Крупнейший из кандидатов на звание самого старого города мира. Чатал-Хююк — город без улиц, он удивляет не только своей архитектурой, но и своей социальной организацией. Как жители могли выжить на протяжении нескольких столетий, находясь вдали от важнейших природных богатств? Какие произведения искусства они создали?
На Балканах и в ближневосточном Леванте и Анатолии сложились первые земледельческие культуры , которые с годами даже стали вести полуоседлый образ жизни. Лишь спустя много лет стали возникать первые постоянные поселенческие центры, некоторые из них сильно разрослись. Среди прочего, сильная плотность населения и наличие каменного зодчества в виде стен или оборонительных башен указывали на городской характер данного поселения. Эти позиции чаще всего встречаются в теллач , т. е. противоестественные насыпи, холмы, которые образовались в результате аккумуляции поверхностей различных периодов заселения этой территории людьми.
Самый старый город в мире
До недавнего времени Иерихон считался древнейшим городом мира (первые свидетельства присутствия человека относятся к 10 тысячелетию до нашей эры). Однако местонахождение Телль-Куарамель известно с начала нашего века , датируемое 11 тысячелетием до нашей эры.
Чатал-Хююк работает акушеркой в Анатолии, далеко от Иерихона или Телль-Куарамеля, а также намного позже. Первые люди начали селиться здесь во второй половине 8-го тысячелетия до нашей эры, однако между Чатал-Хююком и более ранними городами есть важные отличия. Самое главное, что Чатал-Хююк намного превосходил по количеству и площади все современные ему города. Когда-то здесь могло проживать до 5000 человек. или более человек. Для сравнения, в Иерихоне их было бы около 2000. жителей. В Чатал-Хююке также нет оборонительных стен и башен, город не пострадал от нашествий.
Чатал-Хююк, несомненно , является крупнейшим городским археологическим памятником того времени (так называемого периода керамического неолита) на всем Ближнем Востоке.
Чатал-Хююк — это просто название, данное местными жителями двум присутствующим здесь курганам. Город, спрятанный под песком курганов, был неизвестен до 1952 года. Тогда же было замечено, что курганы — интересные объекты для исследования. Британский археолог Джеймс Меллаарт , начинавший свою карьеру в то время, решил исследовать свои более ранние наблюдения, рядом с ним присутствовали Дэвид Френч и Алан Холл. Тогда размеры стоянки оказались шокирующими, это была самая большая из всех неолитических стоянок. Меллаарту удалось возглавить исследование этого места в 1961-1963 и 1965 годах. Результаты исследований потрясли весь мир.
С 1993 года раскопки в Чатал-Хююке возобновились под эгидой Кембриджского университета под руководством Яна Ходдера в качестве директора раскопок , который руководил междисциплинарной исследовательской группой до 2018 года. Новые результаты исследований пролили некоторый свет на то, как были организованы неолитические жители Чатал-Хююка. Однако публикация с исчерпывающими результатами 25-летних исследований до сих пор не опубликована. В настоящее время за исследование отвечает Али Умут Тюрккан из Университета Анадолу. В 2012 году Чатал-Хююк был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каким был первый город в мире?
Здесь обнаружено около 1000 домов без улиц, соединенных стенами . Такой дом был прямоугольным в плане и имел размеры в среднем 25 м2. В дом входили через дыру в стене, из которой использовалась деревянная лестница. Все дома стояли вплотную друг к другу, а компактные постройки больше походили на одно гигантское сооружение. Чатал-Хююк был городом без улиц , все общение между жителями происходило по крышам. Помимо домов здесь было множество богато украшенных и обустроенных «святилищ» , что свидетельствовало о развитой духовности местных жителей.
Как был построен дом Чатал-Хююка?
- стены из сырцового кирпича;
- для возведения крыши и опор использовались деревянные балки;
- стены и полы были покрыты штукатуркой (грязью или белым гипсом);
- внутри были хлебные печи, очаги, глинобитные лавки и платформы;
- Интерьер был разделен на большую гостиную и меньшую кладовую.
Расширение или реконструкция дома было намного сложнее из-за компактной застройки, обычно новый дом возводили на фундаменте старого. Это типичное явление для первых неолитических протогородских центров. Таким образом, местность становилась все выше и выше.
