Найти в Дзене

Подводный авианосец, или как совместить лучшие черты уникальных кораблей

Оглавление

Представьте себе идеальный корабль. Тот который не только практически не видно, и который, кроме того, позволяет вести невероятные боевые действия за тысячи километров от основных баз. Вот что может подводный авианосец, т.е. сочетающий в себе лучшие черты двух совершенно разных, и в то же время уникальных кораблей.

Подводный авианосец совсем не футуристичен. История напоминает нам об этом

В настоящее время ни один флот не имеет в своем составе подводных авианосцев, хотя прошлое помнит несколько таких случаев. Наиболее известны как японские подводные лодки I-400, так и французские Surcouf. Помимо этой пары, на практике большинство когда-либо использовавшихся на практике подводных лодок-носителей использовали свои бортовые самолеты для ведения разведки и наблюдения. В настоящее время авианосцы полны штурмовиков.

-2

Прежде чем перейти к «то, что есть сегодня», вернемся во второе десятилетие прошлого века, когда немцы первыми экспериментировали с подводными авианосцами. Эта идея пришла им в голову, когда самолеты FF-29 атаковали Лондон через Ла-Манш и вдоль реки Темзы. Именно тогда они обнаружили, что у их самолетов была проблема с дальностью полета, чтобы пилоты могли «безопасно» вернуться на базу после миссии.

Эксперимент удался, когда, пройдя почти 50 км, подводная лодка залила свои баки, F-29 взлететь. Сама идея поначалу считалась нецелесообразной, но ее возродили в 1917 году для увеличения ударной силы новых немецких подводных лодок. Однако окончание Первой мировой войны похоронило и этот рывок в сторону подводных авианосцев.

Однако вспомнили о них как раз после первой войны и даже во время второй, когда создавались на сегодняшний день самые совершенные и «идеальные» подводные лодки. Речь идет о находившейся в руках ВМС Японии подводной лодке И-400 водоизмещением 6500 тонн и длиной более 120 метров, что в три раза больше, чем у обычных подводных лодок того времени. В результате ее затраты были огромными, что из-за малой полезности вынудило Японию снять с производства, выпустив всего 3 экземпляра

-3

Ее специальное назначение обусловило необходимость использования для дополнительной прочности формы фюзеляжа «восьмерка», что позволило обслуживать бортовой ангар для хранения трех самолетов Aichi M6A Seiran. Для размещения самолета в ангаре его крылья были откинуты назад, горизонтальные стабилизаторы - вниз, а верхняя часть вертикального стабилизатора - так, чтобы общий профиль самолета находился в пределах диаметра его воздушного винта. Экипаж из четырех человек мог подготовиться и подняться в воздух за 45 минут с помощью бортовой 120-футовой катапульты.

Подводные авианосцы сегодня - есть ли у них шанс?

Хотя было бы интересно посмотреть, как несколько истребителей взлетают с палубы едва всплывшего корабля, скорее всего, никогда не произойдет. Развитие технологий сделало подводные носители более целесообразными в качестве базовых кораблей для... дронов, которые можно было запускать даже с пусковой установки (например, VLS). Трудно представить подводную лодку, у которой верхняя часть корпуса после всплытия «пряталась бы» в корпусе, обнажая несколько готовых к взлету F-35, но, с другой стороны, представляется реальным совместить полностью плоскую верхнюю часть корпуса корабль с герметизированным подъемником для самолетов и даже с защищенной катапультой ЭМАЛС. В то время как сама катапульта слишком усложнила бы проект, использование СВВП в таком сценарии решило бы эту проблему.

Стремясь разработать подводные авианосцы, необходимо ответить на многие вопросы, в том числе:

  • Будет ли выгодно таким образом проводить внезапную атаку?
  • Скажется ли негативно требование об увеличении размеров подлодки на риске ее обнаружения?
  • Как упаковать на борт как можно больше самолетов? (кстати, дронов гораздо меньше)
  • В эпоху роста потенциала и развития крылатых ракет и беспилотников есть ли смысл размещать пилотируемую авиацию на подводных лодках?

Все зависит от одного - денег. Как раньше было выгодно проектировать и строить подводные авианосцы, так сегодня (после значительного развития военной техники) это не кажется столь выгодным и осмысленным. Так что, скорее всего, концепция подводного носителя с пилотируемыми самолетами на борту так и останется в сфере поп-культуры — может быть, мы ее даже увидим в новом