Найти в Дзене
AFTERSHOCK

Стоимость одной инновации: Во сколько обошелся России дневной свет фар?

Оглавление

С 20 ноября 2010 г. мы ездим днем с включенным светом фар. Это новшество было продиктовано заботой депутатов Госдумы о безопасности движения, сохранении человеческих жизней и основано на опыте зарубежных стран. Особенно Европы, куда Россия стремилась всей душой, чтобы влиться в дружную семью народов, типа от Лиссабона до Владивостока.

Вообще, это было время больших свершений. С 1 января 2011 году была запрещена продажа ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. Правда, тут же нашлись хитрованы, которые, не нарушая Указ, начали выпускать лампочки мощностью 95 ватт. Умникам пригрозили тем, что с 2013 года планку понизят до 75 ватт, а в 2014 году лампы накаливания окажутся под запретом полностью. Впечатлило, но не сильно.

Кстати, тогда же были выделены средства на внедрение энергосберегающих технологий. С эти связан курьезный случай из моей жизни. В нашем городе был запущен электроламповый завод, который должен был выпускать светодиодные лампы. Купил как-​то парочку в красочной упаковке, с логотипом этого завода. Вскрываю, достаю лампочку, и на ее цоколе читаю «Made in China» мелким шрифтом. Показал друзьям – смеялись.

В том же году, уже в июне, по закону «Об исчислении времени» были отменены 11 часовых поясов, с заменой на 9 часовых зон. Нам было объяснено, что «примеры других стран (Соединённых Штатов Америки и Китая) показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени. Это большие страны». Нашлись и критики, заявившие, что такой меры недостаточно, нужно сократить число зон в России и до четырех, а именно: "Калининград", "Москва", "Урал" и "Сибирь". Прогремели на всю страну. К критикам отнеслись доброжелательно, но предложения не приняли. Кстати, тогда же мы были избавлены от ежегодного стресса по переводу стрелок часов. Это уже хорошо.

Но ладно, я вообще не об этом, а о свете фар в светлое время суток. Логика властей некоторых европейских стран, например, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, или там Эстонии с Литвой и Латвией, в какой-​то степени понятна. Страны эти, в основном, северные, где полярная ночь или сумерки занимают значительную часть суток. Власти этих стран ставят законодательный барьер перед своими алкашами и потенциальными идиотами, если таковые вдруг найдутся, которые в кромешной темноте, или при слабом свете северного сияния, будут передвигаться по дорогам с выключенными фарами, подвергая опасности, как свою жизнь, так и жизнь пешеходов. Что касается России, то нужно заметить, что она простирается не только с запада на восток, но и с севера на юг, вплоть до широты Стамбула, Рима и Барселоны.

Тогда же, 2011 году, не собираясь тогда никого критиковать, решил подсчитать, во что обойдется эта инновация стране и каждому автовладельцу. Итак, исходные для расчета, которые взяты из интернета на то время, и доступны каждому любопытному:

- Российский парк автотранспорта составляет: легковые автомобили - 41,2 млн. единиц, грузовые автомобили - 5,35 млн. ед., автобусы - 2,49 млн. ед.;

- Ориентировочное время эксплуатации указанного автотранспорта в дневное время суток (это предположение): 2 часа, 8 часов и 10 часов, соответственно. Количество дней в году – 300.

- Мощность электроламп автомобиля при движении с ближним светом фар (лампы ближнего света, габаритные огни, подсветка номерных знаков и панели приборов) - 0,225 кВт;

- Фактический средний удельный расход топлива автомобильным ДВС, с учетом изношенности парка - до 0,35 кг/квт.час или до 0,5 л/квт.час - по бензину;

- стоимость бензина или дизельного топлива в 25 руб./литр.

Прошу исходные данные не критиковать, поскольку не в этом суть, и заранее согласен кое-​какие из них уменьшить. Но не сильно.

Итак, путем несложных арифметических расчетов, определяем время эксплуатации автотранспорта - 45090 млн. машино-​часов. Затем умножаем эту цифру на мощность электроламп автомобиля при включенном ближнем свете, и на средний расход топлива.

Получаем, что страна израсходовала за год 5 072 625 000 литров горючего. Далее, умножив эту цифру на стоимость топлива в 25 руб/литр, получим, что мы затратили 126,8 млрд. руб. или 4,13 млрд. долл. (опять же, по стоимости и курсу того времени).

