На македонском престоле в 336 г. до н.э. Александру было всего 20 лет. Во время своего 13-летнего правления он почти постоянно вел войны, которые привели к созданию одной из самых могущественных империй в истории. о том, как ему удалось создать колосса, какого мир еще не видел Древняя Греция От предыстории до эллинистических времен .
В 336 г. до н.э. [царь Македонии] Филипп II был убит македонцем, который ранее оскорбил себя. По неподтвержденному слуху, убийство организовала одна из его жен, эпирическая царевна Олимпиада и мать Александра (356–323 до н. э.), сына Филиппа.
Покорение Греции
После смерти отца Александр немедленно ликвидировал всех потенциальных соперников на престол и был объявлен королем, хотя ему было всего двадцать лет. В нескольких быстрых кампаниях он усмирил традиционных врагов Македонии на севере и западе. Затем он заставил подчиниться южногреческому городу-государству, восставшему после смерти Филиппа. (Как и во время правления Филиппа, Спарта осталась вне Коринфского союза.)
Чтобы продемонстрировать цену, заплаченную за неповиновение, Александр разрушил Фивы в 335 г. до н.э. Этот акт террора наглядно продемонстрировал, что, хотя Александр мог претендовать на руководство греческими городами-государствами с их согласия (в греческом языке такого лидера называли гегемоном), его власть на самом деле основывалась на силе и непоколебимой воле к ее использованию.
Александр всегда вознаграждал тех, кто признавал его авторитет, даже если они когда-то были его врагами. Однако он безжалостно наказывал тех, кто предал его доверие или бросил вызов его намерениям. После того, как Греция была принуждена к повиновению в 334 г. до н.э.
Александр повел союзную македонско-греческую армию в Малую Азию, чтобы осуществить план своего отца по отмщению персам от имени Греции. Ошеломительный успех, которого Александру предстояло добиться в ближайшие годы в виде завоевания всего Персидского государства, снискал ему прозвище «Великий».
Презрение к собственной жизни
При жизни его величие проявилось в умении убедить своих воинов следовать за ним во враждебные, неведомые земли, за пределы их цивилизации, и приспособить свою тактику к изменяющимся военным и социальным условиям по мере того, как его армия уходила все дальше и дальше. из стран и людей, которых он знал с детства. Александр похищал своих солдат с безумным презрением к собственной безопасности. Нередко он первым наносил удары по противнику, разделяя опасность с рядовыми солдатами на передовой.
Он выделялся своим богато украшенным шлемом, ярким плащом и сверкающими доспехами. Он так стремился покорить дальние страны, что отверг его совет отправиться в путь только после того, как женится и родит наследника, чтобы не допустить путаницы в случае своей смерти. Он еще больше встревожил своего главного советника — старого и опытного человека — тем, что посвятил почти все свое состояние и земли на укрепление армии, создав таким образом новых землевладельцев для снабжения войск.
Один из советников спросил его, что он оставил себе. «Надеется», — ответил Александр (...). Эти надежды были основаны на построении им героического образа самого себя как воина, равного гомеровскому Ахиллесу. Александр всегда держал копию «Илиады» под подушкой вместе с кинжалом. Его стремления и поведение были предельным выражением гомеровского образа великого воина-победителя, желающего «всегда быть лучшим» и обрести бессмертную славу.
Битва при Граникосе
Перейдя Геллеспонт, отделявший Европу от Азии, Александр вонзил свое копье в землю Малой Азии, чтобы символически захватить страну в гомеровском стиле как «землю, завоеванную копьем» (...). Первая битва кампании, произошедшая на реке Граникос в западной части Малой Азии, доказала ценность македонской и греческой кавалерии, которая разгромила персов на противоположном берегу, когда они перешли реку.
Один из персидских воинов был пострижен от того, что рассек голову Александра мечом, но в последний момент один из македонских вождей спас царя, возглавлявшего атаку, отрубив нападавшему руку.
Затем Александр вошел в город Гордион во Фригии, столицу легендарного царя Мидаса, где стояла старая повозка с невозможно запутанным узлом между ярмом и дышлом. Согласно оракулу, тот, кто сможет развязать узел, станет владыкой Азии. Молодой македонец должен был просто разрубить узел своим мечом.
Победа на Иссосе
В 333 г. до н. э. персидский царь Дарий наконец столкнулся с Александром при Иссе, на юго-восточной окраине Малой Азии. Александр победил более крупного противника характерной для него смелой атакой на левом фланге противника и ударом прямо по позиции Великого царя в центре персидского строя.
