Найти в Дзене
ТВК Красноярск

«Эмпатии не хватило»: почему эксперты считают Александра Усса непопулярным губернатором

20 лет в Заксобрании, хорошая репутация, абсолютная ассоциация с Красноярским краем. С таким ресурсом в 2017 году Александр Усс стал врио, а затем, в 2018 – губернатором. Его назначение для жителей края было вдохновляющим, считают эксперты. Люди думали: раз Усс «наш» и хорошо знает край – решит все проблемы. Однако последние годы на посту губернатор попадал в федеральные антирейтинги по доверию. Почему Алексанру Уссу не удалось стать популярным губернатором? Собрали мнения экспертов.

  • 18+

«Эмпатии не хватило»: почему эксперты считают Александра Усса непопулярным губернатором 

 407 

22 АПРЕЛЯ

20 лет в Заксобрании, хорошая репутация, абсолютная ассоциация с Красноярским краем. С таким ресурсом в 2017 году Александр Усс стал врио, а затем, в 2018 – губернатором. Его назначение для жителей края было вдохновляющим, считают эксперты. Люди думали: раз Усс «наш» и хорошо знает край – решит все проблемы. Однако последние годы на посту губернатор попадал в федеральные антирейтинги по доверию. Почему Алексанру Уссу не удалось стать популярным губернатором? Собрали мнения экспертов.

Кирилл Дюндик

, политолог:

«Одна из основных причин, которую мало кто может понять – профессиональная деформация. Александр Викторович 20 лет был спикером Заксобрания, находился на трибуне, был режиссером всего процесса и привык разговаривать сверху и с определенным контингентом людей. Когда он с этим вышел в народ, это было воспринято, как барство и надменность, а он себя переделать не смог и замечаний не услышал. Это одна из основных причин, потому что люди голосуют сердцем и относятся с душой. Они увидели в этом надменность и неискренность. Усс это не услышал, и никто из консультантов ему подсказать не смог. Это причина антирейтинга иррационального.
А причина рейтинга, основанного на фактах, такая. Он 
закупорил собой эпоху
, он пожилой человек, он работал в стиле, который уходит. Он везде рассадил своих людей, в этом его обвиняют. В том, что они были не очень эффективны. Все это в совокупности такую низкую популярность ему обеспечило. Хотя надо отметить, что конкретных негативных фактов о том, что он что-то украл или плохо поступил, нет. Его антирейнтинг носит такой характер, не связанный с фактами».

Политолог Алексей Аксютенко также считает, что у Усса не получилось собрать хорошую команду, так как он опирался на свой опыт в ЗС:

«В своих управленческих подходах Усс остался в 2002 году. Но прошло уже больше 20 лет, и принципы управления поменялись, и динамика, необходимая для принятия решений, совершенно другая. Годы, где он был спикером ЗС, они его очень расслабили. Собраться и собрать заново работоспособную команду не удалось. Он собрал тех людей, которые были с ним в 2002 году. Эти люди и сыграли печальную роль в судьбе красноярского губернатора. Я считаю, что такое завершение карьеры – это не то, о чем мечтал Александр Викторович».

Также, отмечает Аксютенко, Усс мог бы правильно использовал ресурсы, которые получил за 20-летнюю историю в Заксобрании:

«Усс делал все, чтобы уничтожить тот политический капитал, который он наработал, будучи спикером Заксобрании. Он был органичен в роли лидера депутатского сообщества в ЗС. Как только он сам встал в позицию чиновника, который несет ответственность за то, что происходит, подписывает документы, вынужден принимать непопулярные решения – он тут же растерял налет профессионализма, который сопровождал его на посту спикера Заксобрания. Одно дело быть главой парламента и другое – выходить к людям».

