Найти тему
Тени прошлого

В СССР строили подводные дома

Оглавление

1960-е годы вошли в историю не только как начало эры покорения космоса, но и как начало новой главы в освоении морских глубин. Это произошло благодаря Жаку-Иву Кусто, известному морскому исследователю, построившему первый в мире подводный дом. Спустя несколько лет члены донецкого дайв-клуба «Ихтиандр» решили повторить подвиг французов и запустили советский проект по строительству мест обитания на дне Черного моря.

Это была типичная встреча дайв-клуба «Ихтиандр» в Донецке. Члены клуба, в основном сотрудники Института горной механики и технической кибернетики, собрались 30 марта 1966 года, чтобы обсудить планы на предстоящий курортный сезон. Среди множества идей одна была особенно интересной.

Георгий Тунин, впечатленный достижениями вышеупомянутого Жака-Ива Кусто и вдохновленный литературой Александра Беляева, автора фантастических рассказов, предложил построить первый в СССР подводный дом на дне Черного моря. Эта, казалось бы, абсурдная и, казалось бы, слишком амбициозная идея была встречена товарищами с энтузиазмом. В атмосфере волнения, но и неопределенности был запущен проект, положивший начало новой волне в советской науке.

Проект Ихтиандр

Члены клуба быстро перешли от составления планов к действиям. Они запросили в Институте горной механики и технической кибернетики материалы, которые можно было бы использовать для постройки сооружения. Руководству центра идея сразу понравилась, и они выполнили просьбу, пожертвовав прокат, необходимый для возведения стен.

По словам одного из членов клуба, строящееся здание поначалу выглядело как груда ржавого металла, но с возрастающим интересом чиновников последующие его элементы выглядели все лучше и лучше. Подводная площадь составляла 6 кубометров, а внутри нашлось место для стола и двух полок для сна акванавтов. Также имелось искусственное освещение и телефонная линия, по которой находившиеся в подводном доме люди могли общаться с остальными членами экипажа.

Вода и воздух подавались в здание с поверхности. Интересно, что здесь использовались компрессоры и насосы, которые члены клуба ремонтировали сами. Они никогда не разрабатывались с учетом задачи, для которой они должны были использоваться. В свою очередь, еду доставляли в специально разработанных контейнерах. Разумеется, на объекте был и свой миниатюрный санузел, а вентиляция была устроена таким образом, чтобы акванавты могли спокойно курить даже внутри.

В июле 1966 года «Ихтиандр-66», как называлась конструкция, была доставлена ​​двумя железнодорожными вагонами из Донецка в Крым, конкретно в самую западную часть полуострова — мыс Тарханкут. В пустыне у моря был разбит палаточный городок общей численностью более 100 человек.

19 августа первый подводный дом проекта «Ихтиандр» был спущен на морское дно при помощи балласта из пяти бетонных блоков. Однако не все пошло так, как планировали проектировщики, потому что из-за шторма блоки были разбросаны по всей бухте. Неудача отразилась на моральном состоянии членов команды. Многие из них сдались, но оставшаяся группа не сдалась и после поднятия балласта со дна дом отбуксировали в назначенное место, установив его на глубине 11 м ниже уровня моря.

Первые обитатели подводного дома

Размещение Ихтиандр-66 внизу — это только начало. Ведь это должно было быть здание, в котором будет жить человек. Желающих было много, но первым советским акванавтом был председатель клуба «Ихтиандр», хирург Александр Чайес. Это был очень опытный ныряльщик, проведший под водой сотни часов. 23 августа 1966 года он начал свое относительно короткое приключение в подводном доме. Вот как он описал то, что нашел под водой:

Ночь пришла сама собой. Время от времени то в одном, то в другом иллюминаторе вспыхивают огоньки — это микроорганизмы. Я погружаюсь в темноту под хриплое, астматическое дыхание воздуха, выходящего из дома. Волнение первых часов прошло, чувствую усталость, сразу засыпаю.