Обстановка неолитического дома из Чатал-Хююка:
- каменные ступки и дробилки
- мельница для помола зерна
- костяные инструменты
- обсидиановое зеркало
- сосуды и сосуды, вырезанные из дерева
- шерстяные и льняные ткани
Кем были жители Чатал-Хююка и чем они занимались?
В эпоху неолита Чатал-Хююк располагался рядом с рекой, впадающей в озеро, которое удобряло окружающие земли. Таким образом, город был хорошо расположен с точки зрения наличия продовольствия. Раскопки предоставили нам свидетельства земледелия, обработки меди и свинца (первые свидетельства металлургии) и знания о ткачестве. Каменная промышленность здесь была в то время самой развитой на всем Ближнем Востоке . Примечательны булавы с разноцветными прожилками камней на головках. Однако они, скорее всего, служили репрезентативным целям. Основным ремесленным материалом в городе был обсидиан, доставленный из вулкана в 250 км от него. Есть также сирийский кремень и много другого сырья, которого в то время в регионе не было.
Это означает, что жители Чатал-Хююка должны были организовать особую систему работы, транспорта и обмена. Им самим приходилось добывать свой самый драгоценный камень, обсидиан , издалека, и даже ближайшее место с доступной древесиной находилось более чем в дне пути от города. Вполне возможно, что Чатал-Хююк контролировал окружающие торговые пути, по которым анатолийский обсидиан доставлялся в Сиро-Палестину.
Благодаря предметам, обладающим узкоспециализированными ремесленными особенностями, жители могли обменивать готовую продукцию на это сырье или просто привозное сырье на готовую продукцию. В любом случае город был важным центром обмена.
Сами жители изготавливали свою керамику с самого начала существования поселения. Однако он не был богато украшен, его даже не оставляли в могилах, как это часто бывало в доисторические времена.
Умерших хоронили под полом собственных домов, что указывало на крепкую семейную связь. После этого погребение мертвого тела повторялось как минимум один раз . Бывало, что несколько человек хоронили вместе. В Чатал-Хююке практика захоронения умерших была уникальной. Ну, а перед тем, как покойника хоронили под землей, его тело выставляли без погребения, пока оставался только скелет . Только после этого скелет заворачивали в ткань, часто посыпали цветной охрой и, наконец, хоронили.
Жители Чатал-Хююка, кажется, демонстрируют низкий уровень иерархии. Вопреки более ранним предположениям, возможность строительства общественных зданий была исключена. Все социальное взаимодействие происходило на общих крышах. Для людей была характерна в значительной степени эгалитарная социальная и пространственная организация . Это видно на примере равного доступа к еде, в том числе и в гендерном аспекте. Нет никаких отличительных черт, указывающих на существование видной элиты или местонахождение правителя. Лишь в завершающий период произошли значительные социально-пространственные изменения, приведшие к падению города.
Несмотря на замечательно развитые черты городского расселения на протяжении всего существования Чатал-Хююка, никаких форм письменности там до сих пор не обнаружено.
Искусство жителей Чатал-Хююка
Доисторическое искусство периода неолита становится более разнообразным, особенно в фигуративном искусстве и живописи. Жители Чатал-Хююка оказались исключительно творческими мастерами, что лучше всего выражается в оставленных ими после себя многочисленных статуэтках, различных украшениях и эффектнейших настенных росписях .
Типичной неолитической темой в фигуративном искусстве было изображение женщины , и многочисленные примеры таких фигурок были найдены и до сих пор находятся в Чатал-Хююке. Обычно они были менее реалистичны, чем изображения, например, быков, коз или кабанов.
Исключение составили находки из комнат, т.н. «святилища». Женских фигурок с типично примитивной техникой не было, но были найдены изображения с уникальной техникой реализма . Это касается изображений женщин, мужчин и животных. В частности, резьба по камню была очень разнообразной и небольшого размера. Более крупные размеры скорее присутствовали в глиняной скульптуре, чаще изображавшей тучную женщину.
Еще интересные образцы фигурного искусства из Чатал-Хююка:
- статуэтки тучной женщины, сидящей на троне, поддерживаемом с обеих сторон хищными кошками;
- фигуры мужчин, сидящих на быках;
- беременные женщины;
- женщины с леопардами;
- большие печати из обожженной глины, покрытые богатым геометрическим орнаментом;
- жанровые сцены (например, целующаяся пара в сопровождении матери и ребенка).
