Найти тему
Тени прошлого

Зеро из Акутана. Именно благодаря его захвату американцы узнали секреты легендарного японского истребителя

Оглавление

10 июля 1942 года во время борьбы за Алеутские острова произошло неожиданное событие, позволившее американцам раскрыть секрет знаменитого японского истребителя «Зеро». Находка с острова Акутан сыграла важную роль в победе янки в Тихоокеанской войне.

В сумерках 9 июля Catalina, пилотируемая капитаном С. мар. Уильям Тис вылетел в рутинное разведывательное патрулирование и решил двигаться на основе счетной навигации, которую можно было считать ненадежным и анахроничным методом, но в атмосферных условиях северной части Тихого океана часто не было другого выхода.

Кораблекрушение с острова Акутан

Как и предполагалось, из-за сильного бокового ветра экипаж летающей лодки сбился с пути и оказался примерно в 240 милях восточнее запланированного маршрута. Для того, чтобы найти свое собственное положение и правильно направить курс, вам сначала нужно было найти ближайший ориентир. По иронии судьбы Каталина оказалась возле острова Шумагина, и после подтверждения своего положения было принято решение вернуться на базу, на этот раз прямо над островом Акутан.

Экипажи американских самолетов-разведчиков не любили летать над сушей, так как резкие перепады температуры поднимающегося воздуха вызывали неприятную турбулентность, а густой туман часто ограничивал видимость поверхности островов.

-2

Во время полета над окраиной Акутана один из членов экипажа Каталины неожиданно крикнул остальным: «Эй! Там внизу самолет. У него на крыльях японские опознавательные знаки!» Тиес решил опустить потолок, чтобы получше рассмотреть находку. Хотя американец не знал, что его летающая лодка нашла Зеро, он был убежден, что этот вопрос заслуживает дальнейшего расследования.

Обломки в течение нескольких минут кружили, отмечали их положение на карте, а затем доставляли самолетом в Датч-Харбор. Оказавшись там, Тиес попытался убедить командование вернуться в Акутан для проверки японского самолета. Поскольку в то время каждый экипаж был на вес золота для американского патрульного крыла на Алеутских островах, он получил разрешение на проведение независимого расследования.

Мицубиси А6М2 мод.21

На следующее утро первая исследовательская группа в сопровождении фотографа Мата Артура Баумана отправилась на северо-восток на небольшой моторной лодке. Обломки самолета снова были обнаружены без особых усилий. Это был истребитель Zero St.BSM. Коги с авианосца «Рюдзё» (Mitsubishi A6M2 мод. 21, заводской номер: 4593), который 4 июня перевернулся при попытке вынужденной посадки на травянистую равнину.

Как уже упоминалось, согласно процедурам ВМФ, сопровождающий ведомый должен уничтожить самолет, чтобы он не попал в руки противника. Однако, не зная, выжил ли их напарник при аварии, они покинули поле боя в надежде, что позже смогут получить для него помощь.

«Нас удивили все детали самолета»

Хотя американская исследовательская группа не была уверена, что она попадет во вражескую засаду, в этом районе не было ни души. Впечатления от первого контакта с Зером чуть подробнее описал хор Роберт Ларсон, второй пилот летающей лодки:

Мы подошли осторожно, пробираясь по икрам в траве, покрытой слоем воды. Пристегнутое тело Коги висело вниз головой, его голова была слегка погружена в воду.

Бауман фотографировал, а мы записывали, потом пытались перевернуть самолет вправо. Это было далеко за пределами наших физических возможностей, и единственное, что мы могли сделать, это поднять хвост и вытащить пилота и его личные вещи.

Мы также демонтировали 20-мм пушку Oerlikon с обоих крыльев. Старшему старшине Дункану было поручено осмотреть оружие противника, но он без проблем разобрал оружие. В ответ на его подвиг мы обвинили его в том, что он, по-видимому, прошел обучение в японском флоте.

-3

Мы были удивлены всеми деталями самолета. Это была хорошая конструкция — простая, но с отличительными чертами. Крышку кабины можно было открыть, нажав на черную кнопку пальцем. Защелка открылась, и всю крышку можно было снять. Законцовки крыльев также складывались, если расстегнуть застежки и подтолкнуть их вверх рукой.

На лежащем самолете возле масляного радиатора было всего одно пулевое отверстие. У пилота был с собой парашют и спасательный понтон, что опровергало распространенное мнение о том, что японские пилоты не заботятся о выживании. Но мы не смогли найти меч.

ноль в отличном состоянии

Тис с самого начала знал, что найденный японский Zero находится в отличной форме. Самый низкорослый участник экспедиции Альберт Нэк забрался в салон самолета и вытащил тело Коги, которое было сфотографировано для улики.

Потом их похоронили возле самолета. Во время первой проверки американцы больше всего заботились о том, чтобы найти информацию, полезную для разведывательной работы, но положение Зеро затрудняло тщательное изучение ее содержания. Стало очевидно, что самолет необходимо как можно скорее вытащить из воды. У Тиеса не было ни необходимой рабочей силы, ни оборудования, поэтому он вернулся на базу с чрезвычайно волнующими новостями.

-4

Через день в Акутан была отправлена ​​вторая группа во главе с гл. Роберт К. Кирмс. Именно тогда была предпринята первая попытка поднять самолет, но он застрял в грязи.

Вывезти тяжелую технику на берег было невозможно из-за повреждения транспортного корабля «Мэри-Энн» при попытке выгрузки, поэтому миссия не увенчалась успехом. Однако на этот раз американцы решили провести христианское погребение Коги, которого с должными почестями похоронили на соседнем холме.

Ноль снова летит

Третья бригада появилась на Акутане 15 июля и на этот раз сумела бульдозером вытащить «Зеро» из грязи, после чего осторожно перетащила их по деревянным бревнам на специальную баржу. Истребитель оказался в Датч-Харборе, где с него сняли обломки, а портовый кран в итоге развернул его с выпущенным шасси.

Главный радист ВМФ Брайан Фрэнкс демонтировал все радиооборудование изнутри Зеро и к своему удивлению обнаружил, что радио изготовлено американской компанией из Нью-Йорка — Fairchild Aero Camera Company. Базовым радиоприемником по-прежнему было японское оборудование с обозначением Tōyō Electric Company (яп.

-5

25 июля Зеро из Акутана вышел из Датч-Харбора на борту транспортного корабля «Св. Mihiel» и через неделю прибыл в Сиэтл, откуда был отправлен в Сан-Диего для детального технического осмотра. После проведения необходимых ремонтов и модификаций конструкции японский истребитель, на этот раз с опознавательными знаками ВМС США, 20 сентября вновь поднялся в воздух.

Анализ как сильных, так и слабых сторон «Зеро» помог американским летчикам разработать более эффективные методы борьбы со знаменитыми истребителями противника, а конструкторам спроектировать еще более совершенные машины, оказавшие решающее влияние на окончательную победу в войне на Тихом океане.