Найти тему
mirenauki

Единственный немецкий авианосец, который так и не был построен. Солдаты Третьего Рейха потопили его сами

Оглавление

Авианосцы в настоящее время являются наиболее мощными боевыми надводными единицами, которые используются человеком. Немногие страны могут позволить себе иметь хотя бы одну такую ​​махину, а крупнейшие державы мира, такие как США, Китай или Россия, имеют несколько таких кораблей. Перед Второй мировой войной Германия тоже планировала создать свой авианосец, но в итоге Graf Zeppelin так и не был достроен.

В настоящее время немецкая армия является 25-й армией мира и одной из важнейших сил НАТО. Местные оружейные заводы славятся производством ценных штурмовых винтовок, самоходных гаубиц и танков Leopard 2 , которые вскоре должны быть отправлены украинцам, чтобы они могли эффективно бороться с российским вторжением. Хотя немецкая военная промышленность мощна, западный сосед Польши никогда не имел собственного авианосца .

Как мы уже упоминали, создание и обслуживание такого агрегата чрезвычайно дорого и сложно, а значит, это могут позволить себе лишь немногие из наиболее развитых стран . Однако это не означает, что в прошлом у немцев не было планов построить собственную стальную махину, которая была бы способна перевозить бомбардировщики или истребители.

После окончания Первой мировой войны на Германию (тогда Веймарскую республику) были наложены ограничения на развитие собственной армии . Санкции коснулись и военно-морского флота – в нем не могло быть морской авиации, которая в 1920–1930-е годы приобретала все большую известность. Хотя первоначально к авианосцам относились как к подразделениям поддержки, во время Второй мировой войны они оказались решающими.

Еще до ее начала немцы знали об этом , поэтому в 1935 году был заключен контракт на строительство двух единиц — Flugzeugtrager A и B, т.е. авианосца A и B. Первый из них — герой этого текста, т. е. Graf Zeppelin, строительство которого началось в декабре 1936 года.

Единственный авианосец Германии - каковы были его возможности?

План Z, согласно которому должен был быть создан Кригсмарине, т.е. военно-морской флот Третьего рейха, основывался на создании флота из четырех авианосцев и 10 тяжелых линкоров . В конце концов, однако, было начато строительство двух единиц, приспособленных для взлетов и посадок самолетов, — уже упомянутого корабля «Граф Цеппелин» и авианосца «Петер Штрассер», который был назван в честь создателя немецкой морской авиации .

Закладка киля состоялась в декабре 1936 года, что считалось началом реальных работ по строительству корабельной части, а через два года корабль был спущен на воду . Это событие под наблюдением многих нацистских офицеров и политиков, в том числе Адольфа Гитлера и Германа Геринга, произошло в Кельне. Тогда же было решено, что первый немецкий авианосец будет назван в честь графа Фердинанда фон Цеппелина, одного из самых известных авиационных инженеров Германии.

Каковы были предположения при проектировании? Авианосец «Граф Цеппелин» — это единица, длина которой задавалась в 263 м, а водоизмещение — благодаря использованию бронекорпуса — должно было составить свыше 33 тыс. тон . Силовая установка состояла из четырех турбин с редуктором Brown, Boveri & Cie, для запуска и работы которых требовалось 16 масляных котлов LaMont . Речь идет об агрегате, мощность которого оценивалась в 200 000. л.с. - для сравнения, самый большой в мире дизель (Wartsila RT-flex96C) имеет в сумме более 108 000. км .

Экипаж авианосца Graf Zeppelin насчитывал свыше 1,7 тыс. человек. моряки с мощным оружием. Это о:

  • 16 150-мм орудий СК С/28;
  • 12 × 105-мм зенитных автоматов FlaK 39;
  • 22 × 37-мм зенитных автомата SK C/30;
  • 28 20-мм пушек Flak 30.