Дарию пришлось бежать с поля боя, чтобы избежать плена, оставив своих жен и дочерей, которые, по персидскому преданию, сопровождали его во время похода. Обращение Александра с принцессами должно было принести ему признание народов, населявших Персидское государство.
Когда Тир, сильно укрепленный город на берегу современного Ливана, отказался открыть ворота, Александр использовал осадные машины и катапульты, разработанные его отцом, захватив прибрежный город-остров после продолжительной осады в 332 г. до н.э.
Падение Тира показало, что укрепленные города больше не были в полной безопасности. Хотя осады все еще были очень трудным делом, поскольку стены по-прежнему были большим препятствием, успех Александра в Тире увеличил страх города перед осадой.
Большие истории каждые несколько дней в вашем почтовом ящике! Введите адрес электронной почты, чтобы получать информационный бюллетень. Лучшие статьи, никакого спама.
Горожане больше не могли рассчитывать на то, что их городские стены смогут бесконечно долго отражать вражеские атаки. Опасение, что враг сможет прорваться сквозь городские стены, значительно усложняло противостояние городам-государствам попыткам их противников в лице их правителей.
Завоевание Египта
Затем Александр взял под свой контроль Египет, где есть иероглифические надписи, предполагающие, по мнению некоторых ученых, что македонский правитель представлял себя преемником персидского царя, а не новым египетским фараоном. Точно не известно, но в египетском искусстве Александра изображали в традиционном костюме древнеегипетских правителей.
Фактически Александр стал фараоном, что было одним из первых признаков его готовности принять любые иностранные обычаи и институты, которые могли бы контролировать оккупированные земли и утвердить его суверенитет. К западу от устья Нила Александр в 331 г. до н.э. основал новый город, названный в его честь Александрией. Это был первый из многих основанных им городов, от Египта до современного Афганистана.
Во время своего пребывания в Египте Александр также посетил пустынный оазис Сива, в оракуле бога Амона, которого греки считали фигурой Зевса. Правитель никому не раскрыл послания оракула, и стали ходить слухи, что он сын бога, что Александр с радостью принял.
В 331 г. до н.э. Александр разбил армию персидского царя при Гавгамелах в северной Месопотамии, недалеко от границ современного Ирака и Ирана. Затем он провозгласил себя правителем Азии вместо персидского царя. С этого момента он не должен был быть просто правителем Македонии и гегемоном Греции. Для коренных жителей Персидского государства вступление на престол Македонии не означало практически никаких изменений в их жизни. Они по-прежнему платили налоги за правителя, которого никогда не видели.
Как и в Египте, Александр оставил существующую администрацию нетронутой, даже сохранив некоторых персидских сатрапов. Его долгосрочной целью, вероятно, было создание административного корпуса, состоящего из македонцев, греков и персов, для совместного управления территориями, завоеванными его армией.
Александр умел знакомиться с людьми и стал все больше полагаться на «варварских» сподвижников и чиновников. Он как бы работал над укреплением системы, смешивая традиции и людей разных народов. Аристотель, когда-то обучавший юного Александра, провозгласил, что смешанные натуры самые сильные и самые совершенные.
Проблемы с предоставлением
Затем Александр повел свою армию далеко на восток, в земли, почти неизвестные грекам. Он уменьшил размер своей армии, чтобы легче было кормить ее в засушливых районах, где ему предстояло вести кампанию. В греческих армиях каждый гоплит обычно нес за собой слугу с доспехами и снаряжением.
Александр, подражая отцу, приучил своих людей самостоятельно носить свои вещи, тем самым значительно сократив число слуг, сопровождавших войско. Но, как и за всеми армиями древности, за армией Александра последовало большое количество мирных жителей: торговцы, ставившие небольшие ларьки на каждой остановке, женщины-солдаты с детьми, жонглеры и проститутки.
Хотя снабжение этих людей не входило в обязанности Александра, их закупка продовольствия мешала королевским квартирмейстерам снабжать солдат необходимыми припасами. Необходимость прокормить армию означала, что путь ее марша был безлюдным и лишенным продовольствия, что вызывало голод среди населения, проживающего в этих районах.
Вражеские армии просто брали то, что хотели, в то время как их собственные или союзные армии ожидали, что жители будут поставлять или продавать еду бесплатно квартирмейстерам и торговцам, следующим за армией. Эти предприниматели затем перепродавали полученную продукцию солдатам.
