Найти тему

Все возрасты подвластны кино? Истории наилучших и наихудших изменений возраста в исполнении советских актеров

Иногда возраст персонажа, сыгранного актером, может отличаться от его возраста актера.Чтобы Ольга Ефремов выглядела моложе на экране, ей натягивали кожу невидимыми нитями, тогда как Игорь Костолевский не смог полностью скрыть свою молодость, играя старика.

Обычно считается, что возраст персонажа не имеет особого значения для артиста, и это всего лишь условность. Однако в театре это утверждение имеет большее значение, поскольку зрители находятся на значительном расстоянии от сцены и не всегда могут рассмотреть все признаки старения любимых исполнителей. Например, Борисова играла роли молодых девушек даже после 60, благодаря своей крайне молодой внешности. Леонидов также играл в "Мертвые души" практически до 65. Однако, когда это представление было передано на телевидение в 1978 году, зрителям было очень тяжело смотреть на такого пожилого актера.

-2

Кино - это вид искусства, где редко удаётся скрыть реальный возраст. Иногда этот процесс проходит так гармонично, что мы не замечаем отличий. Однако бывают случаи, когда отличия слишком заметны и не укрываются от зрителя.

-3

Существует множество примеров того, как артисты справлялись с задачей играть персонажей, отличающихся от их реального возраста. Один из наиболее известных случаев - это работа Георгия Вицина в фильме "Максим Перепелица", где он с успехом воплотил образ колхозного старика. В то время Вицин был еще малоизвестен, и люди даже не задумывались о том, что актеру всего 35 лет. Через 12 лет Вицин снялся в гайдаевском фильме "Самогонщики", где его персонаж стал знаменитым. Несмотря на то, что Георгий стал известным, он продолжал успешно играть роли, отличающиеся от его возраста. В частности, в 47 он сыграл Мишу Бальзаминова, чей возраст был чуть более 19 лет. Этот фильм является одним из шедевров советского кинематографа, и заслуга в этом, несомненно, принадлежит работе Вицина.

-4

Еще одним замечательным примером возрастного превращения стало выступление Лукьянова в "Большая семья". В этой картине он убедительно играет старшего из Журбиных, которому, согласно сюжету, под 70. Однако, можно задаться вопросом, почему для старых персонажей режиссеры выбирают актеров молодых лет, вместо того чтобы пригласить зрелых звезд. Нанять юного актера для пожилого персонажа может быть оправданным, если в сюжете фильма это обусловлено. Но если использовать молодого актера для игры пожилого персонажа (или наоборот, старшего актера для игры молодого), то это может стать рискованным делом. В случае с перечисленными фильмами, создатели справились на славу.

-5

Ещё один пример успешного возрастного преображения на экране - это "Депутат Балтики", где роль Полежаева исполнил 33-летний Черкасов. Режиссёр считал оправданным приглашение значительно более молодых актёров на возрастные роли. Также следует упомянуть Кадочникова, который в своей постановке "Снегурочка" сыграл роль пожилого Берендея в возрасте 53 лет. Однако все эти успешные перевоплощения имеют одну общую черту - персонажи имеют седую бороду, которая порой упрощает восприятие зрителей.

-6

Хотя советское кино добивалось успехов в возрастных трансформациях, оно также испытывало неудачи. Один из печально знаменитых примеров - "Анна Каренина". Актриса главной роли Тарасова и Массальский в роли Вронского, а также другие артисты, были перенесены из спектакля 1936 года в живое кино. Прошли года, актеры стали старше и выглядели неубедительно. Кино было создано в 1950-х годах, поскольку в 1930-е годы не было возможности запечатлеть представление на пленку. Актеры МХАТа попросили руководство не показывать кино в знак уважения к Алле Константиновне.

-7

Несмотря на театральную историю, кино "Анна Каренина" не смогло повторить успеха своего источника и стало одной из наиболее обсуждаемых провалов советского кинематографа. Подобный пример можно найти и в более поздние годы. Например, в фильме "Дознание пилота Пиркса" режиссёр Константин Лопушанский пригласил на роль героя пожилого американского пилота Говарда Филлипса актёра Фёдора Добронравова, который на тот момент был гораздо моложе своего персонажа. Результат получился далеко не таким убедительным, как в случае с Черкасовым в "Депутате Балтики" или с Лукьяновым в "Большой семье".

-8

В целом, выбор молодых артистов для возрастных ролей является рискованным шагом, требующим осторожности и тонкой работы гримёров и создателей. Однако в определённых ситуациях, когда это сопровождается грамотной игрой и умелой постановкой, такие возрастные трансформации могут принести зрителям и критикам массу положительных эмоций и оставить яркий след в истории кинематографа.

