Найти в Дзене
Василий Колода

Колыбельные

В первые два года своей жизни человек погружён в абсолютно уникальную атмосферу состоящую во многом из песен , декламаций и речитативов :колыбельных и баек.

Эти жанры адресованы лично ребёнку и направлены на начало формирования личности человека и завершение его перехода в мир живых.

В традиционном обществе колыбельная берет на себя три основные функции. Любопытно ,что эти функции дошли до нашего времени. Но без изменений не обошлось!

Эти функции выглядят так:

1. Убаюкивающая

2. Охраннительная

3. Формирующая

Теперь подробнее:

Функция убаюкивания основная в колыбельной песни. Ей свойственно призывание сил природы и различных животных ,особенно птиц. Для помощи ребенку скорее и глубже уснуть.

И конечно же, этой функции принадлежат известные всем попевки "люли-люли" и "баю-баю"

"Бай бай бай бай,

Спи-ко,Валя, засыпай!

Спи-то, Валенькя, усни,

Крепкой сон к тебе приди!"

"Люлю люлю люленьки, да

Прилетали гуленьки

Серёженьке на люленьки, да

Стали гули ворковать,

Стал Серёжа усыпать.

Баю бай, баю бай!"

Функция охранительная.

Очень важна для традиционного общества, сохранилась она и в наши дни. Но воззрение на охранную функцию и варианты её проявления у нас и наших предков сильно разнятся.

И связано это восприятием.

Новорожденный, для традиционной культуры , является человеком не до конца пришедшим в наш мир. Да, в старых колыбельных появляется, совершенно неожиданный для нас, мотив смерти. Многие этнографы и фольклористы считают что эта тема введена специально, чтобы "обмануть" смерть. По другой версии, для новорождённого, как для пришельца с "того света" тема смерти считалась абсолютно не табуированной.

"O-o-o, люлю, Спи-ко,

Лилюшка, усни!

Люлю люлю люлю бай,

Люлю люлю люлю лю!

После банюшки-пару

Не ходи по ветерку!

То настынёшь и помрёшь,

Во сыру землю пойдёшь!"

И вот ещё...

"Люлю бай, люлю бай,

Хоть сейчас помирай!

Тятя гробик сделаёт

Из осиновых досок.

Мама платьицо сошьёт

Из коненкоровы рубашки

И нахлёсточку пришьёт.

Понесём, повезём,

Закопаём в чёрнозём.

В чёрнозёме-то вода

Подбежит под тебя."

Функция формирующая:

Назначение этой функции сформировать человека, как часть общества, полноправного участника социальных процессов. Привить ребенку знания, относящиеся к труду и ремёслам.

-2

Здесь происходит своеобразное заговариваение человека на будущую жизнь в коллективе.

-3

"Баюшки, дружок, да Не кошёной твой лужок.

Баю баю баю бай!

Когды выростёшь, дружок, Тогды ты выкосишь лужок.

Баю баю баю бай!

Когды выкосишь лужок, да В ту пор сметёшь и стожок.

Люлю люлюшки люлю!

Зимой в город повезёшь, Себе обновок наберёшь.

Баю баю баю бай!

Купишь аглицку рубашку, На головушку фуражку.

Баю баю баю бай!

Купишь ты себе штаны, да Вытяжные сапоги.

Люлю люлю люлю лю!

Ты наредишьсе, пойдешь, да Позавидуёт народ.

Баю баю баю бай!

Позавидуёт народ:

«Там чей нарядной-от идёт?» Баю баю баю бай!"

"Баюшки побай, да Мне за байканьё подай!

Баю бай!

Мне за байканьё подай, да За воженьё россчитай!

Баю баю баю бай!

Я немножечко прошу— Одну чашечку чайку.

Баю бай!

Одну чашечку чайку, Два кусочка сахарку.

Баю баюшки побай!

Два кусочка сахарку Да кусочек хлебушка.

Баю бай!

Медка литку да пирог, Бросим ведь Ваньку в под порог.

Бай бай, баю бай!"

И конечно же, эти функции часто совмещаются в одной колыбельной:

"О, Зыбаю, позыбаю,

Пошел мужик за рыбою.

Пошла мать пелёнка мыть,

Я пошла коров доить.

Хочут Павлу накормить,

Павла-то наелася.

Пойдем, Павла, ка сарай,

Коням сено надавай!

Кони сена не едят,

Всё на Павлоньку гледят.

Хочут Павлу затоптать

И в могилку закопать."

Под трансляцию этих жизненных установок человек входил в жизнь.

Конечно, степень присутствия тех или иных функций зависела от региона. Но, в целом, задача колыбельных и баек заключалась в том, чтобы подготовить человека к противоречивости , спонтанности и неоднозначности жизненных явлений.

Колыбельные взяты из сборника северных баек Б. Ефименковой.