Поскольку у большинства фермеров в древности не было больших излишков при продаже, было несчастьем оправдать ожидания - или, на практике, требования - армии. Деньги, полученные взамен, были малопригодны, потому что на них мало что можно было купить в районе, где все соседи были вовлечены в принудительную торговлю продуктами питания.
Брак с Роксаной
В 329 г. до н.э. Александр отправился из сердца Персии на северо-восток, в пустыню Бактрии (современный Афганистан). Когда ему не удалось полностью подчинить себе легковооруженных местных жителей, которые избегали открытого боя, ведя перетягивание каната, Александр решил заключить с ними завет, скрепленный в 327 г. до н.э. браком с бактрийской царевной Роксаной.
В то же время король хладнокровно подавил реальное и мнимое сопротивление этому браку среди своих офицеров. Как и в прошлом, теперь он рассматривал обвинения в измене или неверности как предлог для потери тех македонцев, к которым он утратил доверие. Таким образом, как и в случае с разрушением Фив в 335 г. до н. э., Александр показал, что понимает эффективность террора как средства сдерживания восстания.
Из Бактрии Александр двинулся на восток в Индию. Вероятно, он намеревался дойти до Китая в поисках самой дальней земли на земле, которую Аристотель научил его считать сферой. Однако семьдесят дней марша под непрекращающимся муссонным дождем сломили волю его солдат. Весной 326 г. до н.э. на берегах реки Гифасис (ныне Бьяс) в западной Индии произошло восстание. Александру пришлось согласиться, что он поведет их к домам.
Прежде, когда его люди падали духом, Александру всегда удавалось смутить их и уговорить продолжать - подобно Ахиллесу в "Илиаде", он сутками прятался от них в шатре. Однако на этот раз солдатам действительно хватило.
Не имея возможности идти дальше на восток, Александр повернул на юг вдоль Инда. По пути он излил свое разочарование из-за своих несостоявшихся планов, завоевав индейские племена, с которыми столкнулся, и еще больше рискуя своей жизнью. Его разочарование достигло кульминации во время штурма укрепленного города, когда он первым перепрыгнул через стену, как гомеровский герой. Его перепуганные телохранители едва успели спасти его, но он получил почти смертельные ранения.
В устье Инда в Индийском океане Александр направил одну часть своей армии на запад через пустыни Гедросии, другую послал менее кровавым путем вглубь суши, а третью отправил морем вдоль побережья, отыскивая как можно больше мест. по мере возможности для создания новых поселений и портов для создания связи между Месопотамией и Индией. Сам Александр возглавил поход через пустыню, намереваясь превзойти прежних вождей, преодолев территорию, дотоле считавшуюся непроходимой.
Марш через пустыню Гедросия
Условия похода были крайне тяжелыми. В пути внезапный ливень убил большую часть сопровождавших войско людей — они по неосторожности разбили лагерь в высохшем русле реки, которое тут же наполнилось водой. Много воинов погибло на раскаленных песках пустыни от жажды и зноя — в этом регионе температура в тени достигает 53°С.
Александр, как всегда, делил тяготы со своим народом. Легендарным стал эпизод этого кошмарного похода, когда один из разъездов должен был принести королю шлем, наполненный водой из найденного источника — Александр вылил воду на песок, не желая пить больше, чем выпили его воины.
Как было написано, солдаты любили его больше, чем за все прежние подвиги и победы. Когда остатки армии наконец достигли Персии в 324 г. до н.э., Александр немедленно начал строить планы экспедиции на Аравийский полуостров, а затем через Египет в Северную Африку.
Абсолютный правитель
По возвращении в Персию он отказался от всех приличий и стал править как абсолютный правитель. Несмотря на более ранние обещания уважать автономию греческих полисов, теперь он нарушил ее, приказав восстановить гражданские права большой группе изгнанников, скитающихся по греческому миру.
Бюст Александра Македонского работы Лисиппа (общественное достояние).
Десятилетия междоусобных войн создали большую группу таких людей, которые как лица без гражданства стали причиной беспорядков. Еще более поразительным было сообщение городам-государствам о том, что Александр теперь ожидает, что его подданные получат обращение, подобающее их божествам.
Сначала удивленные, руководители большинства греческих городов вскоре отправили делегации поклониться ему. Спартанец Дамис лаконично определил единственную оставшуюся у греков разумную реакцию на требования государя: «Если Александр хочет быть богом, мы назовем его богом» (...).
