С этой Горой у меня с детства были сложные отношения. Впервые я попала на Эльбрус лет в 9-10 на трассу скоростного спуска. Слалом и гигант нам ставили на Чегете, а вот скоростной спуск на Эльбрусе. Смешно, сейчас, какие же были у меня скорости на том спуске на лыжах «польспорт» ростовки 145 с креплениями КЛС, шнурковых кожаных ботинках и в мотоциклетном шлеме? Про скорость не помню, зато помню, как на финише всегда хлестала кровь из носа, поскольку с Гара-баши 3850 до Кругозора 3000 мы лётали этот скоростной спуск, все же, очень быстро. Ненавидела я всей душой бесконечный ежедневный пешкодрал 3 км вверх-вниз в этих самых шнурковых ботинках с двумя парами лыж на плечах от самого поселка Терскол до канатки и дребезжащую одноместную креселку, к которой примерзали штаны, а кожаные ботинки, промокшие после хождения по лужам терскольской дороги становились к верху подъема камено-ледяными.
Дальше, лет через 7-8 я уже работала там в разных альплагерях инструктором по горным лыжам и катала своих исключительно на Чегете. Народ за 2 спуска укатывался «чегетской техникой» до изнеможения, а на Эльбрусе что делать-то? Гора для неспешного катания беременных женщин. Короче, я продолжала ее не любить.
Еще пяток лет и вот меня уже занесло на эту гору закрывать 2-ой разряд по альпинизму. Но не закрывать, конечно, что там 2А для второго-то разряда? Так, отметиться, поскольку для разряда нужно было закрывать «2А-2Б руководство», и мы ходили стайкой «двойки» ставя попеременно в отчетах то одного, то другого руководителем, а Эльбрус не вписывался ни куда, поскольку классика через «Приют 11» это вообще 1Б. Ну пошли уже «до кучи». И тошнило меня на этой 1Б как новобранца, как будто не бегала месяц перед этим щёлкая скальные тройки. Где-то на 5.300 решила, что раз мы друг друга не любим с детства, то и не надо, не больно то и хотелось.
Прошло 30 лет. Сходила я и на Маттерхорн играючи, и в Антарктиде на Винсон без проблем, в портфолио зашли и крымские скалы по маршруту «7 вершин» и пик Кения в Кении, там 5А стена и Охос дель Саладо, а там почти 7 тысяч. И вот к 30-тилетию моего последнего визита на Кавказ решила я зимний Эльбрус сходить. На 8 марта 2021 Абрамов Александр решил устроить тренинг для соискателей Эвереста. Я на Эверест не собиралась, но зимний Эльбрус хотела попробовать.
По прогнозу ветер на вершине был 60 км в час, но мы с Сергеем Автомоновым вдвоем вышли. Ну, куда дойдем – туда дойдем. По голимой сосульке поднялись до косой полки, словили все 60 км в час в лицо, развернулись и пошли вниз. Морозно, ветрено было, но без туч: великолепный рассвет на широченной панораме главного кавказского хребта был моей наградой вместо вершины Эльбруса.
Через пару недель, смотрю – погода наладилась. Звоню Сергею, хватаю чувал с вещами и снова на Эльбрус. Но погода за прогноз не отвечает. Просидели мы на горе несколько дней, а там без просвета. Март закончился, третий заход на Эльбрус тоже не удался.
Прошел год. Конец февраля 2022 принес множество сложных новостей. Мозг раздвоился, спасение одно – горы, место силы. Там, когда идешь вверх думаешь только лишь о том, чтобы идти, чтобы поднять ногу и переставить ее еще на 10 см вперед. И все. Для меня это было важно в тот момент – попасть именно в такое состояние, поскольку теленовости разорвали мою жизнь и бизнес на «до и после». И снова 8 марта, зимний Эльбрус и прекрасный тренер случайно как раз «на районе». Ну, пошли мы с Сергеем Ковалевым наверх. Днем отличная погода – сгоняли на 5.000 влегкую, а на ночь прогноз поганый, все как обычно – 60 км в час на вершине. Мне уже 3-ий раз одного дня на аклимуху при погоде не хватает, а для зимнего Эльбруса этот день очень важен. В этот раз нас на снегоходе пообещал поднять местный боец аж до скал Пастухова, но только по одному. Мне досталась поездка первым номером. По тому натечному льду мы с Сергеем днем шли, было стремно. На снегоходе ночью я прощалась с жизнью, но обошлось, высадил меня боец где-то на 4.500 в минус 30 и штормовой ветер, а сам поехал вниз на приют за Сергеем. В дикой пурге при ураганном ветре продержалась я там одна минут 20. Из полнейшей темноты выполз на меня фонарь снегохода, и Ковалев увидел сосульку – меня то есть. На приюте было потише, а тут с каждой минутой дело ухудшалось. Мы и не надеялись на вершину, ну хоть на перемычку сходить... Команду «валим вниз» я выполнила беспрекословно быстро.
Прошло полгода. Да елы палы, гора, как мне тебя обхитрить? Летом идти точно не хочу. Сотни страдальцев, медленно бредущих и часами тошнящих, которых невозможно обогнать – не мой сюжет, я в горы еду за тишиной и спокойствием, а не аттракционе в очереди постоять.
Короче, на работе окно в неделю случайно выдалось в октябре. Утром забежала на работу, днем собрала шмотки и 1800 км за рулем – через 24 часа я на месте. Дождь такой, как будто тут Мальдивы, а не Кавказ: руку из окна высунь – дождем отрубит, так льёт. Не отчаиваюсь, поскольку прогноз через 2 дня обещает 36 часов солнца. Мне, как всегда, в первые 24 вписаться не удастся из-за аклимухи, а вот хвост этой погодной «форточки» я поймать смогу. Дело осталось за малым – свободного бы инструктора найти. Сезон закрыт, народ с горы уехал, кого искать? И вдруг мне повезло: Исмаил Керимов сходил на Эльбрус 122 раза и ровно 2 дня свободен, поскольку строит кафе на Кругозоре, а ему не завезли материал и как бы пару дней у него есть. Его долго не пришлось уговаривать. Он задал мне только один вопрос: «Ты меня 123-ий раз на Эльбрус точно отведешь»? Конечно да, ну с пятого-то раза должна Гора простить мне детские обиды?
Пока Исмаил утрясал своё резкое убытие со стройки, я сгоняла по солнышку на 5.000 – зашла на ура. Сижу на «утопленнике» - на ратраке 4950, жду его, акклиматизируюсь. А он тем временем зашёл в прокат и на снегоходе затащил мне и себе наверх и лыжи, и ботинки. Вот это удача выпала – катнуться с 5.000 на лыжах по пустой горе по прекрасной солнечной погоде!
Прогноз держал слово. Форточка медленно закрывалась, но мы успели. Стартовали в 4.30 и ровно через 5 часов были на вершине, а еще через 3 часа были снова на приюте. В 14.30 обедали в посёлке, а в 9 вечера я ужинала на трассе в районе Армавира.
Понедельник утро. Я телом на работе, а головой на Эльбрусе. Как хорошо, что нам удалось помириться и договориться с этой Горой.
Господи, дай всем силы любым способом договориться и помириться!
Спасибо вам, великолепные мои тренера: Александр Абрамов Сергей Ковалев Serg Avtomonov Исмаил Керимов