Конечно, все цифры приблизительны, но примерно столько мы выкладываем из государственного и своего карманов за ближний свет фар, даже без учета кпд генератора тока (0,4 – 0,5), дополнительного износа двигателя, стоимости замены перегорающих электроламп и т.п. Если и это учесть, то итоговая сумма затрат пойдет на увеличение. Довольно прилично по нашей жизни, не так ли? Кстати, еще тогда опубликовал полученные цифры. Многие комментаторы осудили, заявив, что человеческие жизни дороже всех затрат, что, конечно же, бесспорно. В разумных пределах, иначе пришлось бы запретить автотранспорт. Или, с целью безопасности, перекрасить его в единый оранжево-​красный сигнальный цвет. Блин, и тут не удержался, подсчитал, что понадобилось бы 410 тыс. тонн краски. На радость зарубежному производителю автомобильных красок.

Итак, с момента введения новшества прошло 12 лет. Так что, эти 5 млн. тонн можно смело умножить на 12. Итого получим 60 млн. тонн. Как это представить наглядно? Если залить это горючее в железнодорожные цистерны, и выстроить в сцепку, то получится состав длиной 12 тысяч километров, то что практически в два раза превышает расстояние от Москвы до Владивостока. Внушает, правда?

Теперь попробуем зайти с другой сторон. Как эта инновация повлияла на смертность на дорогах? Статистика: 2010 г. - 18,8; 2011 г. - 19,3; 2012 г. - 19,3; 2013 г. - 18,8; 2014 г. - 18,6 тыс. чел. С 2015 года наметился рост до 23,114 тыс. чел. Чем объяснить, не знаю. Только в 2018 году смертность стабильно сравнялась с 2010 годом. На спад она пошла далее: 2019 год – 17; 2022 год – 14 тыс. чел. И вряд ли это связано с включенным светом фар. Скорее всего здесь сыграли другие факторы.

Что же делать? Отменить? Не знаю. Вообще-​то, я не сторонник отмен, сносов или переименований. Возможно стоило бы направить средства на благоустройство дорог, разметку, строительство дорожных переходов, развязок и т.п. Это и делается сегодня, что хорошо. Возможно правильно было бы не строить всю страну в одну шеренгу, а передать регламентацию времени включения и выключения ближнего света фар на усмотрение регионам, а также самим водителям, в зависимости от погодных условий? Но что нужно делать точно, так это впредь хорошо думать перед принятием таких решений, и не вестись на конъюнктуру, особенно внешнюю. Как считаете?

Комментарий автора:

В статье я рассказал, во что обходится стране ближний свет фар в дневное время. Этим вызвал шквал критики в свой адрес, хотя не высказал своего мнения по этому поводу. Наоборот, подчеркнул, что не знаю, поскольку сам не сторонник, как скоропалительных действий, так и отмен. Считаю, что на любые меры нужно идти сознательно, имея полную картину, в том числе по затратам, а не прятать голову в песок. Только и всего. Что касается количества жертв на дорогах, то для их снижения, кроме данного мероприятия, есть такие, которые не требуют особых затрат, но очень эффективны. Это: быть внимательным на дороге, не обсуждать с пассажирами злободневные проблемы, не нервничать, не ругаться с супругой, не болтать по телефону, девушкам не любоваться на себя в зеркальце, крася губки и реснички, наводя красоту, выезжать в дорогу своевременно, чтобы не торопиться, создавая проблемы другим водителям, и так далее. В конце концов, следить за техническим состоянием своего автомобиля. Уверен, что безответственному водителю не поможет ничего. Аварийность зависит не столько от вложенных средств, сколько от каждого из нас, от нашей сознательности и уважения друг к другу. Приятно видеть, когда автомобили, движущиеся по главной дороге, пропускают пытающихся выехать со второстепенной, как предупреждают встречные автомобили о неожиданном препятствии на их пути, как останавливаются перед пешеходами, переходящими дорогу в неположенном месте, а не пытаются их просто объехать и так далее…

Автор - Сергей Ольховский

Источник

Друзья, не забудьте поддержать автора лайком, а также подписаться на канал - AFTERSHOCK.