Найти в Дзене
Тени прошлого

Пропавший фараон. Археологи вышли на след загадочной фигуры

Поиски могилы Херихора — драматическая история больших надежд, разочарований и скандалов. Удастся ли найти памятник, сравнимый с гробницей Тутанхамона? Каковы доказательства того, что это историческое сокровище действительно существует?

Стоя в Луксоре на восточном берегу Нила, мы наблюдаем возвышающийся над горизонтом массив фиванских холмов. Священное место древних с великолепными храмами, бесчисленными гробницами и, что больше всего будоражит воображение: Дейр-эль-Бахри, Долина Царей и — менее известная — Долина Цариц. Именно в Дейр-эль-Бахари с 1999 года работает Рок-миссия проф. Анджей Нивински из Варшавского университета. Миссия по поиску затерянной гробницы на уступе, подвешенном на высоте 100 м над храмом Хатшепсут. Он принадлежал фараону Аменхотепу I (16 в. до н.э.), а через несколько сотен лет, вероятно, его присвоил первосвященник Херихор [см. вставку на стр. 34] – впоследствии фараон, известный по роману Болеслава Пруса.

ОТЛИЧНЫЙ, ЧЕМ НА PRUS

Херихор вышел на арену большой политики во время гражданской войны, развязанной генералом Панехси, открыто выступившим против власти Рамсеса XI. В 1080 г. до н.э. силы мятежников, опустошавшие страну, были отброшены от границ Египта армией во главе с Херихором. Он вернулся с войны с нимбом победителя. Следующие семь лет он наводил в стране закон и порядок.

Херихор был не только главой армии и верховным жрецом Амона, но и заботился об экономике. Он также заботился о останках древних правителей Египта. Это подтверждают, например, саркофаги Сети I и Рамсеса II, найденные в Дейр-эль-Бахари. На них есть надписи, доказывающие, что Херихор приказал похоронить обоих фараонов на новом месте. Его широко считали королем, и он представлял себя королем. Этому способствовала слабость Рамсеса XI, упадок администрации и распространяющаяся бедность. Изображение Херихора в царских одеждах и его имя сохранились в храме Хонсу в Карнаке. Он умер около 1074 г. до н.э. Мы до сих пор не знаем, где он был похоронен.

TROP 1: PODPIS BUTEHAMONA

«Когда я впервые поехал в Египет в 1972 году, — вспоминает проф. Нивинский - Мне было интересно, где может быть его могила. Я начал ходить по уступу в Дейр-эль-Бахри и убедился, что это должно быть оно! От радости я расписался на камне своим именем, за что сегодня стыжусь, потому что - тогда я об этом не знал - 3 тысячи. лет назад там же расписался чрезвычайно высокопоставленный египетский чиновник, некий Бутеамон».

Насколько уверен профессор? Из подсказок профессор принял во внимание. Первый связан с Бутехамоном. Этот человек около 1080-1070 гг. до н.э. был директором Фиванского некрополя и составил опись всех разграбленных грабителями могил. Целых семь его подписей были обнаружены на вышеупомянутом скальном уступе в Дейр-эль-Бахари группой Rock Mission. Царский министр сделал их на плоской стене из обыкновенного каменного отщепа. А вход на уступ крутой и - по крайней мере временами - опасный. Причиной, по которой он несколько раз выбирал этот трудный и требовательный путь, могла быть только… гробница фараона!

ПОЕЗДКА 2: КОРОЛЕВСКИЙ МАГАЗИН

По аналогии, это может быть подтверждено граффити другого королевского чиновника, также по имени Бутехамон, которое было найдено в 2000 году в Фивах Миколаем Будзановским, членом Rock Mission. Сановник фараона записал их в нескольких метрах над шахтой царского тайника, где в конце XIX века было найдено несколько десятков мумий фараонов. Среди них: Секененра, погибший в бою, Ахмес — убийца гиксосов, Тутмос I, Тутмос III, победитель Кадеша Рамсес II или Аменхотеп I.

Немецкий египтолог Эмиль Бругш, спустившись к вышеупомянутому тайнику, не мог поверить своим глазам: «Я не был уверен, реальность это или сон. Глядя на один из гробов, я прочитал на крышке имя царя Сети I, отца Рамсеса II. В нескольких шагах, со скрещенными на груди руками, в скромном гробу лежал Рамсес II. (…) Некоторые из этих гробов были еще закрыты, другие стояли открытыми, лишенные всего».

Все найденные в тайнике мумии (а их было более сорока) около 969 г. до н.э. были взяты жрецами из разграбленных гробниц и заново законсервированы. У многих руки и даже головы были прикреплены к остальным частям тела, поскольку грабители часто заходили так далеко, что расчленяли мертвых в поисках драгоценностей.

