Величайшие предприятия Леонардо да Винчи закончились полным провалом. К счастью, мэтр занимался и сторонними проектами, которые принесли ему звание одного из самых ярких людей в истории.
Жарким летом 1451 года Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи — богатый флорентийский нотариус и землевладелец — соблазнил крестьянскую девушку по имени Катерина. Результатом их страстных, но недолгих отношений стал здоровый и красивый мальчик. Его назвали Леонардо
Город Винчи, под которым он родился, располагался на территории Флорентийской республики, одного из самых богатых итальянских государств того времени. В детстве будущий гений воспитывался в семье матери, обучаясь грамоте в сельской школе. Однако отец помнил о внебрачном сыне и заботился о его будущем. Когда мальчик подрос, он устроил ему ученичество во Флоренции в мастерской известного художника Андреа дель Верроккьо.
Великая мастерская Верроккьо изготовляла буквально все — от картин и скульптур для церквей, до расписной мебели по заказам горожан, до доспехов и знамен для рыцарей. Леонардо начал учиться рисованию, скульптуре из глины и работе по дереву. Он изучил основы химии, металлургии и геометрии. Ученичество у флорентийского мастера было для него настоящим университетом.
Когда молодой да Винчи начал (в соответствии с обычаями того времени) рисовать избранные элементы на картинах Верроккьо, маэстро сразу признал его уникальный талант. В 1472 году Леонардо уже имел звание художественного мастера гильдии Святого Луки. Он создал свои первые полностью собственные работы и подумывал о работе в собственной мастерской. Однако эта идиллия длилась недолго. Художник не ожидал, что над ним сгущаются черные тучи.
НОЧНЫЕ СТРАЖИ
Во Флоренции XV века гомосексуализму угрожали сожжением на костре, хотя на практике он сводился к заключению правонарушителей в колодки, клеймению или изгнанию их из города. Поимкой виновных занималась специальная служба — Ночная стража и Защитники нравственности в монастырях. Откуда она знала, кого и где искать? К стенам многих зданий были прикреплены контейнеры в форме барабана (известные как «дыры правды»), куда любой желающий мог кидать анонимные доносы на неприятных сограждан.
В 1476 году Ночные сторожа осудили Леонардо таким образом. «Вид» сообщил, что художник и трое других мужчин изнасиловали 17-летнего Якопо Сальтарелли, вероятно, проститутку. Подозреваемые задержаны, возбуждено уголовное дело. К счастью для обвиняемых, среди них был Леонардо де Торнабуони. Этот аристократ был родственником семьи Медичи, правившей Флоренцией, и мог рассчитывать на его покровительство. В результате всего этого дела голова была перевернута с ног на голову. Несмотря на интенсивное расследование, охранникам «не удалось» найти свидетелей, которые подтвердили бы обвинения. Обвиняемых отпустили.
Хотя болезнь в конце концов распространилась на кости, это стало большим потрясением для да Винчи. Он боялся и чувствовал себя плохо во Флоренции, вероятно, недоумевая, кто на него донес. Когда представилась возможность, он взял комиссию из провинции и на время уехал из города.
Однако все это неприятное приключение не сломало его карьеру — художники высоко ценились при дворе Лаврентия Великолепного. Правитель Флоренции имел толерантные взгляды и даже покровительствовал художникам, обвиняемым в тяжких моральных преступлениях. Вскоре после гомосексуального скандала он также взял под свою опеку Леонардо да Винчи.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ БРОНИРОВАННОЕ ОРУЖИЕ
Леонардо обещал стать одним из величайших гениев в истории. Если бы Лоуренс мог это предвидеть, он, вероятно, не выпустил бы его из Флоренции. Однако вышло иначе — в 1482 году флорентийский правитель отправил да Винчи посланником в Милан, чтобы скрепить союз с местным князем Лодовико Сфорца. От имени Лоуренса художник подарил Лодовико серебряную лиру в форме лошадиной головы.
Надеясь, что миланский принц окажется более щедрым покровителем, чем правитель Флоренции, Леонардо показал ему свои удивительные военные проекты. «Я сделаю крытые машины безопасными и неуязвимыми для нападения», — пообещал он Людвику в письме. Как он описал, эти артиллерийские машины прорвут вражеские порядки, при этом защищая собственную пехоту, атакуя под их прикрытием. Одним словом, он представил метод ведения боя, который армии будут использовать на практике только в 20-м веке!
Из-за ограничений да Винчи в то время он не мог двигаться. Люди не смогли бы толкать бронемашину, ощетинившуюся несколькими пушками, а лошади не влезли бы внутрь. Так что проект пошел в ящик (но уже через несколько столетий, закрепивший за его создателем звание «первого изобретателя бронетанкового оружия»).
