ВВС каждой страны хотят летать на самых современных машинах, особенно на истребителях, которые являются символом военной авиации. Однако немногие страны способны создавать самые совершенные истребители, т.е. пятого поколения (у России, например, дела обстоят совсем неважно), а вот Турция присоединилась к этой элитной группе, подойдя, в том числе, кСША.
У турецкого истребителя пятого поколения TF-X появился первый прототип
Об успехах турецкого холдинга TUSAŞ/TAI (Türk Havacılık ve Uzay Sanayii/Turkish Aerospace Industries) мы узнали из заявления генерального директора национальной оборонной промышленности. Последний с гордостью объявил, что работа над многоцелевым истребителем, который разрабатывался годами, только что достигла важной вехи, так как официально завершен первый прототип TF-X (турецкий истребитель - экспериментальный). Его эффективность была проверена двумя днями ранее в ходе рулежных испытаний, что является хорошим предзнаменованием для его первого полета, запланированного на этот год. Сама сборка этого прототипа началась в ноябре 2021 года, поэтому Турции потребовалось почти шестнадцать месяцев, чтобы завершить процесс, хотя сама программа разработки TF-X стартовала 15 декабря 2010 года.
В то время план Минобороны Турции предусматривал внедрение истребителей отечественного производства в виде пополнения парка в общей сложности 132 истребителями F-35, закупленными в США. Этот план сорвал закупку российских зенитных комплексов С-400 «Триумф», что подтолкнуло США к полному разрыву контракта на закупку F-35. Вероятно, то же самое, что теперь плоды турецкой программы TF-X начнут заменять в этом десятилетии как истребители F-4E, так и F-16C/D, которые последние США еще могут спасти, согласившись не только на продажу новых экземпляров, но и модернизация 80 из 157 турецких F-16.
Что такое турецкий истребитель TF-X?
По словам турецкого истребителя TF-X, он действительно получил инновационную конфигурацию датчиков в своей передней части. Набор, вероятно, состоит из инфракрасной сенсорной системы IRST и многоцелевой электронно-оптической системы прицеливания EOTS. В то время как первый располагался над носовой частью и перед кабиной, второй уходил под носовую часть фюзеляжа.
Это также становится достаточно интересным, потому что одной из проблем Турции с TF-X является приобретение или разработка собственного турбовентиляторного турбореактивного двигателя. На данный момент кажется, что в прототипе используются двигатели General Electric F110, которые государство рассматривает как временное решение, а в конечном итоге окончательное решение, если отношения с США не ухудшатся дальше и отечественные компании не смогут создать подходящий двигатель.
Что касается остальных деталей истребителя TF-X, в настоящее время трудно сказать, каков его рейтинг скрытности и общее продвижение. План создания «перспективного истребителя с уменьшенной радиолокационной заметностью, высокими характеристиками и современной авионикой» выглядит прекрасно на бумаге, но на практике осуществить его не так просто.
Однако, учитывая, что TF-X в настоящее время выглядит как копия американского истребителя завоевания превосходства в воздухе F-22 Raptor, можно рискнуть сказать, что если турецкие инженеры смогут хорошо скопировать, то TF-X будет передовым истребителем. Будем надеяться, что они не воспроизведут самые большие беды F-22 , потому что тогда эти истребители станут бельмом на глазу турецкой авиации.