Египетские жрецы заворачивали мумии в новые льняные бинты, а затем помещали их в гробы, что не всегда было уместно. Однако не забыли написать на повязках имена погибших царей, а также места их более раннего упокоения - так они дожили почти три тысячи лет до того дня, когда был найден тайник. Неудивительно, что Бутеамон, чиновник фараона, поставил свою подпись над этим тайником в знак того, что охраняет место царских захоронений.

Если над королевским тайником было большое граффити, то, по аналогии, должно быть что-то и под подписями Бутехамона на нашем выступе скалы. Что-то никогда не найдено раньше!

ЗАВОД 3: ПОДСКАЗКА ТЕЛА

О том, что фараон был похоронен на уступе скалы на высоте 100 м над храмом Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, могут свидетельствовать и дренажи, предназначенные для отвода воды, переносимой ливнями, посещающими Фивы в среднем каждые 20 лет. Дренаж защитит гробницу и особенно мумию от затопления. Вспомним, что местам вечного упокоения фараонов угрожали только две опасности: вода и воры.

«Казалось бы, в Египте не идет дождь. Иногда даже льется», — объясняет Нивински. — Возможно, в 1994 году над Фивами прошел ливень, который за час наполнил водой Долину Царей. Словно яростный горный поток, он смывал крупные камни и тонны грязи. Через вади (долина, встречающаяся в пустынных районах – прим. ред.) он пробрался на равнину, достигнув двора храма фараона Сети I. Он разрушил три дома, стоявшие на его пути, и мусульманское кладбище, оставив после себя три -метровый поселок.

Как мы уже упоминали, захоронениям угрожали вода и воры. А на полке единственная сохранившаяся в Египте… воровская канава. Когда в 2000 году поляки вскрыли его вход, в коридоре белели останки скелета с проломленным черепом. Не исключено, что меджаю (хранители) поймали мошенника на месте преступления, обошлись с ним со всей строгостью, которую он заслуживал, и оставили его последователей настороже. Но этот ров, несмотря на свою темную историю, очень порадовал археологов. Ведь воры всегда знали — часто в союзе со священниками или стражниками, — где находится та или иная гробница.

ПОЕЗДКА 4: МАЛЕНЬКИЙ КИНЖАЛ

Также в 2000 году польская команда нашла бронзовую часть кинжала в тектоническом разломе на уступе в Дейр-эль-Бахари, засыпанном песком и щебнем. Над его серповидными руками раньше было круглое яблоко на ручке. С другой стороны торчат две вертикальные направляющие, в которые древний мастер когда-то вставлял лезвие. Это не просто кинжал. Он напоминает конструкцию оружия, найденного на мумии фараона Камозе. Он также похож на обнаруженный в 1859 году с мумией царицы Аххотеп.

Поэтому возможно, что кинжал, обнаруженный польской командой, был украден из королевской гробницы много веков назад. Вор взял из могилы золото и серебро, а кинжал — из менее ценной бронзы — мог его разочаровать. Возможно, он решил оставить в своей сумке только драгоценные металлы. И если вор забрал их из гробницы, то надо подчеркнуть, что на уступе их нет, кроме той, в которую мы до сих пор ищем вход! Нелогично отвергать гипотезу о том, что вор уронил кинжал сверху или, ограбив захоронение возле храма, забрался с ним на полку, чтобы разобрать его там. Почему он не закопал бесполезный осколок где-нибудь внизу, а увез улики своего преступления в долгое и рискованное путешествие? Если бы его поймали Меджаю, он неизбежно лишился бы жизни.

Херихор мог бы использовать гробницу фараона Аменхотепа. Присвоение могил не было редкостью в Египте.А гробница Аменхотепа I, в числе многих других, могла быть разграблена (о чем свидетельствует найденный на выступе скалы держатель царского кинжала) и повторно использована кем-то во времена 21-й династии.Обстоятельства указывают на Херихора, который в то время восстанавливал разграбленные гробницы.Зачем ему использовать одну из них для своих нужд?Во-первых, страна лежала в руинах после гражданской войны.Повышение налогов на дорогостоящие гробницы в то время было нереальным.Во-вторых, сам Херихор был больным человеком преклонных лет.У него не было времени подготовить новое достойное место последнего упокоения.

TROP 5: ZAGADKA Z PAPIRUSU

Еще одним аргументом, указывающим на существование еще не открытой гробницы Аменхотепа I и Хер-хора в Дейр-эль-Бахари, является папирус, купленный в XIX веке английским врачом Генри Эбботом в каирской антикварной лавке. Предполагалось, что это всего лишь сувенир из экзотической поездки, но после расшифровки оказался чрезвычайно ценным документом. Он содержит отчет об инспекции, проведенной во время правления Рамсеса IX (в 12 веке до н.э.) специальной комиссией, чтобы проверить, соответствуют ли действительности сообщения о взломе нескольких царских гробниц. Девять упоминаются только по имени погребенного в них правителя. Однако один, почему-то, был очень точно описан.

