По мнению экспертов, несомненно, Китай работает над современным оружием, идеально подходящим для его отечественных боевых самолетов. США годами к этому стремятся, и хотя пройдет еще много лет, пока, например, F-35 получит, такой же сценарий может ждать и истребители J-20... хотя я очень сомневаюсь сможет ли Китай догнать США в развитии этой технологии.
Самолеты с лазерами имеют большой потенциал и США это прекрасно знают
Самолеты с лазерами еще не получили широкого распространения, хотя дальнобойные лазерные лучи, излучаемые системами на кораблях (система HELIOS ) или даже винтовками PHASR (Personnel Halting and Stimulation Response), не являются чем-то новым. Они могут вызвать необратимую потерю зрения, привести к выходу из строя электронных устройств или нанести вред биологическим тканям, но лазер, достаточно мощный, чтобы посылать смертоносные лазерные лучи из воздуха вправо и влево, еще не разработан.
Это не означает, что работы над таким оружием больше не ведутся. На самом деле Исследовательская лаборатория ВВС США уже работает с Lockheed Martin над разработкой истребителей с установленными системами лазерного оружия. Речь идет о системе SHiELD, которая в будущем будет функционировать вместе с TALWS и которая также разрабатывается компанией Lockheed Martin. Однако создать и то, и другое непросто, так как бортовым лазерным системам приходится преодолевать целый ряд технологических вызовов и проблем, но по мере того, как их наземные аналоги становятся все более совершенными , появление лазеров на борту самолетов является лишь вопросом времени. Не только США, но и Китай.
Китайский истребитель J-20 с лазерным оружием. Насколько изменится это современное идеальное оружие?
Chengdu J-20 — прототип китайского одноцелевого многоцелевого истребителя пятого поколения, совершивший свой первый полет 11 января 2011 года. Его версия J-20A все еще находится в производстве, но инженеры также разрабатывают двухместный вариант J-20S, который впервые был замечен в октябре 2021 года. Как первый в мире двухместный стелс-истребитель (более тяжелый, менее маневренный и крупный, но потенциально с большей дальностью полета) он будет сам по себе уникален, но, по последней информации, это будет не единственная его уникальная особенность.
С одной стороны, этих истребителей с гордым названием «Могучие драконы» будет поддерживать рой дронов , которыми будет управлять дополнительный пилот, а с другой стороны уникальное оружие, т.к. лазерное оружие. Я называю это совершенным оружием, потому что страна, которая первой освоит мощь лазеров, обеспечит себе невообразимое господство на поле боя. Речь идет о лучах сфокусированной энергии, которые могут двигаться со скоростью света и мгновенно поражать удаленные цели со смертельной точностью, совершенно бесшумны, не раскрывают местонахождение платформы, с которой были сгенерированы, и стоят очень и очень дешево, в отличие от пуль стоимостью в десятки сотен и даже миллионов долларов.
Однако лазерное оружие все еще находится в разработке и сталкивается со многими проблемами, включая проблемы с питанием, борьбу с атмосферными возмущениями и тепловыми проблемами. В настоящее время мы мало знаем о состоянии американских лазерных систем, хотя контракты и сами компании часто гордо щеголяют своими успехами в столь важных темах, поэтому неудивительно, что о китайских боевых лазерах мы знаем еще меньше. Страна очень бережно относится к своим военным секретам, и этот раз ничем не отличается.
Генерация лазеров требует относительно больших систем и большого количества электроэнергии, которой хватает, например, на корабле, но не обязательно на истребителе. Именно поэтому внедрение боевых лазеров на борт истребителей особенно затруднено, так как, с одной стороны, эти самолеты относительно невелики, а с другой стороны, их пятое поколение, в силу упора на малозаметность, не позволяет устанавливать специальных капсул под крыльями, которые будут генерировать эти лазеры. Именно поэтому США в настоящее время испытывают свои лазеры на гигантах типа С-130, стремясь минимизировать системы, но глядя на общий вид лазеров, кажется несомненным, что дизайн истребителей, да и вообще всех самолетов-невидимок, должен быть создан с нуля с интеграцией лазеров на борту.
Китай на это как будто не обращает внимания, потому что сейчас создает "лазерные наружные капсулы", установка которых имеет смысл только в самолетах без стелс-свойств, т.е. истребителях 4-го поколения. Так что же получит истребитель J-20? Какая-то секретная технология, подробностей о которой мы никогда не узнаем? Честно говоря, шансы на это невелики, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, потому что, глядя на то, чем гордо хвастается Китай , F-35 начнет стрелять лазерами раньше, чем J-20.