Найти тему

Катастрофа закончила историю одного из самых необычных бомбардировщиков армии США

Холодная война была временем, когда инженеры по обе стороны железного занавеса могли дать волю своему воображению, как в случае с VB-70 Valkyrie. Эта необыкновенная машина изначально должна была стать бомбардировщиком, в три раза превышающим скорость звука, но в итоге ее судьба сложилась несколько иначе, благодаря чему она сыграла довольно важную роль в истории авиации США.

-2

Американцы начали работу над бомбардировщиком в конце 1950-х годов, проектируя его как самолет, способный нести ядерное оружие. Предполагалось, что машина должна была лететь на высоте более 20 км со скоростью выше 3 Маха, будучи практически неуловимой для авиации противника.

-3

Однако уже в начале этой программы В-70 столкнулись с некоторыми препятствиями, в основном политического характера. На рубеже 1950-х и 1960-х годов среди американских военных росло убеждение, что стратегические бомбардировщики — устаревшие машины, и что будущее за ракетами, в том числе и МБР. В конечном итоге администрация Кеннеди решила, что программу бомбардировщиков B-70 следует свернуть.

-4

В конце программы строились два опытных самолета ХВ-70. Они предназначены для движения на собственной ударной волне. Результатом этих работ стал характерный внешний вид машины на основе треугольного крыла и узкого фюзеляжа, размещенного на специальном блоке, содержащем шесть двигатели.

-5

Крылья бомбардировщика также были необычными. Как видно на этом фото, законцовки крыла оставались в горизонтальном положении при взлете, посадке и полете на скорости ниже скорости звука. Однако при достижении самолетом сверхзвуковой скорости они загибались вниз, благодаря чему бомбардировщик достигал большей устойчивости полета.

-6

Самолет был рассчитан на экипаж из двух человек. На этом фото мы можем видеть кабину машины.

-7

Как мы уже упоминали, военная судьба В-70 была решена политическим решением правителей, но на этом проект не закончился. В 1960-х годах интерес американцев к сверхзвуковым пассажирским полетам рос, и B-70 казался идеальным кандидатом для испытаний и исследований, связанных с этой инициативой. Таким образом, самолет превратился из военного бомбардировщика в один из «самых удивительных экспериментальных самолетов за всю историю», пишет НАСА.

-8

После завершения работ над первым самолетом он совершил свой первый полет в сентябре 1964 года. Однако вскоре выяснилось, что конструкция машины не вполне устойчива на скоростях выше 2,5 Маха и ХВ-70А только однажды летал быстрее 3 маха.

-9

Тем не менее испытательные полеты на модели ХВ-70А позволили получить много ценных данных о сверхзвуковых полетах, в том числе информацию о создаваемом шуме или проблемах с управлением такой быстрой машиной.

-10

Выводы, сделанные при построении модели ХВ-70А, были использованы американцами при постройке второго самолета этой серии — ХВ-70В. Слегка измененная конструкция машины позволила летчикам гораздо проще и безопаснее достичь скорости 3 Маха, что впервые было достигнуто в январе 1966 года, через полгода после первого полета усовершенствованной «Валькирии».

-11

Вторая, усовершенствованная модель ХВ-70 также оказалась в руках NASA, которому предстояло провести на ней дальнейшие испытания, связанные с программой сверхзвуковых транспортных полетов.

Однако этим планам помешала трагическая катастрофа с XB-70B. Во время одного из полетов, показанных на фото выше, произошло столкновение «Валькирии» и F-104N (на фото вы можете видеть его справа от эксбомбардировщика, с красным элементом фюзеляжа).

-12

В крушении, которое мы здесь видим сразу после столкновения двух машин, погиб пилот самолета F-104N, а также один из пилотов XB-70B, который не успел катапультироваться и погиб после столкновения машины с землей.

Авария означала, что у NASA была только одна действующая модель XB-70, которая должна была пройти целый ряд модификаций, чтобы даже участвовать в дальнейших работах по программе сверхзвукового полета. Программа, которая в данном конкретном случае подходила к концу. Тем более, что примерно в то же время НАСА уже приступило к полетам на еще более современных сверхзвуковых бомбардировщиках серии YF-12 — культовых машинах, известных как SR-71 Blackbird.

-13

Последний полет XB-70 Valkyrie состоялся в 1969 году, когда самолет совершил полет в музей авиации в американском штате Огайо. Всего первый ХВ-70А совершил 83 полета и находился в воздухе 160 часов. XB-70B, стороны, совершил всего 46 полетов, находясь в воздухе всего 92 часа до своей трагической катастрофы.