Основатель Тиртея в 7 веке до н.э. утверждал, что илоты работали «подобно ослам, которые с трудом несут тяжелую ношу, когда по твоему мучительному повелению они вынуждены приносить весь урожай, который дает пашня, наполовину». Судьбе потомков жителей Лаконии и Мессении, завоеванных спартанцами, было точно не завидно.
Отличие спартанского образа жизни обусловливалось главным образом тем, что это были соседи с народами, когда-то завоеванными, порабощенными и экономически эксплуатировавшимися, но гораздо более многочисленными. Чтобы сохранить господство над покоренными, вынужденными работать и приносить пользу соседям, спартанцам пришлось превратиться в военизированное общество, всегда готовое к бою.
Периоды
Этого они добились благодаря коренной перестройке семейной жизни, вызванной требованием неукоснительного соблюдения законов и обычаев, регулирующих практически все стороны жизни. Роль искусства, литературы и развлечений сводилась к укреплению лояльности к группе и повиновению закону.
Ежедневно напоминая о правилах, спартанцы обеспечивали выживание среди врагов, которых они создали, поработив других греков на юге Пелопоннеса. (...)
Некоторые из покоренных жителей Лаконии не стали рабами, но им было разрешено сохранять внутреннее самоуправление. Их называли буквально «обитающие вокруг» ( perioikoi ), что также можно перевести как «соседи».
Эти лаконцы были обязаны служить в спартанской армии и платить налоги, и они также были включены в состав лакедемонян. Однако они не имели гражданских прав Спарты. Вероятно, благодаря сохранению своей личной свободы и собственности периоды почти никогда не восставали против спартанского суверенитета.
«Между рабством и свободой»
Совершенно иначе сложилась судьба большого числа покоренных рабских народов Пелопоннеса, называемых илотами от греческого слова «пленник». Более поздние античные комментаторы описывали илотов как «между рабством и свободой» (Поллукс, Ономастикон , 3, 83), потому что они были не личной собственностью отдельных спартанцев, а рабами, принадлежащими всему сообществу; только все сообщество могло освободить их.
У илотов была своего рода семейная жизнь, поскольку они должны были производить детей, чтобы поддерживать численность населения. Они были вынуждены обрабатывать землю и служить спартанцам, тем самым избавляя себя от необходимости выполнять аналогичную работу. Спартанские мужчины носили очень длинные волосы, чтобы показать, что они воины, а не рабочие, которые могут мешать своим длинным волосам.
Когда площади пахотных земель в Лаконии уже не хватало, чтобы прокормить население Спарты, спартанцы вторглись к мессенцам, народу, населявшему юго-запад Пелопоннеса. В ходе первой (ок. 730—710 до н. э.) и второй (ок. 640—630 до н. э.) Мессианских войн спартанские воины завоевали территорию Мессении, около 40% Пелопоннеса; Мессенцы были превращены в илотов.
Узаконенное насилие
Увеличение численности илотов на десятки тысяч мессенцев сделало численность илотов намного больше, чем численность спартанцев - среди граждан Спарты в то время было не более 8-10 тысяч мужчин. Мессианская легенда о царе Аристодеме является драматическим выражением чувства утраты, которое испытывали мессенцы.
Большие истории каждые несколько дней в вашем почтовом ящике! Введите адрес электронной почты, чтобы получать информационный бюллетень. Лучшие статьи, никакого спама.
Они запомнили правителя как того, кто принес в жертву богам подземного мира собственную дочь, чтобы заручиться их помощью против спартанских захватчиков. Когда его обман закончился поражением, отчаявшийся Аристодем уже собирался покончить с собой на ее могиле. Лишенные своей свободы и своего полиса мессенцы отныне с нетерпением ждали возможности восстать против спартанских господ и вернуть утраченную свободу.
В частной жизни илотам разрешалось иметь ограниченную собственность и исповедовать свою религию, что было привилегией всех греческих рабов. Однако в общественной жизни илоты постоянно жили в тени узаконенного насилия.
Каждый год эфоры официально объявляли войну между Спартой и илотами, что позволяло любому спартанцу убить илоту, не опасаясь гражданских наказаний или гнева богов, вызванного неоправданным убийством.
Спартанцы часто избивали илотов, напоили их на публике в рамках обзорных уроков для молодых спартанцев, клеймили их, требуя от них носить шляпы из собачьей кожи, и презирали их в целом.
Таким образом постоянно подчеркивалась разница между илотами и спартанцами, и в результате между спартанцами и илотами возводилась моральная стена для оправдания жестокого обращения с другими греками. По этим причинам илоты глубоко ненавидели спартанцев.
Неполные граждане
Работа сделала илотов ценными для спартанцев. Лаконские и мессианские илоты возделывали землю, принадлежавшую спартанским семьям, к которым они были привязаны на всю жизнь. Некоторые илоты также выполняли роль домашней прислуги. В V веке до нашей эры они должны были сопровождать спартанцев в походах, перевозя тяжелое снаряжение гоплитов. В крупных войнах спартанцы даже вооружали илотов для усиления своей армии, обещая освобождение в обмен на отважную борьбу.
Немногие илоты, бежавшие таким образом из плена, назывались неполными гражданами ( neodamodeis ); они жили в социальной и политической пустоте, точное описание которой невозможно из-за отсутствия источников. Однако у большинства илотов не было надежды на свободу, и их ненависть побуждала их снова восставать всякий раз, когда они видели возможность изгнать спартанцев со своей земли.
История Ксенофонта, хорошо знавшего Спарту, зафиксировала волнения среди илотов. По его мнению, типичный илот «хотел бы есть их даже сырыми» (Ксенофонт, Historia Greek , 3, 3, 6, перевод Витольда Клингера).
Отдали половину урожая
Именно работа враждебного населения, превращенного в рабов-земледельцев, позволила спартиатам посвятить все свое время обучению боевой и гоплитской тактике для защиты города-государства от внешних врагов и подавления восстаний илотов, особенно в Мессении.
Как писал Тиртеуш, илоты работали «как ослы, которые с трудом несут тяжелую ношу, когда по твоему болезненному повелению они вынуждены приносить весь урожай, который дает пашня, наполовину» (Тиртеуш, Фрагмент 6, пер. Влодзимеж Аппель).
Эта обязательная дань, составлявшая половину урожая, должна была составлять до семидесяти мер ячменя в год для мужчины-владельца дома, двенадцать мер для его жены и эквивалентное количество фруктов и других продуктов.
Всего этой еды хватило бы на шесть-семь человек. Илотам оставалось только минимум, необходимый для выживания; Спартанцев могли наказать, если они позволяли своим илотам есть достаточно, чтобы набрать вес.
Сравнивая свободных от повседневного труда спартанцев со страшной участью илотов, афинянин Критий констатировал: «в Лаконии [на территории Спарты] живут как свободные, так и наиболее порабощенные греки» (Либаний, Речи 25, 63) , см. Д.-К. 88В37; ср. Плутарх, Ликург , 28).