В этом году Китай спустил на воду свой третий авианосец. Он получил название «Фуцзянь» и является самым крупным китайским соединением этого типа, которое по боевым возможностям должно равняться на американские суперавианосцы? Мы решили проверить и сравнить китайскую машину с USS Gerald R. Ford.
Авианосцы считаются самыми мощными военными машинами в мире. Только несколько стран могут позволить себе владеть самыми большими из них, и единственная страна, имеющая целый флот из них, — это Соединенные Штаты. Однако, как и во многих других категориях, за американцами постоянно гонятся китайцы. У них уже есть три таких (два они построили сами), что ставит их на второе место в мире, но все же сильно отстает от США, у которых 11 таких машин.
Прежде чем сравнивать крупнейший китайский авианосец Fujian и новейший американский суперавианосец USS Gerald R. Ford, стоит пояснить, зачем обеим странам нужны эти корабли.
Зачем американцам столько авианосцев?
Владение авианосцами настолько важно для США, что в действующем законодательстве даже установлено минимальное количество авианосцев. В соответствии с Кодексом Соединенных Штатов, который является сводом федеральных законов, ВМС США должны иметь в своем составе не менее 11 авианосцев . Почему так много?
Самой большой армии в мире недостаточно, чтобы сохранить положение сверхдержавы. Армия мирового гегемона должна быть достаточно большой, чтобы иметь возможность отражать атаки нескольких противников одновременно. Вот почему оборонная стратегия США исходит из того, что страна должна быть способна вести две крупные войны в отдаленных уголках мира одновременно. Для этого и существуют авианосцы.
Почему у США не может быть меньше 11 авианосцев?
У авианосцев нет мощных ядерных пушек и ракет. Их сила исходит из того, что они на самом деле являются мобильными военными базами. Однако, в отличие от обычных наземных баз, их плавучий вариант обеспечивает большую гибкость. Это чрезвычайно важно в современных вооруженных конфликтах. Имея большое количество авианосцев, американцы могут быстро реагировать на действия как России, так и Китая. Однако США не используют одновременно 11 авианосцев.
По мнению военных экспертов, США должны иметь по одному авианосцу в каждом из трех важнейших регионов мира: Атлантическом, Тихоокеанском и Средиземноморском. Дополнительно на каждую из них должно приходиться по 2-3 единицы, способных оперативно заменить их в случае ослабления экипажа и износа техники. Они должны быть в постоянной готовности, потому что подготовка авианосца к службе чрезвычайно трудоемка. Передислокация USS Nimitz в марте 2021 года заняла рекордные 340 дней!
Кроме того, почти всегда хотя бы один американский авианосец проходит капитальный ремонт и модернизацию. Именно поэтому США должны иметь как минимум 11 авианосцев, а по мнению некоторых экспертов , это число следует даже увеличить на две дополнительные единицы.
Зачем Китай строит авианосцы?
Китаю еще далеко до позиции глобального гегемона, но он определенно входит в число региональных держав. Как любая власть, они хотят контролировать ситуацию вокруг своих границ. Они также хотят быть как можно лучше подготовленными к возможному конфликту с США.
Для Поднебесной ее побережье важнее всего. Именно оттуда китайские товары отправляются по всему миру и там расположены самые крупные и густонаселенные города. Поэтому, по мнению китайской армии, крайне важно контролировать водоем, ограниченный так называемой первая цепь островов, протянувшаяся от Японских островов на севере до западного побережья Борнео на юге. Оно состоит из двух морей: Южно-Китайского моря и Восточно-Китайского моря. Именно для управления ими и были введены в строй первые два китайских авианосца.
Взятие под контроль этих территорий позволит Китаю перейти ко второй фазе, то есть к расширению операционного бассейна до второй цепи островов. По мнению экспертов, в т.ч. для этой цели был создан авианосец Фуцзянь.
Вторая цепь островов протянулась между Курильскими островами на севере и Новой Гвинеей на юге. Доходит она и до острова Гуам, где расположены военная база США и порт Апра, обслуживающие крупнейшие корабли американского флота (включая в первую очередь американские авианосцы). Таким образом Китай хочет перенести свое влияние на открытые воды Тихого океана. Зачем?
У вас должна быть авиация открытого океана, если вы хотите разместить свои силы в этом регионе.
Карл Шустер, капитан ВМС США в отставке и эксперт по морской деятельности в Китае и Юго-Восточной Азии, пояснил в интервью Wall Street Journal.
Фуцзянь против USS Gerald R. Ford - размер имеет значение
Фуцзянь в настоящее время является крупнейшим и наиболее совершенным китайским авианосцем. Его строительство началось в 2015 году, а пуск состоялся в марте 2022 года. Однако, по мнению специалистов, пройдет еще много лет, прежде чем новый блок будет введен в эксплуатацию.
