Найти тему

Про книги: Айрис Мердок — Зелёный Рыцарь

Айрис Мердок — британская писатель, наиболее известная своими романами «Под сетью» и «Чёрный принц», последний из которых был даже номинирован на Букеровскую премию. Наверное, вот и всё, что вам нужно знать, так как ни один из этих романов я не читал, а решил познавать её творчество с чего-то более позднего и неизвестного. Можно даже сказать, «холодно воспринятого критиками».

Действие «Зелёного рыцаря» разворачивается в Лондоне, и, пожалуй, в этом и состоит первая причина того, зачем стоит читать эту книгу: эффект присутствия достигается просто фантастический. Богатые описания и хорошее знание географии города буквально создают перед глазами пейзажи одного из самых загадочных городов мира, вместе с его площадями, улочками и зелёными, но бедными на деревья, парками. При желании можно взять в руки курту и начертить маршрут каждого персонажа, а потом, при визите Лондона, пройти по этим маршрутам собственноручно. Временной период обозначен довольно расплывчато, однако создаётся впечатление, что на дворе стоят 80-е. Но так ли это важно?

Сюжет на самом деле можно пересказать одним предложением, но чтобы донести до вас всю сложность и многослойность книги, мне придётся немного углубиться в детали и дать вам несколько объяснений. В «Зелёном рыцаре» тонна персонажей, практически столько же, сколько во «Властелине колец» (тоже мне, сравнил…). Проследить всё их семейное древо представляется довольно сложным занятием, — можно хоть специалиста вызывать! Так что давайте немного более образно — главное, сразу возьмите записную книжку с ручкой!

-2

Итак, у нас есть женщина (Луиза, одна из главных героинь), а у неё три дочери (Алеф, Сефтон и Мой, про которых, как мне показалось, весь рассказ и идёт), — дочери эти отгорожены от реального мира, благовоспитаны и очень замкнуты. У этой женщины был муж (Тедди), но он умер ещё до начала действия книги, а у мужа был друг (или брат? — вот попробуй пойми! Клемент зовут кстати), а у него — сводный брат (Лукас), который, так уж вышло, его ненавидел. У женщины (первой женщины) есть ещё подруга (Джоан), — немного пошловатая дама, у которой есть уже подросший сын (Харви). У подросшего сына есть друг-гей (Имя его я забыл, но он не особо важен), но он с ним не спит… просто дружит! У всей же этой честной компании есть ещё один друг (Беллами), — религиозный молодой человек, погрязший в депрессии и желающий уйти в монахи. Бывает. Ещё в наличии две дополнительные подруги, но они тоже не так важны — скорее идут как дополнение (Тесса и Кора). Уже запутались? Подождите, дальше — больше!

Итак, всё вроде идёт неплохо, каждый герой живёт своей собственной жизнью, кто-то радуется своему существованию, кто-то не особо — Харви даже умудряется сломать ногу, спрыгнув с высокого парапета… Из долгой командировки возвращается Лукас, которого некоторые даже считали погибшим, так как он вообще человек нелюдимый и редко кому сообщает о своём местоположении. Тут же интереснее: выясняется, что Лукас исчез не просто так, а потому что он случайно убил человека, — тот, мол, хотел его ограбить, а Лукас огрел его битой. Ну, бывает, — подумали судьи и оправдали его по всем статьям. Итак — Лукас возвращается домой, к нему спешит его сводный брат Клемент, но тут случается невиданное: оказывается, что человек, которого Лукас убил, на самом деле жив. Его зовут Питер Мир, он имеет русские корни, почему-то исповедует иудаизм и жаждет одного — мести. Глаз за глаз. Зуб за зуб. От Лукасового удара битой он потерял память и вынужден был прекратить свою работу. Попутно выявляется, что Клемент присутствовал при убийстве и на самом деле Лукас хотел убить его (он же его ненавидел, помните?), но нечаянно пристукнул Питера. Мда… Неплохая завязка, ага?