Вынужденный отложить свои военные фантазии, да Винчи сосредоточился на художественном творчестве. Лодовико Сфорца начал вовлекать его во многие проекты миланских церквей и дворцов. Для одного из монастырей Леонардо написал картину, которая окажется шедевром, — «Тайная вечеря». В моменты вдохновения он целыми днями проводил в мастерской монастыря, не ел, не пил и не отдыхал. Затем, совершенно изнемогая, он прекращал работу на три-четыре дня. Приор счел это неуместным и отругал Леонардо. По просьбе художника вмешался князь Лодовико; папе посоветовали оставить артиста в покое.
Однако самая важная задача мастера заключалась в том, чтобы быть чем-то совершенно другим. Князь мечтал о гигантской конной статуе основателя династии Сфорца - Францишека. Для его плавки было подготовлено 70 тонн бронзы и да Винчи было приказано приступить к работе.
ТРУД ГЕНИА — ЦЕЛЬ ЕВРЕЕВ
Леонардо изначально хотел создать совершенно новаторскую скульптуру — всадника на вставшем на дыбы коне. Однако по техническим причинам это оказалось невозможным. Так что пришлось сдерживать вожжи честолюбия и сконструировать коня, идущего шагом.
В 1492 году художник представил готовую гипсовую модель коня высотой 7 м. Она вызвала всеобщее восхищение. Затем да Винчи приступил к изготовлению бронзового слепка. Поглощенный задачей, он понятия не имел, что тучи войны начинают сгущаться на горизонте. Король Франции Карл VIII претендовал на корону Неаполитанского королевства на юге Италии и готовил великое вторжение. Он знал, что слабые и враждующие итальянские государства не смогут противостоять его мощной армии, самой современной в Европе на тот момент.
Леонардо был потрясен, узнав, что бронза, которую он собирался изготовить для памятника, будет использоваться для другой цели, связанной с войной. Лодовико Сфорца пожертвовал все припасы своему союзнику, герцогу Феррары, который заставил его отлить пушки. Отчаянный гений, чья огромная работа была потрачена впустую, ничего не мог с собой поделать.
6 июля 1495 года в битве при Форново войска Милана, Венеции и Мантуи столкнулись с французами. Кровавое столкновение оказалось безрезультатным, армия Карла VIII отошла во Францию. Но не надолго; в 1498 году король снова напал, на этот раз захватив Милан. Принц Лодовико Сфорца бежал из города. Его протеже Леонардо ненадолго задержался в Милане, но потом тоже уехал.
Гипсовая модель лошади использовалась французскими арбалетчиками в качестве мишени для стрельбы. Они, должно быть, хорошо повеселились, стреляя среди грубых шуток и хрипя над произведением, ценность которого они не могли знать.
Между тем мастер сначала отправился в Венецию, а оттуда вернулся в родную Флоренцию, которую покинул восемнадцать лет назад. За время его отсутствия там многое произошло. Медичи были свергнуты, и в 1494–1498 годах городом правил фанатичный монах Джироламо Савонарола. Он стал известен как сторонник сжигания на костре гомосексуалистов и других грешников, «чтобы запах чувствовался по всей Италии». В конце концов, однако, Савонарола был свергнут и сожжен на костре, так что Лео-нардо смог жить во Флоренции без страха.
Дьявольский план Макиавелли
Никколо Макиавелли, ставший впоследствии известным политическим писателем, занимал высокое официальное положение во Флорентийской республике. Он знал об инженерном мастерстве Леонарда и имел идею использовать его в своем вероломном стратегическом плане.
Флоренция тогда котов рвала, а Пиза рядом, в 80 км и близко к Лигурийскому морю. Река Арно протекает через оба города; около Пизы впадает в море, благодаря чему там был создан шумный порт и процветала торговля. До Макиавелли дошло, что Флоренция может… украсть реку Пизу. Используя соответствующую систему дамб и каналов, Арно пришлось отвести в сторону и «высушить» вражеский город. Пиза, лишенная морских запасов, должна была сдаться противнику.
По просьбе флорентийских властей Леонардо разработал подробный план смещения русла Арно на 32 км к югу. Он подсчитал, что придется выкопать около миллиона тонн грунта. Новое русло реки должно было гарантировать Флоренции беспрепятственный доступ к морю. Непосредственным руководителем проекта был инженер по имени Коломбино. Он не согласился с да Винчи по некоторым пунктам и начал менять элементы плана. Он обнаружил, что количество рабочих необходимо переоценить, и отказался строить парк, спроектированный Леонардо. В конечном итоге для выполнения задачи было выделено 2 тысячи человек. рабочих и тысяча солдат для защиты их от нападений пизанцев.
Однако вскоре выяснилось, что проект был не под силу подрядчикам. Не хватало рабочей силы, оборудования и денег, и роботы двигались с черепашьей скоростью. Часть канала была вырыта, но земля начала скользить, уничтожив эффект от работ. Тем временем Арно излился, опустошив поля окрестных деревень. Наконец настал тот роковой день, когда над местностью разразилась страшная буря. Много лодок затонуло в реке, унеся на дно восемьдесят солдат и гребцов.