Его американский аналог — USS Gerald R. Ford , являющийся первым авианосцем нового поколения, следующие экземпляры которого должны заменить существующие машины Nimitz. Спуск на воду USS Gerald R. Ford состоялся 9 ноября 2013 г., а 31 мая 2017 г. корабль был официально передан ВМС США. Стоимость строительства оценивается в 12,9 млрд долларов США, т.е. более 60 млрд злотых.
USS Gerald R. Ford имеет длину 332,8 метра и ширину 76,8 метра. Поэтому он длиннее и шире, чем « Фуцзянь», имеет длину около 313 м и ширину 76,2 м. Полное водоизмещение китайского авианосца составляет около 80 тыс. тонн. длинные тонны. В свою очередь, его американский аналог имеет водоизмещение от 100 до 106 тысяч. длинные тонны. В случае с авианосцами размер имеет значение.
Чем больше агрегат, тем больше самолетов он может вместить и тем больше авиатоплива он возьмет. Кроме того, размер палубы также определяет количество доступных взлетно-посадочных полос. USS Gerald R. Ford в настоящее время имеет четыре, а Fujian - три. Все эти особенности определяют, сколько самолетов может взлететь с авианосца и как часто. В случае конфликта большое значение может иметь время реакции и сила первого удара.
Современные катапульты
Однако важно не только количество, но и качество. На американском авианосце классические паровые катапульты, использовавшиеся для взлета, были заменены гораздо более современной системой EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System). Он позволяет разгонять бойцов с помощью электромагнитов. Новое решение означает, что на борту авианосца больше нет необходимости хранить и генерировать водяной пар, а значит, значительно увеличить грузоподъемность корабля. Благодаря системе EMALS авианосец Gerald R. Ford способен обрабатывать 25 процентов. больше рейсов в день , чем его предшественник Nimitz. Также требуется 25 процентов. меньший экипаж. Ожидается, что за 50 лет это сэкономит около 4 миллиардов долларов. отверстие.
Как в этом отношении поживает китайская машина? По понятным причинам не вся информация о Фуцзянь уже известна. О многом можно только догадываться по опубликованным фото и видео. Предыдущие китайские авианосцы использовали изогнутую вверх взлетно-посадочную полосу, часто называемую трамплином, для взлета самолетов. Они позволяют самолетам взлетать с относительно короткой взлетно-посадочной полосы, но имеют некоторые ограничения по максимальной массе истребителей, которые их используют. В случае Фуцзянь такой проблемы не возникает.
По мнению экспертов, анализирующих спутниковые снимки, новый китайский авианосец, скорее всего, имеет электромагнитные катапульты, очень похожие на те, что установлены на USS Gerald R. Ford.
20 лет на одной заправке
Одним из самых больших различий между Fujian и USS Gerald R. Ford является используемый в них привод. Китайская конструкция, вероятно, оснащена дизельными двигателями или газовыми турбинами. В свою очередь, американский авианосец имеет ядерный двигатель. Что это значит на практике? Фуцзянь сможет плавать без дозаправки около 4-6 дней. С другой стороны, USS Gerald R. Ford теоретически может плавать в океанских водах в течение 20 лет без перерыва! Конечно, американцам по-прежнему приходится останавливаться в портах для пополнения других запасов, но, учитывая количество их азиатских союзников, это не будет для них большой проблемой. Китайцы не могут рассчитывать на столь любезную помощь своих соседей, большинство из которых опасается китайского регионального господства.
По словам военных специалистов, китайский корабль также будет иметь современную радиолокационную систему, мало чем уступающую американской. Однако экипаж Фуцзяня, вероятно, намного меньше. Корабль будет перевозить около 4000 человек, а его американский аналог — 5500 человек.
Резюме
По оснащению и снаряжению оба сравниваемых авианосца очень похожи друг на друга, но нельзя отрицать, что во всех остальных категориях американцы имеют значительное преимущество.
Их корабль больше и просторнее. Он может нести больше самолетов и проводить атаки с большей частотой. Он также имеет лучший привод, который не требует частых остановок. USS Gerald R. Ford также можно быстро заменить кораблем с новым оборудованием и отдохнувшим экипажем.
Однако самого носителя недостаточно. Учитываются и люди, работающие над ним, и взлетающий с него самолет. В этом отношении американцы также имеют большое преимущество перед китайцами. Экипаж у них более опытный (американцы уже много лет используют авианосцы).
Так что даже если «Фуцзянь» через несколько лет войдет в строй, у США все равно будет большое преимущество перед Китаем как по количеству, так и по качеству авианосцев. С другой стороны, китайцы все время делают хорошие успехи, маленькими шажками приближаясь к американцам. Как региональной державе им тоже не нужно иметь столько авианосцев, потому что они не заинтересованы в ведении войн в двух отдаленных регионах мира.
Фуцзянь также не будет иметь решающего значения в случае возможного конфликта на Тайване. Остров уже находится в пределах досягаемости многих наземных авиабаз КНР, откуда могут взлетать китайские самолеты. Однако в самом названии перевозчика есть политический посыл. Фуцзянь также является названием китайской провинции. Ближайшая к Тайваню провинция.