Avro Vulcan стал ответом британских инженеров на необходимость создания стратегического бомбардировщика, который бы сдерживал власти СССР. Растущее напряжение по обе стороны железного занавеса сделало целесообразным иметь козырную карту в виде этого типа машины. Так родился Avro Vulcan: британский хлыст для Советского Союза во время холодной войны.
Да, у британцев на вооружении были современные, но легкие бомбардировщики English Electric Canberra, но их потребности были гораздо больше — в прямом и переносном смысле. Стремление использовать такое эффективное средство сдерживания, как атомные бомбы, в то время означало, что британской авиации требовалось гораздо большее, т.н. стратегический бомбардировщик дальнего действия, способный нанести удар по противнику в глубине его территории. Так родился Авро Вулкан.
Конструкция крыла этого самолета т.н. система дельта. Он был оснащен четырьмя двигателями Bristol-Siddeley Olympus, встроенными в гондолы крыла. Они позволяли машине разгоняться до 912 км в час. на высоте около 14 км и именно большая скорость и большая высота полета должны были стать его основной системой защиты. Самолет не был оснащен каким-либо оборонительным вооружением.
Что касается двигателей этого бомбардировщика, то в качестве курьеза стоит добавить, что при 90% нагрузке они издавали специфический вой, ставший визитной карточкой машины во время различных авиашоу.
Стоит также добавить, что постройка самолета с такой большой площадью крыла в треугольной конфигурации поначалу вызывала немалые проблемы. Британские дизайнеры никогда не имели контакта с такого рода решениями. Поэтому были оправданы опасения в вопросе получения адекватной управляемости при больших перегрузках, остойчивости и многих других параметров, которые до сих пор вызывали проблемы у машин с такой компоновкой крыла.
Чтобы лучше понять проблемы, связанные с использованием такой конструкции, и найти решение, был создан самолет меньшего размера: Avro 707. Это был своего рода демонстратор технологий и одновременно исследовательская платформа: он позволял летчикам-испытателям и дизайнерам, чтобы узнать о некоторых уникальных особенностях, связанных с треугольным крылом, и решить их до того, как в производство поступит гораздо более крупный самолет.
Самолетом также управлял экипаж из 5 человек в двухэтажном салоне. Наверху, на катапультных сиденьях, находились два пилота, а на нижнем уровне (показанном на фото выше) — два штурмана и офицер, обслуживающий электронику бомбардировщика.
Также стоит упомянуть, что Avro Vulcan был самолетом с чрезвычайно низкой радиолокационной заметностью. В то время, когда проектировался этот агрегат, никто не слышал о т.н. характеристики малозаметности, но из-за относительно простой формы бомбардировщика он оказался гораздо менее заметным для радаров, чем другие машины этого типа.
Как и положено стратегическому бомбардировщику, дальность полета этой машины массой до 93 тонн (именно столько она весила при полной загрузке и залитом топливом) превышала 4000 км. км. Если на борт брали меньший груз, дальность расширялась даже до 7,4 тысячи. км, что на практике позволяло бы наносить глубокие удары за железный занавес.
Всего с 1952 по 1965 год было выпущено 136 самолетов Avro Vulcan. Они служили до 1984 года, когда их роль постепенно перешла к многоцелевым самолетам. По окончании службы, в условиях нехватки авиазаправщиков, было решено переоборудовать шесть «Вулканов» в… летающие заправочные станции для других самолетов.
Однако самолет еще некоторое время продолжал летать. Речь идет о The Spirit Of Great Britain (XH558), потому что такое прозвище получил Avro Vulcan, использовавшийся RAF в качестве демонстрационной машины, прослужившей до 1992 года. Однако на этом его история не закончилась.
Некоторое время назад любители британской авиации создали фонд, целью которого было вернуть к жизни хотя бы один вулкан. После их усилий в 2007 году выставочный самолет Avro Vulcan XH558 снова поднялся в воздух.
Самолет с гражданскими регистрационными знаками G-VLCN время от времени появлялся на авиасалонах, поражая публику своим неординарным видом. Многие из этих фанатов до сих пор не могут поверить, что такая огромная и такая самобытная машина была построена 70 лет назад. Последний полет этого великого аппарата состоялся в 2015 году, и его нынешнее техническое состояние позволяет выполнять только рулежный маневр, т.н. Такси.
Что касается вооружения бомбардировщика, то «Вулкан» мог нести на борту до 9 тонн обычных бомб. Однако главной причиной создания «Вулкана» было не обычное вооружение. Самолет с самого начала проектировался для перевозки тактических ядерных зарядов. Разумеется, такое оружие он никогда не использовал в боевых условиях, чего нельзя сказать об обычных бомбах, которые самолет сбрасывал во время Фолклендской войны.
Первые версии Vulcan (B.1) были способны нести одну раннюю британскую бомбу Blue Danube. Затем их заменили более новыми типами бомб Yellow Sun, а позже — ракетами Blue Steel и даже американскими баллистическими ракетами GAM-87 Skybolt. Разумеется, каждое из этих орудий было «начинено» ядерной боеголовкой.
Сегодня этой машиной можно полюбоваться вживую, например, в Музее авиации Солуэя в северной части Великобритании.