Следующие три дня он пытался нормально функционировать, запертый в маленьком лесу, под постоянным наблюдением врачей и коллег. 24 августа к нему присоединился Дмитрий Галактионов, а 26 августа Хаджеса сменил донецкий шахтер Юрий Советов. В ходе испытаний акванавты прошли психологические и физиологические тесты, которые не выявили отклонений. Однако 27 августа программу пришлось свернуть, так как шторм вернулся в бухту и возникла значительная угроза здоровью и жизни людей, находящихся в подводном доме.

Интересно, что на момент окончания испытаний из 100 проживающих в кемпинге в лагере находилось всего 30 человек. Большинство из них никогда не видели своими глазами, что эксперимент удался. Однако прочитать о нем смогли, поскольку событие привлекло внимание журналистов агентства ТАСС, благодаря которым подводный дом прославился на весь Советский Союз. Акванавты и остальные члены клуба наконец-то вернулись в Донецк, где их ждал необычный сюрприз.

Письмо Федерации подводного спорта, запрещающее эксперимент, дошло до них с большим опозданием. Было принято решение продолжить исследования и построить здание более сложной планировки.

Ихтиандр-67 и Ихтиандр-68

В августе 1967 года на морском дне у берега бухты Ласпи был установлен ареал Ихтиандр-67, значительно более совершенный, чем его предшественник. В нем было целых четыре комнаты, включая кухню с плитой и лабораторию, и в нем могло разместиться до пяти человек. Помимо акванавтов, под воду брали также морских свинок, крыс и кроликов. На этот раз пребывание под водой было продлено до недели для каждой из двух групп.

Исследователям, работающим с акванавтами, удалось провести несколько важных испытаний, включая, например, береговой контейнер для доставки продуктов и систему удаленного отбора проб газа. В инициативе приняли участие сотрудники Ленинградского гидрометеорологического института, а также Института океанологии АН СССР.

Интересно, что Ихтиандр-67 стал концом самодеятельного клуба , который закрыл местный президиум . Причина заключалась в том, что он занимался деятельностью, не свойственной оборонному обществу. Брошенное под ноги бревно не помешало энтузиастам добиться поставленных целей и построить Ихтиандр-68, средства на который уже были выделены Министерством угольной промышленности СССР.

Испытания на Ихтиандре-68 должны были быть геологическими, но их остановили всего через 4 дня. В очередной раз на пути оказался шторм, в результате которого Юрия Советова пришлось эвакуировать из сооружения. 20 августа 1968 года был последний день исследований проекта «Ихтиандр». Первые советские акванавты не могли собрать средства на создание большего количества мест обитания, и государство отвернулось от них, профинансировав более профессиональное строительство крупных исследовательских центров. Правда, в 1969 году были попытки вернуться к программе, но от этой идеи быстро отказались.

Наследие первых акванавтов

Можно с уверенностью сказать, что современных исследований подводного мира в СССР не было бы, если бы не энтузиазм дайверов-любителей, из которого родился проект «Ихтиандр». Увлеченность членов клуба и их успешные эксперименты привлекли внимание ученых, которые в дальнейшем использовали полученные знания в других подобных проектах, таких как «Садко» и «Чарномор». В 1970 году на месте установки Ихтиандр-66 был установлен памятный камень, а в 2006 году установлена ​​мемориальная доска.

Со временем ученые отказались от использования подобных решений в пользу водолазных комплексов, установленных на специализированных надводных кораблях. Дистанционно управляемые дроны также приобретают все большее значение. Такие решения были не только дешевле, но и гораздо безопаснее, а кроме того, предлагали большую гибкость. Итак, подводные дома вот-вот должны были уйти в небытие, но этого не произошло.

Спустя годы, во времена Российской Федерации, о них вспомнили в контексте научной работы в Баренцевом и Белом морях. Это лишь показывает, насколько важным был проект «Ихтиандр» в ретроспективе и что он действительно имел большое значение не только в пропаганде, но и в науке.