Найти тему
Eurasia Daily

Что ожидает Ватикан от наступления ВСУ?

19 апреля в «Российской газете» было опубликовано интервью с руководителем Федерального архивного агентства Андреем Артизовым. Поводом для этого послужило издание Росархивом сборника документов, являющихся базой для статьи президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», увидевшей свет 12 июля 2021 года. Интервью с Артизовым большое и интересное. Мы же остановимся на одной из тем, затронутых главой Росархива.

Андрей Артизов в интервью коснулся записок первого секретаря ЦК Коммунистической партии Украины Владимира Щербицкого. Об одной из этих записок руководитель Росархива заявил:

«Так вот вторая записка Щербицкого касалась попыток возрождения униатской церкви в западных областях Украины и вопросов религиозной политики. Он был убеждён, что если пойти на поводу требований легализовать униатство, то впереди Украину ждёт церковный раскол. Ну а выводы, был ли он прав, делайте сами».

На Украине униаты (грекокатолики) неразрывно связаны с антирусскими силами. Более того, поскольку почитаемые свидомыми «Легион сечевых стрельцов» и дивизия СС «Галичина» состояли из грекокатоликов, то даже неонацисты-неоязычники из восточных регионов бывшей Украины вынуждены почитать деятелей, исповедовавших униатство.

При этом нужно отметить, что у украинских униатов существуют грандиозные планы, распространяющиеся за пределы Украины. 6 апреля глава Украинской грекокатолической церкви верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук направил поздравление главе белорусских грекокатоликов Сергею Гаеку в связи с созданием апостольской администратуры для белорусских униатов (см. Почему в Белоруссии активизировались грекокатолики?). Это поздравление многое скажет о замыслах и намерениях украинских униатов. Так, Шевчук написал:

«Объединённые историческим наследием древней Киевской митрополии и многолетними совместными усилиями, мы радуемся вместе с Вами и окружаем Вас молитвенной поддержкой и заботой. Долгожданное решение Святого Престола является подтверждением, что Господь никогда не покидает своих детей и заботится о них, особенно в тяжелых обстоятельствах исповедания их веры и церковной жизни».

Слова про «историческое наследие Киевской митрополии» означают, что именно себя, а не Русскую православную церковь, украинские и белорусские грекокатолики считают религиозными наследниками Древней Руси. Ранее в конце января 2023 года Шевчук уже писал подобные вещи в поздравлении с 1125-годовщиной основания города Галича (см. Гаванская декларация мертва: Ватикан участвует в конфронтации с Россией).

Из поздравления Шевчука видно, что украинские униаты надеются, что их белорусские братья резко усилятся:

«…покрытая ранами преследования и уничтожения, Белорусская Грекокатолическая церковь продолжает своё паломничество до воскресения, а создание апостольской администратуры даёт ей возможность лучше организовать церковную жизнь и охватить пастырской опекой своих верных».

Что же, главе украинских униатов не откажешь в логике. Если считать грекокатоликов наследниками религиозной традиции Древней Руси, то намерение сделать так, чтобы униаты составляли большую часть верующих в Белоруссии очень даже понятно. Вероятно, глава украинских униатов ожидает, что ВСУ проведут успешное наступление, разгромят Россию и помогут змагарам прийти к власти в Белоруссии, так как белорусские униаты сплошь состоят из свядомых. Собственно говоря, в поздравлении и было сказано про триумф униатства в Белоруссии:

«Прошу у Господа, чтобы вы были „солью“ белорусской земли и достойно передали следующим поколениям сокровище нашей веры».

Что и требовалось доказать: этнополитическая обстановка на Украине влияет на ситуацию в Белоруссии. И конечно же, у украинских и белорусских униатов имеются исторические персонажи, которые их объединяют. Так, Шевчук в поздравлении выразил благодарность главе белорусских грекокатоликов Сергею Гаеку «за жертвенное служение, которое Вы совершаете с 1993 года как апостольский визитатор. Пусть Господь благословит Вас на новое служение и умножит плоды Вашего труда молитвами священномученика Иосафата, архиепископа полоцкого и мученика за единство христовой церкви».

Упомянутый полоцкий архиепископ Иосафат — это Иосафат Кунцевич, уроженец Владимира-Волынского, убитый жителями Витебска 12 ноября 1623 года (в этом году будут отмечать 400-летие его гибели) за жестокое обращение православных в униатство в те времена, когда территории современной Белоруссии и Украины входили в состав польско-литовской Речи Посполитой. С точки зрения истории и культуры попытки выставить полоцкого униатского архиепископа выразителем некоего украинского или белорусского духа выглядят очень странно, так как даже папа Пий IX в 1867 году причислил Кунцевича к лику святых и провозгласил покровителем именно Польши и Руси. Тогдашний понтифик сделал это аккурат после провала антироссийского польского мятежа 1863 года, в ходе которого повстанцы пытались восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года. Тем не менее, Кунцевича и униатство, возникшее как переходный этап перед ополячиванием и окатоличиванием жителей западнорусских земель, продолжают пропагандировать свидомые и змагары.

