Найти в Дзене
Тени прошлого

Второй крестовый поход. Почему Великий крестовый поход был полной катастрофой?

Оглавление

В декабре 1144 года мусульманская армия Имад ад-Дина Занки захватила Эдессу. Падение одного из важнейших христианских государств, созданных на Ближнем Востоке после Первого крестового похода потрясло Европу. Подготовка ко второму крестовому походу началась практически сразу. Несмотря на то, что в нем приняли участие короли Франции и Англии и десятки тысяч рыцарей, крестовый поход оказался полным провалом. Вот почему это произошло.

Бернар Клервоский в страстных проповедях призывал рыцарей к участию в задуманном крестовом походе. «Кресты, дайте нам кресты!» Собрание в Везле плакало весной 1146 года после того, как знаменитый монах, будущий святой, произнес там воодушевляющую речь.

Проблемы немцев

К экспедиции присоединились король Франции Людовик VII (с ним поехала его жена Элеонора Аквитания) и правитель Германии Конрад III. Летом 1147 года они отправились на Восток. Они решили отправиться в Палестину тем же маршрутом, которым 50 лет назад путешествовали их деды и отцы.

Византийская империя смотрела на латинский народ с недоверием, не желая их поддержки для укрепления франкских государств в Леванте, создавая проблемы для Василевса, не признавая его суверенитета. Рыцари обвинили греков в отсутствии поддержки и предательстве.

-2

Дорога через Анатолию была кошмаром. Большая часть немецкого крестового похода была разбита турками возле Дорилея. Оставшиеся в живых присоединились к французам. Конрад заболел и вернулся в Константинополь, где за ним ухаживал сам император. Наконец, весной 1148 года экспедиция достигла Антиохии, где Раймунд, дядя Элеоноры, с должными почестями принял родственницу и ее мужа.

Почему Дамаск стал мишенью?

На самом деле каждый из правителей франкских государств преследовал разные цели. Жослен хотел, чтобы крестоносцы вернули ему Эдессу, Раймунд II, граф Триполи, рассчитывал на помощь в осаде одной из мусульманских крепостей, а принц Антиохийский намеревался победить сына Занки, Нур ад-Дина, правителя Алеппо, с помощью крестового похода. Однако Людовик решил, что сначала ему нужно отправиться в Иерусалим.

Дальнейшую судьбу экспедиции предстояло решить баронам, приглашенным в Аскалон на специально организованную встречу. Также присутствовали лидеры крестового похода, великие магистры Госпиталя и Храма, а также Мелисанда и ее маленький сын, король Болдуин III. Неизвестно, кто сделал запрос на поход в Дамаск.

В любом случае победила именно эта концепция. Историки до сих пор спорят о смысле такого решения. Одни подчеркивают, что попытка завоевать союзное с Иерусалимским королевством мусульманское государство против покушений Нур ад-Дина была просто бездумной.

Дамаск, которым правил Унур, больше всего боялся быть поглощенным своим собственническим соседом из Алеппо. Другие считают, что решение крестоносцев было хорошо продумано и имело целью предвосхитить неизбежные военные действия Нур ад-Дина. А так как акция должна была увенчаться полным успехом, то уже в Аскалоне люди стали задаваться вопросом, кому пожаловать земли, которые вскоре будут завоеваны, в качестве феодального владения.

Неудачная осада

24 июля 50 000 крестоносцев достигли Дамаска. Войска Унура пытались помешать маршу франков, сражаясь неравномерно в рощах, окружающих южную окраину города, но их легко вытеснить. Жители уже готовились к последней обороне, строя баррикады на улицах.

Большие истории каждые несколько дней в вашем почтовом ящике! Введите адрес электронной почты, чтобы получать информационный бюллетень. Лучшие статьи, никакого спама.

На следующий день — как писал Ибн ал-Каланиси — «схватка не прекращалась до захода солнца» 29. Герман Конрад «одним ударом отсек неприятельскому солдату голову и шею вместе с левой лопаткой, рукой и частью туловища — хотя противник был одет в кирасу».

В понедельник, 26 июля, прибыли первые подкрепления от мусульманских правителей. Унур составил заговор в попытке запугать воинов Европы, представив левантийским франкам видение о захвате города атабеком Мосулом, сыном Занки, Саиф ад-Дином. «Вы хорошо знаете, что, когда он возьмет Дамаск, вы не сможете оставаться в Сирии», — писал он в письме осаждающим.