Сами понимаете, что пересказывать весь сюжет особого смысла нет, а потому просто оставлю вас в подвешенном состоянии и просто скажу: прочитайте эту книгу! Чао!

-3

Но стоп!

Почему же книга про трёх девушек, как заявил рецензент, а не про двух братьев, один из которых ненавидел другого? Дело в том, что появление Питера Мира в жизни всей этой честной компании запускает цепную реакцию, которая выражается прежде всего в преображении. Да, как мне показалось, основным мотивом «Зелёного рыцаря» стало преображение: каждый из персонажей начинал где-то, обычно в депрессии или на распутье, не зная, что ему делать, однако под конец книги они находят себя, свою любовь, свою веру… Айрис Мердок показывает нам, что идея мессианства может быть не только мировой, но также может применяться и к более частным событиям — к примеру, к жизни одной интеллигентной семьи. Один человек, переживший смерть и как бы вернувшийся к нам с того света, переворачивает жизни героев, а особенно вышеупомянутых мною трёх девочек, с ног на голову. Это книга про взросление, возмужание, потерю своего девственного естества (как в физическом, так и в духовном смысле), принятие себя таким, какой ты есть, нахождение своей любви (будь то любовь плотская, духовная или же любовь к Богу), — в общем и целом, про преображение. И на самом деле, — разве может быть более возвышенная и сильная тема для книги? Ведь преображение человека, его воспитание, познание им Вселенной, можно даже сказать, Революция его разума, — это то самое, к чему нам всем нужно стремиться, ибо только так мы сможем достичь одной из верхней ступеней цивилизации и, как следствие, счастья.

-4

Но надо сказать и о минусах, которые определённым индивидуумам могут подпортить впечатление от прочтения. Начать стоит с того, что в романе много отсылок к Библии, Торе и книгам Буддистких мудрецов, — это касается как мировоззрения главных героев, так и философии самой писательницы. На ранних порах этих отсылок и прямых цитат так много, что это начинает отвлекать от раскрытия образов персонажей и центрального сюжета. Более того, все герои книги соответствуют определённым библейским персонажам, а также имитируют мифологических персонажей древности, — я не буду раскрывать карты и пояснять вам все секреты книги: сами умные, разберётесь. Это всё хорошо и интересно, но готов поспорить, что подобная «религиозность» «Зелёного рыцаря» может отпугнуть многих потенциальных читателей.

Вторым минусом, гораздо более весомым и заметным является… сюжет. Да, как я уже говорил выше, сам сюжет можно описать одним предложением (если конечно снять с него всю мишуру), — и по мере чтения это действительно превращается в проблему. Где-то в середине книги оказывается, что в сюжете задействовано лишь несколько персонажей, а остальные как бы глазеют на всё происходящее из-за кулис. Да, потом и они подтягиваются, но странный осадок остаётся. Более того, за сто страниц до конца сюжет как таковой внезапно заканчивается, и всё оставшееся время писательница тратит на разбор преображений — что же с каждым героем случилось. Это конечно интересно, но книга сразу же теряет всю динамичность и кажется, что Айрис Мердок просто не доверяет своим читателем: судьба каждого героя перемалывается в самых деталях, не оставляя нам, читателям, никакой почвы для додумок и измышлений. Да, лично мне это показалось значительным минусом, а потому книга не явилась для меня идеальной.

Что же, как заключение могу сказать, что книгу определённо стоит читать, даже если она не для всех и немного хромает на сюжетную ногу: главное в книге — это её посыл, её тема человеческих преображений, доказывающая, что каждый из нас может стать немножечко лучше и счастливее, — нужно только немного подтолкнуть…

Мой первый роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести и добавить к себе в библиотеку здесь:
Лабиринт:
https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-2944258
"Буквоед":
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

А вот и электронная книга на ЛитРесе:
https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-69135757/
Читайте мои книги на Целлюлозе:
https://zelluloza.ru/search/details/120365/