Я не могу точно сказать, с чем именно связано мое поведение в пятом классе (учебный год 1993/1994). Думаю, что на это повлияло множество факторов.
Один из главных факторов – наша семья стала жить бедно. Ощутимо беднее, чем раньше. Те небольшие накопления, которые были, семья потратила сначала на общий отпуск летом, а потом и на то, чтобы мою старшую сестру Иру папа отвез из Степногорска доучиваться в 10-11 классе в России. Мы стали экономить на всем, включая одежду и еду. Мне пришлось донашивать одежду за старшими сестрами, а это серьезный удар по моей репутации во дворе, в классе и на тренировках по гимнастике. Либо мне давали какие-то старые «дедовские» вещи, которые могли выглядеть еще хуже, чем вещи сестер.
Например, мама реально думала, что я соглашусь носить осенью старый полинялый «петушок» красно-синего цвета. Почти каждый день до наступления более холодной «зимней» погоды, когда уже можно было надеть вполне приличную кроличью шапку-ушанку, у нас с мамой была настоящая «война»:
– Виталик, надевай шапку, на улице холодно!
– Не буду я этот петушок надевать, даже не думай об этом!
– Я тебя без шапки никуда не пущу.
– Мне в школу надо, не задерживай меня!
– Другие же дети ходят в шапках, почему ты не хочешь ее надеть?!
– Они во дворе в шапке, а от дома отходят и снимают ее.
– Ну и ты бы так сделал уже!
– Ты хочешь, чтобы я тебя обманывал?! Я честно говорю, что эту шапку не надену!
Я пытался «прорваться» к двери, но мама меня хватала и не выпускала. Я вырывался, начинал кричать, что из-за нее опоздаю на уроки. В итоге, после минут 10-15 противостояния, мама сдавалась, и я убегал из дома «победителем».
Вечером домой с работы приходил отец, который бить ремнем меня перестал. Он проводил серьезный разговор, записывал мне очередной штраф, и на следующий день история повторялась. Но это были не все проблемы, которые я приносил своим родителям. До школы я в итоге доходил из дома далеко не всегда. Дорога к школе шла через небольшой лесок, в котором на поляне более взрослые ребята устраивали «рейтинговые бои», чтобы застолбить за собой более высокое место в нашей школьной иерархии.
В лесу во время уроков или на больших переменах дрались только лучшие из лучших – парни из первой пятерки рейтинга в каждой из возрастных категорий. Я по пятым классам в пятерку лучших не входил, но мой одноклассник Коля Мельник считался самым сильным из всех пятиклассников. Более того, он начал подниматься вверх по рейтингу, бросая вызов шестиклассникам. Как я мог не поддерживать своего одноклассника в таком деле? Конечно же, ходил и поддерживал его во время всех боев!
Прогулов уроков стало так много, что даже мой классный руководитель Зауре Казбековна пришла однажды домой для разговора с родителями. А потом добавились еще и прогулы тренировок по спортивной гимнастике. На осенних соревнованиях я снова не смог стать призером, психанул и решил больше не ходить на гимнастику. Около месяца я делал вид, что иду на гимнастику, а сам сначала пару недель просто гулял, потом стал ходить на тяжелую атлетику. Причем туда начал ходить из-за настольного тенниса. У них в зале стоял стол и можно было играть в пинг-понг во время разминки в начале занятия или после окончания тренировки. Но потом мой тренер по спортивной гимнастике, Михаил Николаевич, тоже пришел к нам домой, поговорил с родителями, и меня все-таки убедили продолжить заниматься гимнастикой.
К этому добавлялись постоянные драки во дворе, ведь кто-то уже пытался надо мной смеяться из-за одежды, да и в целом надо было ставить других мальчишек на место, чтобы оставаться в первых номерах рейтинга. Из-за этого к моим родителям на разговор регулярно приходили папы и мамы детей, которых я бил. В какой-то момент мне мама стала постоянно говорить:
– Будешь продолжать себя так вести, мы тебя в исправительную колонию отдадим! Там тебя научат, что можно делать, а что нельзя.
– Ну и отдавайте! – огрызался я, считая себя обиженным и оскорбленным.
Конечно, главный конфликт у нас был с мамой, которая все время находилась дома. И это еще один из факторов, которым я объясняю свое поведение. Ведь у всех моих друзей и знакомых мамы работали, при этом ни у кого не было такой большой проблемы с вещами. Я не мог понять, почему мои родители не могут позволить себе купить для меня осеннюю шапку? Почему мы совсем перестали есть мясо и колбасу, а вместо этого покупали свиные головы и готовили из них зельц? Почему моя зарплата за домашние дела не повысилась, хотя цены на всё в магазинах увеличились в разы? И таких «почему» у меня было очень много, а толковых ответов никто не давал. Сам же я был еще слишком мал, чтобы полностью осознавать происходящее...