Подкупленные Пулланы вынудили лидеров крестового похода переместить лагерь к востоку от города, в район, лишенный воды. Это и определило исход поединка. Положение латиноамериканцев ухудшалось с каждым часом.

Мужья обсуждали, что нужно делать. Возвращение в оставленные ими места казалось трудным, даже невозможным, ибо враг видел, что то, чего он только что ожидал, свершилось. Так [мусульмане вошли и укрепили местность и дороги, по которым раньше ходили наши люди.

-3

Они воздвигли преграды из деревянных кольев и валунов и послали множество лучников, сделавших проход невозможным. Нападение на город из того места, где сейчас располагался лагерь, заняло бы много времени, но нехватка продовольственных запасов предотвратила такую ​​осаду.

Покрыли себя «позором»

В среду, 28 июля, Конрад и Людвик закрыли лагеря и отошли в Иерусалим. Крестовый поход, впоследствии названный вторым, подытожил Вильгельм Тирский: «Собралось так много сильных мира сего, что не было слышно [о таком походе в течение столетий и за наши грехи они вынуждены были отступить, покрытые позором и позор, не выполнив своей миссии».

Пожалуй, единственным успехом Второго крестового похода, с точки зрения соперничества между христианскими и мусульманскими государствами, был захват Лиссабона. Это сделали рыцари из Англии, Фрисландии и Фландрии, которые в 1147 году по пути на Восток остановились на Пиренейском полуострове и выслушали просьбы епископа Опорто.

Однако поражение главного похода в Сирию, несмотря на поддержку таких авторитетов, как папа и Бернар Клерво и участие в нем двух королей, вызвало уныние — как в Европе, так и в Леванте. Миф о непобедимой силе креста развеян. Ислам сплотился для возмездия.

-4

Смерть Раймунда Антиохийского

Ситуацией безжалостно воспользовался Нур ад-Дин. В 1148 году ему пришлось уступить войскам Раймунда Антиохийского, но через год ему удалось застать князя врасплох в провале над Источником Мурада.

Лорд Антиохии был убит Ширкухом, командующим войсками Нур ад-Дина. Отрубленная голова Франка в серебряном ящике была отправлена ​​в Багдад в подарок халифу. В 1150 году Джоселин Эдесский попал в руки атабега Алеппо. Его ослепили и бросили в тюрьму. Там он и умер после девяти лет в темнице. Остатки графства Эдессы она продала византийскому императору Беатриче, жене Жослена.

Правитель Киликии заплатил ей золотом, хотя неизвестно, сколько мешков попросила графиня. Василевс мало что сделал для этого маневра, потому что не прошло и года, а захваченные им замки были захвачены турками Нур ад-Дина. Атабег теперь мог иметь дело с Дамаском.

Взятие Дамаска Нур ад-Дином

Первая попытка подчинить город - весной 1150 г. - не удалась, поскольку дожди задержали марш армии, а также существовала вероятность того, что франки придут на помощь (правивший после Унуры Муджир опасался их меньше, чем копейщиков из север). Нур ад-Дин удовлетворился обещанием, что его имя будет упоминаться в мечетях после имен халифа и султана и что оно будет выгравировано на монетах Дамаска.

-5

Он вернулся через год, но тогда ему не удалось взять под контроль сирийскую метрополию. Дамаск окончательно сдался в 1154 году после непродолжительной осады. Акция прошла гладко, благодаря еврейке, бросившей со стен веревку. Воины Нур ад-Дина взобрались по веревке, воткнули свое знамя и кричали «мансур», что означает «победа». Это лишило экипаж духа сопротивления.

Никто не грабил город. Его новый правитель снабжал базары продовольствием и снизил налог на торговлю фруктами и овощами. «Население обрадовалось. Горожане, крестьяне, женщины и бедные кормильцы молились Богу о продлении дней Нур ад-Дина и о том, чтобы его знамена всегда были победоносными», — писал Ибн ал-Каланиси.

За год до этого король Иерусалима Балдуин завоевал Аскалон. Это был последний столь впечатляющий успех франков. Началась игра за Египет, к которой присоединились Ширкух и его племянник, курд по имени Юсуф ибн Айюб, более известный как Салах ад-Дин, или Саладин.