Неудачи в Советском кинематографе можно вспоминать ещё долго. Еще один провал был запечатлён в ленте Григория Александрова «Скворец и Лира». Во многих своих работах на главную роль он ставил собственную супругу, которой на тот момент было почти 80 лет. Нельзя не отметить старание гримёров, которые тщательно старались скинуть года с помощью подручных атрибутов: на руки надевали перчатки, а на сцене свет настраивали так, чтобы на возрастном лице морщины были менее заметны. Однако, как бы они не старались, превратить пожилую женщину в 40-летнюю не так-то просто. Это был провал, фильм был обречён на поражение, поэтому его так и не выпустили в свет. При этом правду режиссёру о причинах снятия фильма из проката никто не сообщил. Его заверили, что в фильме поднимается нежелательная тема советских разведчиков в Германии. Хотя все знали настоящую причину, но Александров поверил им и не препятствовал.

-9

Стоит отметить, что сняться в роли молодых людей пытались не только взрослые женщины, но и мужчины. Один из таких примеров - Олег Ефремов, который сыграл роль молодого человека в романе «Рудин». На тот момент актёру было уже 50, а в сценах нужно было играть молодого и амбициозного человека, который всеми способами завоёвывает сердце дочери помещицы. Почему на место главного актёра было решено поставить уже взрослого человека - непонятно. К тому же Ефремов вёл не очень здоровый образ жизни: выпивал и курил. Некоторые даже давали ему лет больше, чем есть на самом деле.

В этой ситуации режиссёр не планировал сдаваться, поэтому решено было сделать подтяжку лица Ефремову. В то время это значило не хирургическое вмешательство, а нечто иное. При этом сам актёр охотно соглашался на все манипуляции и был очень увлечён процессом. Под подтяжкой лица в то время понималось накладывание прозрачных лоскутков на лицо, которые закатывались на невидимые нити, а их концы скрепляли на верхней части головы под волосами или париком. Только вот данная процедура очень болезненная. С зафиксированными заплатками актёр испытывает неприятные ощущения вплоть до того, что ему тяжело дышать и говорить. Однако в то время многие все равно жертвовали собой, если этого требовала роль.

В Советское время людей ради роли старались не только омолодить, но были случаи и обратного превращения. Если в настоящее время грим позволяет любого человека сделать неузнаваемым, то тогда не было таких возможностей. Гримёры были уверены, что наложение нескольких складок на лицо поможет сыграть молодому актёру пожилого старика. Они явно ошиблись на этот счёт, возьмём в пример фильм «Рождённая революцией». Герой Евгений Жариков должен был сыграть пожилого старика, однако ему не удалось внушить доверие зрителям. Даже парик с седыми волосами и попытки подстроить походку не спасли ситуацию. Сцена показалась зрителям забавной, так как попытка «состарить» была явно неудачной. Было ещё множество других попыток, когда молодые мужчины пытались сыграть стариков, но их всегда выдавала их энергичность и внешний вид.

-10

Уверенность гримёров, что для роли пожилых людей достаточно использовать только парик и немного добавить морщин подвела их в очередной раз. Например в ленте «Тегеран-43» сыграли молодые мужчина и девушка: Игорь Костолевский и Наталья Белохвостикова. Картину признали нелепой, когда увидели на экранах плохо замаскированных стариков. Почему-то тогда не учитывали, что человека выдает не только лицо. По фигуре часто можно определить примерный возраст, а походка всегда выдает уже нажитые болезни. В фильме все «пожилые» отлично передвигаются и имеют хорошие фигуры, что даже не пытались скрыть гримеры. Скорее всего режиссерам следовало более детально продумать сюжет и подобрать актеров, подходящих по возрасту. Если бы речь была о театральной постановке, то парика и немного грима хватило бы, чтобы убедить людей. Все знают, как выглядит зал в театре: зрители сидят далеко от сцены, поэтому они не могут детально разглядеть лица актеров. Порой даже одного парика было достаточно, чтобы «состарить» актёра для сцены.

-11

Из этой же ленты можно вспомнить только один удачный образ - 46-летнего Марлона Брандо. Он выглядел настолько убедительно и схоже с «пожилым» человеком, что ему даже не нужны были дополнительные элементы для грима, такие как борода и парик. Но картину «Тегеран 43» нельзя назвать неудачной или провальной, так как большинство сцен герои появлялись в настоящем возрасте.

Вообще, изначально нужно было задать вопрос, была ли вообще возможность в то время загримировать актеров так, чтобы их было не распознать в новом облике. Скорее всего гримерам просто не хватало подручных средств, а актёры не особо могли вжиться в роль. Поэтому в Советское время было много киноляпов, которые вспоминают до сих пор.