США и Китай сейчас не в лучших отношениях. Поэтому трудно представить себе худшее время для раскрытия деталей проекта, призванного облегчить возможную войну США с Китаем. Однако сбитие китайского аэростата американцами, широко комментируемое в СМИ ,произошло как раз после того, как DARPA объявило о своих усилиях по реализации программы Liberty Lifter.
Самолет… только вода. Вот так можно кратко описать экраноплан, который будет создан в рамках программы Liberty Lifter
Возвращение программы Liberty Lifter в центр внимания не стало для нас неожиданностью. На самом деле, уже в 2021 году мы впервые узнали, что DARPA хочет вдохновляться советскими экранопланами со знаменитым «Морским монстром» на переднем крае, чтобы лучше контролировать возможные конфликты, особенно на архипелагах. На этот раз Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны напомнило нам об этих усилиях, объявив о выборе двух консорциумов во главе с Aurora Flight и General Atomics для участия в первом этапе программы.
Первый этап поиска рекламы американского производства займет в общей сложности 18 месяцев, включая концептуальный этап (6 месяцев), этап уточнения конструкции (9 месяцев) и, наконец, этап планирования производства и практических испытаний (3 месяца). месяцы). Все это перед вторым этапом, который начнется до 2025 года и приведет к созданию полностью функционирующего прототипа для одной или обеих компаний. Упоминается бюджет в размере 8 миллионов долларов, выделенный обоим консорциумам, который может быть увеличен до 29 миллионов долларов в ходе шоу.
Почему США так заинтересованы в более эффективном морском транспорте?
Плод программы Liberty Lifter будет уникальным по одной причине. DARPA ранее объявило, что это «позволит эффективно перевозить большие грузы на большие расстояния со скоростью, намного превышающей существующие виды морского транспорта». Это возможно только благодаря использованию несколько забытой конструкции экранопланов, сочетающей в себе известную по самолетам скорость и транспортные возможности кораблей.
Это все благодаря тому, что экранопланы «летают» чуть выше поверхности воды, используя приповерхностный эффект на основе воздушной подушки. Это означает, что такой «гидросамолет» после развития соответствующей скорости полностью освобождается от необходимости тратить энергию на «борьбу» с массой воды, что сразу повышает эффективность его двигательной установки. Речь идет о традиционном наборе реактивных двигателей, поскольку в то время как Aurora Flight Sciences предлагает конструкцию единого фюзеляжа с восемью турбовинтовыми двигателями, установленными под крыльями в высокорасположенной конфигурации, General Atomics привлекла больше внимания своим двухфюзеляжным экранопланом с двенадцатью турбовальные двигатели на крыльях в среднеплановой конфигурации. Какая идея будет лучше? Время покажет, потому что так получилось, что оба проекта могут предложить что-то свое.
Зачем вообще США эти "летающие корабли"? Как вы можете видеть на рендерах выше, оба они не имеют никакого вооружения, что явно указывает на их транспортный характер. Глядя на них с этой точки зрения, фактически можно сказать, что они будут эквивалентны, например, самолетам C-17 Globemaster III... но с еще более впечатляющими транспортными возможностями. Они представляют собой идеальный ответ на новые потребности армии в виде транспорта боевой техники десантных войск. Речь идет о перевозке боевых бронированных машин пехоты, боеприпасов или даже танков M1A2 Abrams.
В прошлом DARPA упоминало, что программа Liberty Lifter предназначена для обеспечения вооруженных сил США (особенно Корпуса морской пехоты) дальностью действия 12 000 км и более 100 тонн полезной нагрузки. Она также указала, что проекты должны быть устойчивыми к капризам погоды, справляться даже с пятым состоянием моря по шкале Дугласа, то есть с волнами высотой до 4 метров. Предполагается, что при необходимости эти американские экранопланы также смогут подниматься на высоту до 3000 метров, но они будут сделаны специально для того, чтобы высота была как можно меньше... и в этом есть большой смысл.
Нынешние современные противокорабельные и зенитные комплексы настолько совершенны, что при появлении противника на радаре или гидролокаторе предполагается, что для его уничтожения достаточно одной ракеты большой дальности. Экранопланы будет труднее обнаружить, парящие на относительно небольшой высоте, но они все равно будут относительно легкими целями. Однако это будут только транспортные самолеты, так что либо американцы позаботятся об их сопровождении, либо они будут использовать их только в уже подконтрольных районах.
Если все пойдет по плану, программа Liberty Lifter предоставит США возможность действовать гораздо эффективнее, особенно на архипелагах. Это однозначное подтверждение того, что американские военные все больше готовятся к возможной войне с Китаем. Если эти новые экранопланы будут созданы, они станут частью объявленных в прошлом изменений, направленных на то, чтобы сделать Корпус морской пехоты не «второй армией США», а «силой, специализирующейся на захвате военно-морских баз и островов, в чем на территории Китая нет недостатка». ."
Крупные изменения в этом направлении продлятся до 2030 года, и в их рамках морская пехота заменит свои танки, артиллерию и даже откажется от закупки истребителей F-35C, сосредоточившись на ракетах большой дальности, беспилотных кораблях и противокорабельных средствах. . Все это для того, чтобы лучше и эффективнее выполнять задачи между береговыми базами противника и эффективнее поддерживать флот, т.е. терзая вражеский флот. В этих миссиях надежные экранопланы, которые могли бы быстро перевозить значительное количество полезной нагрузки, были бы в большом почете, и, вероятно, DARPA их видит именно так.