пилот крылатой машины был способен развеселить кого угодно…
- Макарыч! Принимай… Во… Махнул не глядя…
- Да… Да как это!… Кто позволил?!!
Примерно такой диалог можно было услышать между главный героем (Николаем Шуттом, въехавшим сюда на полной скорости на танке) и его командиром (чуть не упавшим в обморок). И это у летного поля 12-й Краснознаменной дивизии воздушных истребителей Красной армии…
Николай родился в поселке Плещеницы Минской области.
Некую часть жизни провел рабочим на предприятиях. Аккурат за год перед началом Второй Мировой выучился на летчика. Непосредственно в годы ВОВ воевал аж на шести фронтах, а потом еще и на Дальнем Востоке успел полетать, приняв, в том числе участие и в Харбино-Гиринской операции... Командовал целой эскадрильей советских ВВС. Японцев, однако, в воздухе так ни разу и не встретил…
Как-то захватил немецкий самолет на оккупированной территории (Хенкель) и сел на нем на родном аэродроме, будучи чуть не сбитым красноармейской артиллерией. Снова повторю, что сын лейтенанта Шутта умел удивить всех…
Событие, о котором идет речь в обзоре, касается другого случая - когда Шутт вернулся на родное летное поле вообще не на самолете!
Дело было недалеко от Львова, в 1944-м. Улетел на Як-1 и в установленное время… не вернулся! Вернулся позже - на закате (читайте первые абзацы!).
Выяснилось, наши танкисты подобрали. Самолет спасти не смог. Так что фраза про обмен, сказанная командиру, оказалась очередной шуткой…
Стал героем Советского Союза.
Гвардии капитаном. Что касается следующего года, успел полетать в небе над столицей бывшего Третьего Рейха. Всего же Николай Константинович совершил 430 боевых вылетов, проведя при этом 104 боя с крылатыми машинами противника. Лично сбил 18 из них!!!
Главное действующее лицо статьи закончил свою службу лишь в 1950 г.
Демобилизовавшись, какое-то время жил в родной Белорусской ССР… Позже переехал в Тирасполь, начав здесь работать обычным водителем.
Умер герой в 1977 году. На 61-м году жизни… На одном кладбище Тирасполя в честь него установлена мемориальная доска.