Найти в Дзене
Тени прошлого

В Средние века даже спать с женой считалось грехом

Оглавление

Средневековая церковь представляла четкую позицию по интимным вопросам. Половой акт должен был продлить родословную и не более того. Даже с супругами получать удовольствие от этого можно было считать грехом. Были также строгие правила относительно того, когда вам разрешалось спать со своей второй половинкой. Наказания за их нарушение могут быть очень суровыми.

Доктор Церкви и будущий святой Иероним Стридонский , живший на рубеже IV и V веков, подчеркивал, что «прелюбодеяние есть и слишком горячая любовь к жене». Далее он пояснил:

В самом деле, для жены ближнего всякая любовь есть позор; к собственной жене - чрезмерная любовь - позор. Муж должен любить свою жену благоразумно, а не страстно. Пусть царит над похотью и не стремится с нетерпением к сближению.

Нет ничего более подлого, чем обращаться с женой как с любовницей. Те, кто утверждают, что женились в общественном и человеческом интересе для воспитания детей, должны хотя бы подражать животным и, когда живот жен становится круглым, оберегать ребенка от развращения. Пусть они обращаются к своим женам не как к любовницам, а как к мужьям.

-2

Длинный список запрещенных дней

Жан Вердон в своей книге « Удовольствия средневековья , что «литургический год и месячный цикл женщин определяли календарь супружеских отношений». Половые сношения были запрещены, в частности, по воскресеньям во время покаяния, когда женщина была беременна, кормила грудью и имела менструацию.

Какие ограничения налагала церковь на средневековых супругов в спальне, лучше всего свидетельствуют так называемые покаянные книги, покаянные. В них содержались списки грехов и наказаний, которые должны были налагаться за их совершение.

"Ты подходил к жене..."

Одним из наиболее широко используемых пенитенциариев был тот, который был составлен в начале 11 века епископом Вормсом Бурхардом. По поводу «греховного» супружеского секса священнослужитель писал:

Вы воссоединились со своим супругом во время ее периода? Если да, то совершишь десятидневную аскезу на хлебе и воде.

-3

Если ваша жена вошла в церковь после рождения ребенка, не смыв крови, она будет каяться столько дней, сколько ей следует держаться подальше от церкви. Если ты тогда приблизился к ней, ты будешь каяться двадцать дней.

Обращались ли вы к своей супруге после того, как ребенок в ее утробе пошевелился? Или хотя бы за сорок дней до родов? Если да, то ты будешь каяться двадцать дней за хлеб и воду.

Вы подходили к жене, когда беременность уже была очевидна? Ты будешь каяться десять дней за хлеб и воду.

Приблизился ли ты к своей жене в День Господень? Вы должны совершить четыре дня покаяния.

Не стали ли вы и ваша жена нечистыми во время Великого поста? Вы должны каяться сорок дней на хлебе и воде или дать двадцать шесть су милостыни.

Очищаться следует за двадцать дней до Рождества, во все воскресенья, в дни, установленные законом, в праздники Апостолов, в большие праздники и в общественных местах. Если вы этого не сделали, вы будете совершать сорокадневную аскезу на хлебе и воде.

Как прелюбодеяние

Французский историк Жан-Луи Фландрен, исследовавший средневековую семейную жизнь, подсчитал, что супруги, строго придерживавшиеся церковных учений в раннем Средневековье, могли заниматься любовью только 91-93 дня в году. Однако сам он считал, что на самом деле речь идет о 185 днях — ведь вряд ли кто-то придерживался абсолютно всех ограничений.

-4

Жан Вердон, с другой стороны, добавляет, что со временем «запреты постепенно менялись, и возникло новое разделение: длительные периоды воздержания (три поста, предшествующие Рождеству, Пасхе и Пятидесятнице) были заменены гораздо более короткими».

Тем не менее, на протяжении многих веков к «слишком пылкой» супружеской любви относились наравне с прелюбодеянием. Теологи обосновывали ограничения тем, что «смертный грех происходит при явном преувеличении, то есть когда любовь слишком горячая».