Найти тему
Тени прошлого

Строительство собора Парижской Богоматери. Так было создано самое известное здание средневековой Европы

Оглавление

Даже тот, кто совершенно ничего не знает о средневековой архитектуре, сможет идентифицировать хотя бы одно готическое сооружение: Нотр-Дам в Париже. Столичный собор Франции стал символом целой эпохи и стиля в искусстве. Ничего необычного.

Согласно летописцу Жану де Сен-Виктору, камень в фундамент нового парижского собора был заложен самим папой Александром III. Это должно было произойти в апреле 1163 года, также в присутствии французского короля.

Важнейшие деятели Европы того времени были незаменимы на заре легенды о строительстве одного из самых величественных сооружений всей средневековой эпохи. Однако, как подчеркивает Агнес Пуарье, автор Нотр-Дама. Сердце Парижа, душа Франции , к рассказу Сен-Виктора следует относиться скептически. Он был установлен спустя 200 лет после факта.

По мнению французского журналиста, строительство могло начаться на несколько лет раньше. Его истинным инициатором, составителем, а затем и надзирателем был не святой отец или монарх, а чрезвычайно дальновидный епископ.

-2

Революционный и дальновидный

Морис де Сюлли был крестьянином по происхождению, он родился в крестьянской семье недалеко от Орлеана. Несмотря на свой низкий статус, он сделал большую академическую и церковную карьеру. Он стал профессором богословия, проповедником, известным своей эрудицией, а в 1159 году архидиаконом Парижа. В 1160 году под покровительством короля Франции Людовика VII он также был возведен на епископский престол.

Очарованный известием о строительстве великолепных церквей в новом стиле — парящих, светлых, с легкой, воздушной структурой — Сюлли решил, что столица тоже нуждается в радикальном преобразовании. «Он не мог допустить, чтобы Париж отстал в процессе, который обещал стать революцией как в архитектуре, так и в литургии», — комментирует Агнес Пуарье.

Он также узнал, что гораздо более мелкие города к северу от Парижа, такие как Нуайон, Санлис и Лаон, последовали примеру Сен-Дени и Санса, также приступив к таким новаторским предприятиям.

Фактически, это новое готическое искусство, которое должно было стать известным как «французское искусство», породило ожесточенное соперничество между предприимчивыми церковными сановниками. Все хотели готический собор.

Проблемы и осложнения

Усилия Салли были более чем амбициозными. Он решил построить собор намного больше предыдущего здания. Площадь церкви должна была составлять 5500 квадратных метров, а перед ней располагался еще и большой двор с самой широкой, 6-метровой артерией Парижа.

«Поскольку Салли не хотел слышать, что собор не будет доступен для религиозного поклонения все время, пока он строился, строителям пришлось снести существующий старый собор и построить новый в синхронизированном ритме», — говорится в Нотр Дамские книги. Сердце Парижа, душа Франции .

Трудности постоянно нарастали. Планы Салли требовали «одновременных действий на многих фронтах».

Много сражений и задач приходилось выполнять одновременно, первой из которых был снос старого епископского дворца и возведение нового на южной стороне нового собора. Пойма иногда вынуждала строителей копать девять метров в глубину, чтобы заложить устойчивый фундамент.

Ogromnym wyzwaniem okazał się poza tym wykup gruntów. Dla kontynuowania budowy nieodzowne było nabycie i wyburzenie szeregu nieruchomości.

-3

В частности, одна пара упорно сдерживала ход работы. Как объясняет Агнес Пуарье:

Анри Лионель и его жена Петрониль согласились обменять некоторые из своих домов на два других и участок земли в другой части Парижа, но на завершение этой сделки ушло тридцать лет, поскольку они постоянно требовали все больше и больше денег и компенсаций, а епархия каждый раз она уступала место.

Дело всей жизни… и еще нескольких поколений

Несмотря на многочисленные трудности, работа продвигалась впечатляющими темпами. Подсчитано, что на стройплощадке одновременно могут быть заняты от 100 до 400 человек, а может и больше. Неизвестно, кого Салли выбрал главным архитектором, но планы оказались четкими и продуманными. Они внедрялись последовательно, с небольшими изменениями.

До 1177 года апсида возводилась с восточной стороны. Спустя полвека вся восточная часть храма была готова вместе с арками и витражами. В 1182 году был освящен главный престол.

-4

Несмотря на свою большую решимость и постоянную заботу об обеспечении необходимых финансов, Салли не мог и мечтать о том, чтобы пережить закрытие всех работ. Строительство средневековых соборов было делом даже не целой жизни, а многих поколений.

Сюлли умер в 1196 году, основная часть Нотр-Дама была закончена только в середине четырнадцатого века — менее чем через сто лет после закладки первого камня.