Еще одна из причин непопулярности – отсутствие эмпатии к жителям региона, считает социолог Андрей Шалимов:

«Люди хотели равного себе, отстаивателя своих интересов. Чтобы он на людском языке разговаривал, а не на начальственном. Это люди очень быстро определили, особенно в кризисных ситуациях. Таких кризисных ситуаций было две. Это ситуация с потопом в Канске, когда он там людям запрещал права качать. И вторая – пожары, которые случились в Красноярском крае в 2019 году. Усс в этот момент не на стороне людей был, которые задыхались от гари, а на стороне начальственной. Он сказал – тушить пожары экономически не выгодно. Тут вопрос-то был не в экономической целесообразности, а в эмпатии. Этой эмпатии Уссу не хватило. Еще у людей есть серьезная проблема "черного неба". И Усс ни разу не проявил эмпатию к этой проблеме, какого-то человеческого отношения к людям, которые страдают от того, что в Красноярске в течение нескольких недель в году зимой становится невозможно дышать».

Об отсутствии эмпатии к жителям региона говорит и депутат Горсовета Игорь Гринёв:

«Александр Усс пользовался особой непопулярностью у красноярцев. Причиной антирейтингов явилось то, что бывший губернатор заботился о себе, своих знакомых и родственниках, а не о жителях Красноярского края. У Усса полностью отсутствовал интерес в решении реальных проблем. Все нужные решения заменялись якобы пиар-ходами в виде празднования 200-летия губернии, возведения флагштоков и так далее».

Политолог Виктор Потуремский уверен, что губернаторство Усса – сложное время с множеством вызовов:

«Давайте поговорим о Геракле – народный герой, но мифическое существо. Когда мы говорим об Александре Викторовиче, нужно понимать, что это легендарная фигура в истории Красноярского края. То, что происходило с момента его активного включения в политику, начиная там с 1997-98 года, 2002 и после – это во многом история успеха. Геракл, оставаясь Гераклом, обречен совершать все новые и новые подвиги. Но Александр Усс – явление более комплексное и сложное. 5 лет Усса – это очень сложный период, очень много вызовов, очень много чрезвычайных ситуаций: пожары, разлив нефти. И в этом смысле это требовало неких сверхкомпетенций и новых подходов, и нового опыта. Но произошло то, что произошло.
Я оцениваю период Александра Викторовича Усса и самого его, как, безусловно, успешного губернатора в истории края. Но то, что пришло время уступить это место – это объективная реальность по сухому остатку всего, что было. Плюс история с противостоянием финансово промышленных групп – это всегда серьезный вызов для исполнительной власти. Это отличает наш регион от соседних – Иркутска, Новосибирска, Томска, Кемерово и тд. Красноярский край немного другой по ментальности, по управленческой истории культуры. Здесь больше и выше результаты, и спрос со стороны избирателей выше».

Политолог Кирилл Дюндик отмечает, что развитие региона зависело не совсем от Усса, а больше от федеральных властей:

«Что касается того, как развивался регион – это было обусловлено не его успехами и недочетами, а федеральной повесткой. Это и проведение Универсиады, и общая экономическая ситуация. Енисейская Сибирь, к сожалению, не заиграла. Это его ключевой проект. Она фоном проходила, мы не увидели волшебных превращений. И конечно, надо отметить очень неудачный сюжет с самым высоким флагштоком и самым большим флагом. Это откровенная глупость. Она поставила финальную точку еще и в отношение людей в том числе.
Проблемы экологии, пожаров и метро безусловно отразились, но нужно понимать, что губернатор был практически бессилен. Тут вряд ли будет силен и следующий губернатор. Потому что черное небо и экологические проблемы – тут нужна народная воля. Население должно активно выступать за изменения, как это было с ферросплавным заводом. Там очень мощное федеральное лобби, промышленное. Только когда люди объединятся, и федеральная власть услышит, что нельзя не считаться с мнением людей, то тогда изменения будут. Тоже самое касается и отставки губернатора – переизбрать его при таком антирейтинге было бы сложно».