Рядом с жилыми домами в городе располагались многочисленные помещения, которые в наиболее распространенной интерпретации служили своеобразными местами религиозного поклонения, названными Меллаартом «святилищами». Наиболее яркой чертой, отличавшей их от других домов, было богатое убранство, в том числе наличие расписных украшений на стенах . Также среди немногочисленных погребений в этих святилищах были обнаружены погребения с обильной утварью.
Настенные росписи были окрашены в один или несколько цветов, а их тематика была очень разнообразной. Здесь присутствуют геометрические орнаменты на красочном фоне чисто декоративного характера, а также многочисленные жанровые сцены символического содержания. Иногда украшения отражают узоры на тканях. Это важный источник информации, благодаря которому мы больше знаем о верованиях аборигенов эпохи неолита. Мы можем узнать, что, например, стервятник играл важную роль в контексте смерти или очистки трупов умерших от тела.
Примеры сюжетов настенной росписи Чатал-Хююка:
- стая стервятников кружит над лежащими телами;
- пейзаж с извергающимся вулканом на заднем плане;
- изображения животных, преимущественно быков и оленей;
- сцены охоты с разными видами птиц;
- фаллические символы;
- фигуральные сцены, отличающиеся легкомыслием, возможно, указывающие на танец.
Самым узнаваемым элементом многих святилищ являются головы быков и баранов , вылепленные из гипса. На них крепились настоящие пары рогов, которыми также украшали глиняные скамейки или небольшие отдельно стоящие столбы.
Святилища украшались также рельефами, вылепленными из гипса , иногда также покрытыми живописными украшениями. Здесь есть изображения людей и голов животных, полные изображения животных (например, леопардов), черепа животных или женщин в позе рожениц.
Удивительная диета жителей Чатал-Хююка
Со времени первых раскопок в 1961 году на стоянке Чатал-Хююк мы знаем, что жители умели возделывать сельскохозяйственные культуры и разводить скот . Сначала утверждалось, что именно благодаря сельскому хозяйству можно прокормить такую большую массу людей в одном месте. Однако благодаря возобновлению исследований с 1995 года мы узнали, что жители Чатал-Хююка очень редко употребляли в пищу продукты сельскохозяйственного происхождения . Как и во всем регионе, типичный рацион состоял почти исключительно из рыбы, водоплавающих птиц, диких животных, дикорастущих семян, клубней, фруктов и орехов. Зерно сельскохозяйственного происхождения присутствует в следовых количествах, как и костный материал домашнего скота.
Почему люди не предпочли перейти к земледелию? Это до сих пор остается загадкой, тем более, что это знание было известно на протяжении всего существования города. Возможно, выращивание растений было неудобным для пищевых целей. В любом случае земледелие имело более символическое значение, как выражение господства человека над природой или социального престижа.
Падение Чатал-Хююка - что произошло?
В последние годы исследования, проведенные польской группой из Университета Николая Коперника, были больше сосредоточены на заключительном периоде существования города. Благодаря им мы знаем, что в какой-то момент специфика строительства домов довольно резко изменилась. Мы наблюдаем углубление социального дистанцирования в виде появления улиц , недавно была обнаружена первая дверь, выходящая на улицу. Изменилась традиция погребения умерших, появились специально предназначенные для этого гробницы. В целом становилось все больше признаков, подчеркивающих обособленность семьи от городской общины .
Со стороны костного материала отмечено нарастание патологических признаков в результате побоев и травм. Исследователи указывают, что насилие стало более частым социальным явлением. Жители страдали от роста инфекционных заболеваний, и их рацион обеднел. Для некоторых это были в основном просто углеводы. Вдобавок ко всему этому был экологический кризис, климат систематически охлаждался около 160 лет, а прилегающие территории, скорее всего, деградировали за счет систематической охоты и земледелия.
Считается, что падение города произошло из-за отсутствия средств на дальнейший спрос , изменившаяся природная среда потребовала более интенсивных и дальнейших экспедиций. Не все могли себе это позволить, поэтому возникали конфликты, общее падение общественного доверия и возрастание значения символов престижа. Отсутствие эффективной социальной реорганизации и нехватка продовольствия в конечном итоге привели к депопуляции.