A-10 Thunderbolt II — один из самых успешных военных самолетов в истории, недавно отметивший 50-летие своего первого полета. Несмотря на несколько десятилетий существования, у этой уникальной конструкции никогда не было официального преемника, что лучше всего показывает, с какой необычной машиной мы имеем дело.
В истории военной авиации мы найдем много удивительных машин , многие из которых летали или до сих пор летают в ВВС США. В эту группу можно и даже нужно включить самолет A-10 Thunderbolt II, который в мае 2022 года отметил 50-летие своего первого полета. И который, вероятно, хорошо послужит американцам в 2040-х годах. Познакомьтесь с ним поближе.
A-10 Thunderbolt II — единственный американский военный самолет, разработанный с нуля в качестве машины непосредственной поддержки наземных подразделений. Это простые по конструкции машины с чрезвычайно высокой эффективностью, оснащенные двумя двигателями и двойными системами защиты, которые позволяют самолету возвращаться на базу даже при значительных повреждениях. Основная задача «Тандерболта» — атака легких морских целей, а также пехоты и различной бронетехники, в том числе танков.
A-10 Thunderbolt II также обладает высокой маневренностью на малых высотах и малых скоростях, сохраняя при этом отличную точность своих атак. Самолет также может длительное время находиться в воздухе, кружась в непосредственной близости от поля боя, он также способен взлетать и садиться с коротких, даже импровизированных взлетно-посадочных полос, действовать на высоте менее 300 м с полем зрения до 1,5 км.
В связи с тем, что Тандерболт может нести высокоточные боеприпасы и т.н. гравитационные бомбы наводятся только исходя из баллистической траектории, А-10 может вести наступательные операции практически в любых погодных условиях. В 1990-е годы самолет также получил систему ночного видения, которая позволяет машине действовать и ночью.
Thunderbolt также является хорошо бронированным самолетом. Пилот защищен специальной титановой «ванной», также титан используется для защиты некоторых элементов системы управления полетом, которая также имеет дополнительную защиту ручного управления, заменяющую гидравлическое управление этими системами. Благодаря этому самолет выдерживает даже прямое попадание осколочно-фугасных бронебойных боеприпасов калибра до 23 мм. А-10 тоже может летать только на одном двигателе, с оторванной половиной хвоста и половиной одного крыла.
Относительно простая конструкция А-10 также означает, что самолет можно легко обслуживать вблизи поля боя, на военных базах с ограниченной инфраструктурой. Пилот «Тандерболта» также использует специальный видоискатель, который отображает ряд полезной информации: от скорости и высоты полета до информации, связанной с навигацией и вооружением.
Что касается систем защиты, Thunderbolt оснащен, среди прочего: специальные электронные и инфракрасные комплексы для ликвидации средств ПВО противника, как в виде зенитно-ракетных установок, так и зенитной артиллерии.
Характерной особенностью этого самолета также является его 30-мм пушка Gatling GAU-8/A, размещенная в носовой части машины. Пушка может произвести 3,9 тысячи выстрелов. выстрелов в минуту и отлично подходит для поражения широкого круга целей, включая танки. Другое вооружение включает ракеты AGM-65 Maverick и AIM-9 Sidewinder, 225-килограммовые бомбы Mk-82, 900-килограммовые бомбы Mk-84 и кассетные зажигательные бомбы. Всего «Тандерболт» может нести более семи тонн различного вооружения.
Что касается более основных параметров машины, то она имеет длину более 16 м, размах крыла 17,4 м и максимальную скорость 560 километров в час. В свою очередь, максимальный потолок полета А-10 составляет 13,6 км, а максимальная масса самолета на взлете — почти 23 тонны.
A-10 Thunderbolt II также имеет долгую историю боевых действий, хотя изначально самолет не совсем приветствовался американскими пилотами, предпочитавшими более скоростные самолеты. Однако во время войны в Персидском заливе А-10 оказались отличной поддержкой сухопутным подразделениям. Во время этого конфликта самолеты совершили 8100 самолето-вылетов, в общей сложности отстреляв 90 процентов. все ракеты AGM-65 Maverick. С тех пор он также стал неотъемлемой частью вооруженных сил США.
Что касается будущего «Тандерболтов» в вооруженных силах США (самолет летает только в вооруженных силах США), как мы уже упоминали, в настоящее время нет планов по их отправке на пенсию. Возможно, отчасти это связано с тем, что в арсенале Пентагона просто нет машины с подобным профилем.