То, что должно было облегчить запуск боевых самолетов на борт авианосца, представляло собой специальную систему из двух катапульт, использующих для запуска конструкции сжатый воздух . Испытания показали, что Graf Zeppelin способен запустить дюжину самолетов за шесть минут.

Сколько и каких именно машин предполагалось использовать? В ходе дальнейшей работы концепция менялась , и первоначально гросс-адмирал Эрих Иоганн Альберт Редер, главнокомандующий Кригсмарине, согласился использовать уже бывшие в употреблении истребители и бомбардировщики, но затем решил, что потребуются новые конструкции, специально предназначенные для авианосной эксплуатации. .

С этим не мог согласиться глава люфтваффе Герман Геринг, который указывал, что немецкая авиация уже сильно загружена и новые машины не будут построены до 1946 года. Наконец, боевых самолетов было 42 :

  • 30 пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka;
  • 12 истребителей Мессершмитт Bf 109.

Начало конца

Трения между Кригсмарине и Люфтваффе, а также технические проблемы во время строительства привели к тому, что Graf Zeppelin был построен, хотя корабль был готов на 80%. в сентябре 1939 года, т. е. во время начала Великой Отечественной войны , все пошло не по плану. Строительство второго авианосца Peter Strasser также началось в 1938 году, но весной 1940 года было принято решение о прекращении работ по обоим кораблям . Почему такое решение, ведь Graf Zeppelin был почти готов? Причиной якобы стало наступление германской армии на Норвегию — военно-морской флот Третьего рейха, отвечавший за оборону протяженной береговой линии этой страны и расположенных на ней портов, нуждался в мощных пушках .

Гранд-адмирал Эрих Иоганн Альберт Редер убедил Гитлера, что 150-мм орудия, которые должны были быть установлены на авианосце, сейчас пригодятся в Норвегии, поскольку « Граф Цеппелин» не будет полностью готов к работе до 10 месяцев спустя . 105-мм зенитки, которые должны были войти в состав вооружения части, также были отправлены в другие места.

В июле 1940 года корабль был отправлен в порт Гдыня, а непосредственно перед вторжением Третьего рейха в Советский Союз (июнь 1941 года) было принято решение перевести корабль в Щецин для защиты от атак советской авиации. Операция «Барбаросса» также оказалась проблемой, помешавшей завершить строительство авианосца «Граф Цеппелин». Однако речь шла не о советских воздушных атаках, а об уже упомянутой значительной нагрузке на люфтваффе , у которых не было достаточно вычислительных мощностей, чтобы обеспечить нужное количество самолетов для обслуживания Graf Zeppelin.

В конечном итоге Гитлер был разочарован действиями Кригсмарине до сих пор, что привело к смене действующего флотоводца — гросс-адмирала Эриха Иоганна Альберта Редера сменил Карл Дениц . Ему также не удалось убедить Гитлера вкладывать дополнительные средства в Кригсмарине, что привело к отмене всех заказов и приостановке работ над создаваемыми кораблями . Это касалось и частей, которые были близки к завершению, в том числе авианосца Graf Zeppelin.

Наконец, в январе 1943 года работы были завершены, и корабль отбуксировали в Свиноуйсьце. Когда армия СССР вошла в город в апреле 1945 года, ВМС Германии потопили так и не достроенный авианосец, чтобы Советы не могли его использовать . Летом того же года Красной Армии удалось поднять корабль, чтобы иметь возможность переоборудовать его и включить в состав собственного флота, но в конечном итоге его пришлось уничтожить по англо-советскому соглашению от декабря 1946 года.

Авианосец Graf Zeppelin был уничтожен в августе 1947 года — агрегат покоился на дне Балтийского моря и был заново открыт только в 2006 году польской компанией Petrobaltic , занимающейся добычей нефти. Корпус корабля находился примерно в 55 км от Владиславово на глубине 87 м. В то время было окончательно подтверждено, что найденные останки принадлежат единственному немецкому авианосцу «Граф Цеппелин».