Во-первых, гробница носит необычное название: Горизонт Аменхотепа I. Кроме того, она точно расположена. Когда от вершины геблы (т.е. холма) мы определили дальномером расстояние до уступа, результат полностью соответствовал расчетам, содержащимся в древнем документе, - 63 м, или 120 локтей. А храм, упомянутый в папирусе как «храм Аменхотепа Сада», вероятно, является зданием, известным как храм Ментухотепа, расположенным к югу от наших раскопок.

Там были найдены статуи Аменхотепа I и стела, которая свидетельствует о том, что в этом храме было место поклонения двум фараонам: Ментухотепу и Аменхотепу I. До сих пор перед ним можно увидеть отверстия, оставленные большими резными горшками в скале - там были посажены деревья. Ведь раньше перед этим храмом был сад!Кроме того, гробница названа в папирусе Эбботта «Горизонт Аменхотепа». Оригинальное название, чтобы не сказать странное, соответствует действительности. Но стоя на шельфе, мы увидим необыкновенную панораму с Карнаком, господствующим на восточном берегу Нила. Для древних египтян это был самый священный и самый большой храм, который когда-либо видел мир. А под нами? Храм царицы Хатшепсут – особенно красиво смотрится на восходе солнца, когда стены окутаны красными лучами, выходящими из-за горизонта. А также остатки храма Тутмоса III.

Но есть еще кое-что. Почему члены комиссии записали с папируса Эбботта точные данные о местонахождении только гробницы Аменхтепа I (а также и Херихора, если она впоследствии была им захвачена, как это видит проф. Нивинский)? «По-видимому, было две гробницы этого фараона. Первый, более старый, где-то в районе Дра Абу-эль-Нага, и новый, вероятно, построенный на месте наших нынешних исследований. Комиссия, вероятно, начала с проверки последнего, и, чтобы не было сомнений в том, какой именно, она сообщила подробности о его местонахождении", - полагает Нивинский.

ДРАМАТИЧНАЯ КОРОТКАЯ КОРОТКАЯ

После первого сезона раскопок (1999 г.) результаты были обнадеживающими, но денег не хватало. Решением было найти спонсоров. Освещение в СМИ было предложено "Gazeta Wyborcza". 20 июля 2000 г. была опубликована статья «Мы обнаруживаем могилу Херихора». К сожалению, принципы журналистского искусства, использующие различные мысленные сокращения, мешали точности научных рассуждений. Научная общественность не восприняла слишком буквальные сравнения ожидаемых результатов раскопок Нивинского с открытием гробницы Тутанхамона. В статье также указана точная дата предсказанного открытия: 18 октября до полудня. Отсюда? Что ж, в беседе с журналистом профессор сказал, что «если нам повезет, может быть, даже через 3 дня мы доберемся до места назначения». Миссия должна была стартовать 15 октября, так что подсчитать несложно.

Вскоре руководство Центра средиземноморской археологии Варшавского университета подвергло достижения миссии Нивинского жесткой критике. При этом она отказалась обращаться в Высший совет Египта по древностям с просьбой о продлении концессии, что могло означать конец «Рок-миссии». Даже многие коллеги, знавшие достижения профессора, разорвали с ним контакты, аргументируя это тем, что «с самозванцем сотрудничать не будут».

«Политика» от 23 декабря 2000 г. не жалела зла: «Херигора, однако, не нашли ни 18 числа, ни позже. Профессор объявил, что поэтому он найдет себе еще одну мумию, которых, вероятно, осталось в Египте, и в следующем году это будет снова 18 октября. А то, что было написано в интернете, лучше не повторять. Хуже того, кто-то отправил в крупнейшую египетскую ежедневную газету «Аль-Ахрам» опасную для Rock Mission информацию о том, что она «нашла гробницу фараона в Дейр-эль-Бахари». Еще одна катастрофа висела на волоске, ведь только Служба древностей Египта имеет право сообщать о таких вещах. Этому правилу следует железная консистенция. Его нарушение влечет за собой немедленный отзыв лицензии на земляные работы. Только благодаря решимости Нивинского этого не произошло. Автор доноса до сих пор неизвестен.