Но если в отношении униатов, как правило, всё ясно, то в отношении римокатоликов ещё остаются иллюзии по поводу их позиции в конфронтации Запада с Россией. Так, 22 марта епископ-помощник Харьковско-Запорожской епархии РКЦ Ян Собило, говоря о жизни в Запорожье, заявил:

«Я хочу также призвать всех священников, которые хотели бы послужить капелланами, входить в это служение. Это очень важное дело, потому что есть батальоны, где есть протестантские пасторы, но они не могут исповедовать. Мы все, как появляется опасность смерти, желаем услышать, что тебе прощаются грехи. Поэтому важна миссия католического капеллана, потому что к нему придёт и протестант, и католик, и православный, и тот, кто вчера не был верующим».

То есть римокатолики не только вслед за другими священнослужителями окормляют ВСУ, но и хотят заняться продвижением католицизма на Восток. Об этих же замыслах обмолвился 8 апреля в пасхальном поздравлении глава Конференции католических епископов Украины Виталий Скомаровский:

«Пусть в это время с нами общается пресвятая мать, непорочному сердцу которой посвящена наша Украина».

Этот фрагмент из поздравления является скрытым призывом к обращению населения Украины в католицизм («посвящение Украины непорочному сердцу»).

Более того, если папа Франциск делает вид, что выступает за примирение между Западом и Россией, и между Киевом и Москвой, то его подчинённые говорят совсем другие вещи. Например, епископ Радослав Змитрович 27 марта заявил:

«Сегодня мы испытываем страшную агрессию со стороны России и буквально боремся за то, чтобы жить. Но, как Церковь, мы осознаём также и то, что есть борьба не только за физическое выживание. Продолжается также борьба за наши души, за наше самоопределение, за будущее Украины и за то, какой она будет в этом будущем — безбожная или с Богом».

Что же, если католический епископ считает, что украинские неонацисты-неоязычники из полка «Азов"** (террористическая организация запрещена в РФ) не угрожают христианству на Украине, то это проблемы РКЦ.

Заметно также, что римокатолики, составляющие небольшую часть населения Украины, активно воюют на стороне ВСУ. В случае с прихожанами УПЦ МП или раскольниками из ПЦУ это понятно, так как их много. Однако активность малочисленных римокатоликов наводит на определённые мысли. 8 апреля в интервью для Радио Ватикана и Vatican News епископ-помощник Киевско-Житомирской епархии РКЦ и президент «Каритас-Спес Украина» Александр Язловецкий заявил:

«…похорон очень много, вот даже сегодня я проходил через двор нашей кафедры, и он заставлен автомобилями, внутри очень много людей, потому что хоронили военного, нашего прихожанина здесь, в центре Киева…»

То есть Бахмутская мясорубка и иные особо опасные участки фронта выкашивают и киевских католиков, которые вслед за другими свидомыми не собираются мириться с Россией.

Впрочем, для нас более важной является новость от 28 марта об отрывках из доклада «Отношения между Церковью и государством и экуменические вызовы» кардинала Курта Коха, прочитанного на симпозиуме «Религиозная вера балтийских народов». Так, коснувшись симфонии как формы отношений между Церковью и государством, кардинал подспудно раскритиковал её, указав на «проблематическое отношение православного российского патриарха Кирилла к войне Путина на Украине, но также и его православных приверженцев на Украине и в некоторых странах Балтии». Фактически кардинал Кох дал зелёный свет властям Украины и стран Балтии для осуществления гонений на верующих Русской Православной церкви. Затем представитель Римской курии уколол РПЦ, процитировав директора Падерборнского института экуменических исследований Йоханнеса Эльдеманна, вынесшего «вердикт» отношениям между Церковью и государством в связи с российско-украинским конфликтом:

«Эта „византийская“ модель симфонии между государством и Церковью настолько дискредитирована поведением предстоятеля русской Церкви, что уже не может казаться пригодной для применения в будущем».

В общем, Римско-католическая церковь и Ватикан враждебно относятся и к Московскому патриархату, и к России. При этом хитрый кардинал Кох решил замаскировать враждебное отношение к России и Русской церкви, заявив:

«В любом случае, эту ситуацию следует рассмотреть в рамках экуменических диалогов, и не только с православными Церквями, но и с церквями и церковными общинами, которые родились из Реформации, прежде всего с видящими себя государственными церквами, как в случае церкви Англии или разных лютеранских церквей Европы».

И всё же вывод в докладе кардинала Коха не оставляет никаких сомнений относительно позиции РКЦ и Ватикана:

«Война, спровоцированная Россией на Украине — это фундаментальный вызов также и для религии, поощрение пересмотреть понимание себя самих и собственную миссию в обществе».

Таким образом, не только легализованные Михаилом Горбачёвым униаты, но сами римокатолики активно участвуют в конфликте на стороне Запада. Государство Ватикан и Римско-католическая церковь, безусловно, надеются, что ВСУ организуют успешное наступление и победят Россию на поле боя. По их замыслу, победа ВСУ в дальнейшем поспособствует развитию католицизма не только на Украине, но и в соседней Белоруссии. Для России же это означает, что ни светские, ни религиозные деятели Запада не оставляют иного выбора, кроме как бескомпромиссной борьбы за православный Русский мир.

*Террористическая организация, запрещена на территории РФ