Почему Александр объявил себя богом?
Ученые до сих пор спорят, почему Александр требовал от греков божественного поклонения. Немногие сегодня все еще поддерживают старую точку зрения, согласно которой на самом деле Александр не претендовал на звание божественного существа, а приписывал себе этот статус из-за веры в то, что это убережет греческие города-государства от возможности позорно выполнять его приказы как исходящие от него. от постоянного божества над всем человеческим законом.
Требования Александра лучше объясняются личными, а не политическими причинами. Он, конечно, убедился, что он действительно был сыном Зевса, потому что греческая мифология была полна историй о детях, рожденных Зевсом в отношениях с человеческими женщинами. Большинство этих легендарных потомков бога были смертными, но завоевания Александра доказали, что он превзошел их всех.
Его успехи, как он должен был признать, превышали возможности обычного человека. Таким образом, он доказал себе, что обладает божественной силой, а значит, тоже должен быть богом, хотя и в человеческом теле. По словам Александра, этот новый вид бога был естественным следствием его достижений и власти. Мы должны серьезно отнестись к древним сообщениям о том, что Александр считал себя одновременно богом и человеком. Эта идея должна была сильно его возмутить.
Политические и военные цели Александра были переплетены. Он намеревался завоевать и править всем известным миром, а также исследовать и, возможно, колонизировать то, что находилось за его пределами. Военные завоевания уже давно принесли славу честолюбивым македонским царям. Александр включал в свое войско и управление представителей других народов не потому, что верил в некое абстрактное видение «человеческого братства», а потому, что нуждался в их знаниях и опыте.
Нереализованные планы
Экспедиции Александра принесли пользу многим областям науки, от географии до ботаники, потому что он брал с собой писателей, интересовавшихся исследованиями, которым было поручено собирать и записывать то, что они узнали.
Основанные им города служили лояльными центрами для удержания завоеванной области в повиновении и информирования о возможных ростках мятежей. Они также были центрами торговли ценными товарами, такими как специи, которых не поставлял Средиземноморский мир.
Планы по завоеванию Аравии и Северной Африки были сорваны преждевременной смертью Александра 10 июня 323 г. до н.э. в Вавилоне. У правителя развилась лихорадка, усугубляемая обезвоживанием в результате употребления вина, которое, по мнению греков, было лекарством от многих болезней. Он несколько месяцев страдал от депрессии из-за смерти своего лучшего друга Гефестиона.
Александр и Гефестион росли вместе; некоторые считают, что они были любовниками, хотя большинство древних источников в мире прямо не комментируют эту тему. Однако они предполагают, что Александр, как и другие мужчины того времени в кругу греческой цивилизации, относился к тому, что было приемлемо в мужской эротической жизни, более широко, чем это принято сегодня.
Например, он должен был иметь красивого евнуха для оказания ему сексуальных услуг. Во всяком случае, когда Гефестион умер после нескольких дней пьянства, Александр впал в отчаяние, масштабы которого иллюстрируются желанием воздвигнуть в честь умершего большой храм, в котором ему поклонялись бы как богу. Тем временем царь лихорадочно готовился к арабской экспедиции, исследуя болотистые земли южной Месопотамии.
Преждевременная смерть
Возможно, именно во время одной из таких поездок Александр подхватил малярийную лихорадку, убившую его в возрасте всего 32 лет. Александр не принял никаких мер на случай его внезапной смерти. Его жена Роксана родила первенца всего через несколько месяцев после его смерти. Когда на смертном одре вожди спросили Александра, кому он оставляет свое царство, умирающий ответил: «Сильнейшему» (...).
Афинский оратор Эсхин (ок. 397-322 до н. э.) прекрасно выразил изумление многих людей деяниями короткой жизни Александра: «Какие чудеса и чудеса произошли в наше время? Наша жизнь не была обычной человеческой жизнью; мы родились, чтобы потомки восхищались нами». (...). Сам Александр обрел огромную славу, которая продлилась еще долгое время после его смерти.
Рассказы о его необычных деяниях приобрели популярность во всем древнем мире, достигнув даже мест, которые Александр никогда не делал сам, таких как Африка к югу от Сахары. Популярность легенд об Александре — величайшем герое древности — была его самым прочным наследием для потомков.
Еще одним долговременным следствием его необычайной жизни было сближение греческого и ближневосточного миров. Однако в политическом и военном отношении сразу после его смерти наступил период ожесточенных войн между его лидерами, приведших к формированию эллинистического мира.