Только осенью 2009 года, после нескольких лет перерыва, египетские власти разрешили полякам продолжить свою миссию. Однако при входе на полку в глаза бросилась свежая издевательская надпись: «Вот мечта о славе и величии». Ему дали псевдоним, который был связан с одним из польских исследователей, сопротивлявшихся Нивинскому. Однако исследователь опроверг это. Надпись частично закрывает оригинальные древнеегипетские граффити, которые когда-то были отмечены стрелкой в ​​Rock Mission. Это не только проявление польского ада, не только археологическое варварство, но и зависть. Надпись расположена в труднодоступном, закрытом от посторонних и тщательно охраняемом месте. Никто из охранников и рабочих этого не сделал. Они знают всего несколько слов по-английски, а по-польски им не понять...

СПАСЕНИЕ И… РАЗОЧАРОВАНИЕ

Однако исследования продолжались. Потребовалось несколько сезонов, чтобы разбить валуны, лежащие в районе раскопок. Путь к дальнейшим исследованиям проложила зимняя экспедиция 2012 года. Тогда на гебеле была установлена ​​система желобов и желобов, позволяющая безопасно транспортировать с шельфа несколько тысяч тонн обломков пород. Эти обломки беспокойно нависали над утесом и представляли смертельную угрозу для храмов внизу. Таким образом, экспедиция парадоксальным образом стала спасательной миссией, призванной защитить строения от разрушения каменно-грязевой лавиной, которая может быть вызвана приближающимися ливнями. Осень 2014 года должна была принести решение о том, что делать дальше. После месяцев титанического труда нескольких десятков египетских рабочих, убиравших с территории концессии многие тонны каменных обломков, - при нещадно палящем солнце и за пятьдесят градусов жары - перед нашими глазами предстала полка, напоминающая по форме времена фараона Аменхотепа I. Нивинский провел подробный анализ местности, проверил все закоулки, начертил возможные варианты расположения входа в гробницу. Однако вход в ожидаемом месте так и не был найден...

Конечно, археология — не математика, поэтому участники команды рассматривали и этот вариант, хотя сердцем и воображением нарисовался совсем другой финал. Тем более что многочисленные следы сознательной деятельности древних, обнаруженные на уступе скалы, как бы подтверждают теорию профессора. Египтяне проделали здесь гигантскую работу. И уж точно не без причины. Они были слишком практичны. Гипотезу профессора вроде бы подтверждает и место упокоения жены Аменхотепа I - Мерит-Амон, которое находится неподалеку, под северной колоннадой храма Хатшепсут. А жен фараонов хоронили в непосредственной близости от мужей...

ТРЕКИНГ КАРТЕР?

История исследований проф. Анджей Нивинский в Дейр-эль-Бахари напоминает историю поисков Говардом Картером гробницы Тутанхамона. Британцы начали раскопки в Долине царей осенью 1917 года. Он сделал это вопреки утверждению американского археолога Теодора М. Дэвиса, считавшегося авторитетом, о том, что «в Долине царей нечего открывать». ." В этом суде Дэвис был не одинок. Его мнение разделили и другие исследователи, с сожалением взирающие на действия Картера. Хуже того, пять лет копания в земле, казалось, подтверждали этот тезис. Нет результатов. Лорд Карнарвон, финансировавший поиски, сыт по горло. Он потерял надежду, веру в успех и большие деньги, которые стали заканчиваться. Что еще хуже, новая политика Египетской службы древностей ограничивала право на вывоз находок. Так зачем тратить столько денег на археологические исследования, если даже древние сокровища нельзя забрать домой? И тут Картер, известный своей скупостью, предложил то, что всех удивило: он сам профинансирует финальный сезон! Карнарвон потерял дар речи. Знал ли старик что-то, чего он не знал? Решительность археолога настолько насторожила лорда, что он согласился профинансировать еще один — и последний — сезон раскопок в 1922 году. Через три дня после начала поисков, 4 ноября, Картер открыл лестницу, ведущую к гробнице Тутанхамона. что он не знал? Решительность археолога настолько насторожила лорда, что он согласился профинансировать еще один — и последний — сезон раскопок в 1922 году. Через три дня после начала поисков, 4 ноября, Картер открыл лестницу, ведущую к гробнице Тутанхамона. что он не знал? Решительность археолога настолько насторожила лорда, что он согласился профинансировать еще один — и последний — сезон раскопок в 1922 году. Через три дня после начала поисков, 4 ноября, Картер открыл лестницу, ведущую к гробнице Тутанхамона.

Разница между Картером и Нивинским в том, что англичанин наконец нашел могилу своей мечты и вошел в историю, а Нивинский — нет. Но с другой стороны, польский профессор еще не сдался. Многие следы преднамеренной деятельности древних на уступе скалы, по-видимому, указывают на то, что гробница, разыскиваемая Скальной Миссией, может находиться где-то поблизости. Но где?