В советские времена нам внушали (через учебники и кино), что давшие присягу царю аристократы, прозванные “декабристами”, были благородными борцами с самодержавием. Что касается второго, то да - царя они бы устранили в любом случае. А благородство… Тут встает много вопросов.
Что в материалах следствия?
Во-первых, уже в тот декабрьский день “Х” жандармерия начала получать сотни доносов - бунтовщики сдавали друг друга, видимо, надеясь, что им “скостят” срок…
Во-вторых, благородные люди, твердо осознавшие причины и последствия своих поступков, подготовившие себя морально к возможному наказанию, не ведут себя перед блюстителями порядка как перепуганные нашкодившие дети, молящие взрослых о пощаде. А именно так вели себя многие бунтовщики-масоны.
Рылеев, к примеру, сдал еще 11 соратников, а вину за организацию мероприятия, о котором тут идет речь, возложил на Трубецкого (всегда удобно валить на того, кого нет рядом)! Кстати, через пару дней он же рассказал, что существует еще и “Южное общество”...
В-третьих, фрондеры знали, что “мучительство” дворян на следствии отменено еще указом Екатерины Великой. Никто бы не стал выдавливать из них больше того, что сказали. Давление могло иметь место, но только не в отношении таких знатных господ!
Например, в документах говорится, что пыток и даже допросов с пристрастием в отношении этого революционного деятеля не применялось. Сам он был разговорчив…
Вывод очевиден. Жажда жизни у “революционеров”-масонов преобладала над идеями и принципами.
Последние были характерны лишь настоящим революционерам - тем, что начали появляться не ранее 60-ых годов этого же столетия. Были конечно среди масонов те, кто уже пару лет каждый день представлял свое каторжанское будущее. Но большинство или были уверены, что они победят, или не думали, что в итоге дойдет до виселицы или каторги…
Но дело тут не только в трусости, родившей, по сути, предательство.
Дело в том, что даже смелые представители “цвета” русской знати просто не могли… врать! Людям “голубых кровей” воспитание это не позволяло. Это сейчас все умеют врать, а тогда для многих это было все равно что кило тараканов съесть! Анонимным доносительством занимались больше участники низшего звена. Организаторы говорили все как есть - в глаза следователям. Благородство тут надо понимать буквально - “рожденный в благом роду” (знать).