Хотя сегодня очевидно, что все часы имеют свои механизмы, и при необходимости мы можем просто проверить время на смартфоне, почти 150 лет назад это не было так очевидно Нужно было как-то управлять сотнями часов в городе. Оказывается, в Париже для этого использовали сжатый воздух.
Сегодня телефоны синхронизируются через Интернет. Когда не было интернета, мы видели время по телевизору, а когда не было телевизоров, мы корректировали время, в том числе к тому, что видно на больших часах в церквях или дворцах. А что, если бы в городе 19 века было много таких часов, расположенных во многих местах города, и нужно было одновременно двигать стрелки, чтобы все они показывали точно одно и то же время? Электрификация в больших масштабах только зарождалась, поэтому приходилось использовать другие методы.
В Париже в 19 веке была создана довольно эффектная и впечатляющая система пневматических часов, к которым подавался сжатый воздух, отчего стрелки механизма каждую минуту двигались вперед. Это самая известная система такого типа в мире, хотя прежде чем она увидела свет, Карл Альберт Майрхофер должен был проложить ей дорогу в 1877 году.
Именно в Вене он создал сеть пневматических часов, на которую получил патент в 1879 году. После его утверждения он передал документ австрийскому инженеру Виктору Антуану Поппу и его соратнику Решу, которые вместе образовали фирму Popp & Resch. Компания. После того, как они продемонстрировали систему, которая может синхронизировать часы по всему городу, используя подземный сжатый воздух, городской совет Парижа разрешил его компании Popp Compagnie des Horloges Pneumatquies установить такую сеть для управления часами, как государственными, так и частными. Позже эта компания была преобразована в муниципальную организацию по распределению сжатого воздуха SUDAC . Инновационная система была предназначена для на станциях, где своевременность играла очень важную роль.
Операция по внедрению системы началась еще в 1880 году. К концу года ее использовали 14 уличных часов (так называемых подсвечников) и 33 часа в городских зданиях. На пике своего развития система обслуживала до 7000 клиентов. 800 часов по всему Парижу. Это было бы невозможно без обширной сети подачи сжатого воздуха. Та же система рулила пневматическая почта, работающая с 1868 года.
Как это работает?
Хорошо, но эти несколько тысяч часов должны были откуда-то получить информацию о том, который сейчас час. Так оно и было — своеобразной «базой данных» были распределительные часы , «бак» которых открывался каждую минуту примерно на 20 секунд, в течение которых выдавался импульс. Система состояла из двух отдельных элементов - с левой стороны механизм был оснащен, например, у него было балансовое колесо и противовесы, и это были обычные часы, которые показывали точное время.
В правой части схемы мы видим распределительный клапан R. Как видите, у него было три «выхода» - первый соединял клапан с распределительным баком, второй соединял его с уличными трубами, а третий соединял трубы с атмосферой, откуда отбирался воздух. Только первый клапан был еще открыт. Остальные, напротив, открывались каждую минуту. Рычаг G автоматически опускался в конце каждой минуты, что приводило в движение задвижку, открывало второе отверстие и посылало импульс в трубы.
Как показывают рисунки XIX века, распределительные часы тоже имели свой «запас», вероятно, на случай поломки основного механизма. Кроме того, слева мы также видим регуляторы давления.
Сама установка сжатого воздуха также занимала много места. В котле, показанном слева на изображении ниже, была установлена горизонтальная паровая машина. Ремнем он приводил в движение промежуточный вал, спрятанный в прорези в полу, который, в свою очередь, приводил в движение четыре воздушных компрессора, видимых в основной части.
Сеть сжатого воздуха впечатляла
Сама парижская сеть сжатого воздуха также заслуживает нескольких дополнительных слов. Теоретически другие европейские города, такие как Лондон, Манчестер, Ливерпуль и Антверпен, имели гидравлические сети распределения электроэнергии, но именно Париж полагался на сжатый воздух, что делало его уникальным. Хотя было очень трудно применить В связи с тем, что этот метод малоэффективен, он уже много лет успешно применяется в одном из крупнейших городов Европы.
Системы сжатого воздуха были довольно распространены в то время. для бурения горных пород при строительстве тоннеля Мон-Сени. Достаточно сказать, что его строительство должно было занять 25 лет, но благодаря пневматической системе это время сократилось до «всего» 14 лет. Вторая половина XIX века изобиловала довольно горячими дискуссиями об идеальном способе передачи энергии. Электричество только развивалось (в 1882 году Томас Эдисон запустил первую электростанцию для общественного пользования), и многие голоса выступали за использование воды для создания высокого давления.
Развитие пневматической сети способствовало появлению множества различных изобретений. Начали патентовать пневматические моторы и даже дозаторы пива. И это несмотря на то, что уже спустя 10 лет, примерно в 1892 году, немецкие банки переняли компанию под управлением Виктора Антуана Поппа , предоставив большую часть капитала для быстрого расширения энергосистемы. Люди по-прежнему боялись электричества, называя его нестабильным, тогда как пневматическая система была безопасной и понятной — если не такой эффективной.
В конце концов, однако, вся система пневматических часов была закрыта в 1927 году. Причина довольно ясна - ее обслуживание стало нерентабельным в условиях быстро прогрессирующей электрификации. Наводнение Сены в 1910 году, возможно, имело большое значение для будущего системы , в результате чего вся пневматическая система была затоплена и все часы в городе перестали нормально работать.
Однако SUDAC выжил, по-прежнему имея дело с широко понимаемыми технологиями сжатого воздуха. В конце 1960-х размер отрасли в Париже резко сократился, но в 1973 году компания построила свой первый завод по производству сжатого воздуха, найдя свою нишу и в конечном итоге установив более тысячи компрессоров по всему Парижу. Однако в 1994 году город прекратил действие концессии на распространение технологии, что привело к закрытию производственных мощностей. В 2021 году SUDAC наконец стала частью Air Liquide, входящей в группу Veoila, которая может быть связана с сектором водоснабжения и водоотведения и управлением отходами в широком понимании.