У США есть доступ к некоторым уникальным ракетам, без которых сложно представить современную войну. Речь идет не о ракетах, используемых для уничтожения танков или истребителей, а о радарах — безмолвных героях любого конфликта, являющихся ушами и глазами армии. Мы только что узнали, что самые продвинутые версии этих оболочек будут стараться быть еще более универсальными.
Существует уникальный тип ракет, которые действуют как радиолокационные помехи, способные ослеплять авиационные системы противника.
В прошлом примерами систем предотвращения доступа (A2/AD) были замаскированные рвы, заполненные заостренными сваями, которые не позволяли кавалерии атаковать, а позже минные поля, которые не давали пехоте спать по ночам. Однако времена изменились. В прошлом веке зародилась авиация, совершенно новый род войск, сумевший изменить многие сражения как прямо (боевые действия на фронте), так и косвенно (обеспечив более быструю переброску техники и войск). С самолетами и вертолетами нужно было как-то бороться, и так были созданы зенитные комплексы, которые из довольно простых их вариантов эволюционировали в «хозяев воздушного пространства», совмещая радары с пусковыми установками перспективных ракет-перехватчиков.
PSR-A Pilica — польский зенитный ракетно-артиллерийский комплекс, VSHORAD.
Большинство радаров работают в активном режиме, а это значит, что они постоянно посылают сигналы вовне, затем принимают их и на основании любых отклонений и различий обнаруживают объекты в воздушном пространстве. Просто посылая эти сигналы, они выдают свою позицию, и хотя обычно это не проблема, т.к. они дислоцируются в глубине дружественной территории, несколько "спецракет" способны пробить ПВО и поразить те радары. Если их успешно нейтрализовать, то они значительно снижают риск последующих воздушных вылетов, потенциально спасая жизни пилотов и машин стоимостью в сотни миллионов долларов.
Так что если какого-нибудь летчика отправят на задание с противорадиолокационными ракетами, то он может смело сказать, что принадлежит к элите. Недаром и потому, что миссии с ними настолько рискованные и требовательные, что взять их могут лишь единицы. Эксплуатация этих ракет подобна осиному гнезду - опасно, но это единственный способ уничтожить наибольшую угрозу для ВВС, т.е. радары зенитных комплексов. Это не так просто, ведь на практике некоторые зенитные комплексы чаще всего защищены вторыми, а то и третьими, и это неудивительно, ведь их повреждения практически сразу открывают двери для атаки ВВС противника.
Разработка ракеты AGM-88 продолжается. ВМС хотят запустить свою последнюю версию с наземных и патрульных самолетов
Разработанные в прошлом веке и используемые армией США с 1980-х годов, ракеты AGM-88 HARM своей второй частью обязаны словам «Высокоскоростная противорадиационная ракета». В переводе это означает «скоростная противорадиолокационная ракета», которая оснащена боевой частью с системой наведения на источник радиолокационных сигналов. На практике это означает, что после пуска ракета начинает поиск своей приемной антенной источника радиолокационного излучения и наводится на него. Так как системы ПВО "слепы" без радаров, которые они должны постоянно использовать, они требуют от них излучать постоянный сигнал, что служит противорадиолокационным ракетам одним большим указателем. Однако этому легко противостоять, время от времени отключая радары и постоянно меняя их местоположение.
В настоящее время в последних модификациях этих ракет (AGM-88G AARGM) используется активный миллиметровый радар, благодаря которому они могут поражать не только постоянно активные радары зенитных комплексов противника, но и последнее известное местонахождение, и даже непосредственно по их, когда они неактивны. AGM-88G является прямым производным от предыдущего варианта (AGM-88E AARGM), но радикально отличается внешне и внутренне, обладая, среди прочего, новый ракетный двигатель и боеголовка, а также более тонкий внешний вид благодаря новым поверхностям управления. Хотя ракета разрабатывалась только в варианте воздушного базирования, недавно мы узнали, что разрабатывающая ее компания Northrop Grumman получила новый контракт от ВМС США на проверку,
Как компания будет это делать? Мы не знаем, но совершенно точно, что они не будут такими уж полезными версиями, потому что противоракетные миссии имеют наибольший смысл только тогда, когда эти ракеты соединяются с высокоскоростными истребителями, которые могут подобраться как можно ближе к цели и затем убегайте от перехватчиков, но они обязательно пригодятся. Если не в нападении, то хотя бы в обороне, потому что как только противник врывается на территорию страны, он первым делом начинает развертывание, т.е. свои зенитные комплексы на временных базах на оккупированных территориях.