Быть гладиатором ассоциируется скорее с мужчинами, чем с женщинами, но на самом деле все было немного иначе. На аренах сражались и представители противоположного пола.
Исторические записи о воинах - обычно рабах - относительно многочисленны. У женщин все совсем наоборот. Например, до современности не сохранилось никаких сведений, которые свидетельствовали бы о существовании школ гладиаторов. Конечно, есть вероятность, что их просто никогда не было.
Гладиаторы, с другой стороны, тренировались в специализированных учреждениях, управляемых ланистами. Именно там они обучались боевым приемам и получали знания в использовании различных видов оружия. Возможно, женщины тренировались вместе с мужчинами, что имело бы смысл, учитывая, что они использовали одни и те же методы обучения и оружие. Это подтверждают заметки Ювенала Аквинского, римского поэта, творчество которого, как это ни парадоксально, приобрело популярность только в Средние века.
Интересно, что в надписи, посвященной играм, проходившим примерно в середине II века, гладиаторы описываются как mulieres (женщины), а не как feminae (дамы). Этот лингвистический нюанс, скорее всего, был указанием на низкий социальный статус людей, имевших дело с боями на арене. Есть также записи о празднике, организованном в честь матери императора Нерона. Они показывают, что женщины ездили на лошадях, убивали диких животных и дрались как гладиаторы, одни добровольно, а другие явно против своей воли.
Гладиаторские бои, конечно, не были так популярны, как в случае с гладиаторами.
Бывали даже драки между женщинами и… лилипутами. В Лондоне также был найден погребальный костер, в котором были не только кости, но и богато украшенный погребальный инвентарь и масляные лампы. Анализ останков показал, что они принадлежали женщине лет двадцати. На одной из ламп нашлось место изображениям гладиаторов и нескольким символам, связанным с боями на арене, из-за чего археологи предполагают, что она тоже была похоронена как воин.
И хотя гладиаторы пользовались большой популярностью и уважением, гладиаторов, вероятно, любили гораздо меньше. Скудные доказательства в этом случае свидетельствуют о том, что к их дракам относились сдержанно и считали их странными, а не героическими или эмоционально освобождающими. Наконец, при Септимии Севере был введен запрет на вход на арены, в том числе и гладиаторам.
По словам Кассия Диона, женские бои были предметом шуток, которые касались не только женщин-воительниц, но и других женщин — в том числе высокопоставленных. Таким образом, запрет был задуман как защитная мера. Но так ли это было на самом деле? Создается впечатление, что женские боевые действия и их общее участие в спорте могли быть спусковым крючком, который заставил бы женщин усомниться в доминирующем положении мужчин в древнем обществе.