Власти Флоренции решили остановить работы. Вероломный план провалился. Макиавелли и да Винчи очень неохотно возвращались к этим событиям в беседах впоследствии...
МЕРТВЫЙ ВРАГ ЛЕОНАРДА
Вскоре Леонардо понял, что у него в городе есть серьезный враг: Микеланджело Буонарроти. Гениальный Микеланджело уже стал известен как создатель шедевра скульптуры — римской «Ватиканской пьеты». Он видел в Леонарде соперника и, вероятно, комплексовал по этому поводу. Автор «Пьеты» был скрытным, грубым и физически непривлекательным; его лицо было испорчено большим носом, который криво поднимался, когда его ломали. Леонардо был его противоположностью - красив, элегантен и утончен, он ладил с людьми и любил блеснуть в обществе своим красноречием.
Двум художникам не пришлось долго ждать возможности встретиться с двумя художниками. Флорентийским властям принадлежал кусок мрамора из рудника Мизелья, из которого они изготовили скульптуру библейского Давида. Два скульптора попытались взяться за работу, но сдались. Оказалось, что мрамор был в очень плохом состоянии. Художники боялись, что она рассыплется под резцом. Работу предлагали и другим создателям, но все отказались.
Тем временем 26-летний Микеланджело вызвался взяться за рискованное задание. Как правило, Флоренция не доверяла столь престижные работы молодым художникам, но в данном случае было сделано исключение. Буонарроти только что получил большое признание благодаря «Пьете», и никто больше не хотел собирать мрамор из Мизельи. Микеланджело взялся за чрезвычайно трудную работу. В 1504 году Давид был готов. Большинство членов городской художественной комиссии из 29 человек сочли скульптуру шедевром. Его предлагалось разместить перед главным входом в резиденцию властей — Палаццо Веккьо. Только один авторитет, Леонардо да Винчи, выступил против. Однако мастера выгнали, и памятник установили на самом престижном месте Флоренции. Однако Микеланджело окончательно возненавидел Леонардо, о чем вскоре узнал на собственном горьком опыте. Однажды да Винчи стоял в церкви Св. Тринити разговаривает с двумя мужчинами. Один из них попросил гения объяснить отрывок из произведений Данте. В этот момент Леонардо заметил проходящего мимо Микеланджело. Он предложил собеседнику задать свой вопрос Буонарроти, так как он сможет лучше объяснить проблему. Микеланджело услышал эти слова и тут же воспринял их как повод для небольшой мести. "Объясните это сами!" Он вызывающе сказал Леонарду. -- Ты, который сделал ломовую лошадь для отливки, да не умел ее отлить... -- он неприятно фыркнул, потом повернулся на каблуках и пошел прочь. Да Винчи был совершенно ошеломлен, потрясен такой недружелюбной реакцией. «Пока лицо не покраснело», — сообщил позже свидетель происшествия. Оскорбление было тем большим, что Буонарроти, на 23 года моложе Леонардо
ГИГАНТСКИЙ СИНГЛ РЕНЕССАНС
Власти Флоренции знали о вражде между двумя гениями. Они решили использовать его в своих целях и во славу искусства. Обоим художникам было поручено рисовать в зале Большого Совета в Палаццо Веккьо. Леонардо должен был написать битву при Ангиари; Микеланджело было поручено увековечить битву при Кашине на противоположной стене. Это столкновение враждующих мастеров должно было привести к мобилизации всех творческих сил и созданию произведений высочайшего класса.
Леонардо приступил к работе первым, подготовив эскиз картины на большой картонной коробке. Однако когда он узнал, что с ним будет соревноваться Буонарроти, он обиделся и бросил работу. Как только Микеланджело успел нарисовать свой проект на картоне, он услышал, что его соперник сдался. Буонарроти был ужасно разочарован, так как надеялся победить Леонардо на дуэли. В результате он тоже перестал рисовать!
Но проект еще не был похоронен. Узнав, что Микеланджело принял какой-то заказ из Рима и исчез из Флоренции, Леонардо… вернулся в Палаццо Веккьо. Без соперника на голове он спокойно вернулся к работе.
Да Винчи хотел, чтобы великая «Битва при Ангиари» стала делом всей его жизни. Художник сконструировал хитроумную движущуюся платформу, которая облегчила бы ему эту задачу. Он также разработал новый тип грунтовки для стен. К сожалению, идея оказалась роковой. Написав первую часть фрески, Леонардо с ужасом заметил, что краска не высыхает. Он также попытался спасти работу, повесив на стену горшки с тлеющими угольками. Однако это высыхание ничего не дало; в некоторых местах краска начала медленно стекать.
Мастер был подавлен. Раздраженный и обескураженный, он снова отказался от проекта — на этот раз навсегда. Два года подготовительной работы прошли даром.
То, что осталось в Палаццо Веккьо, — это остатки дуэли гениев: эскиз Буонарроти и фрагмент картины да Винчи с искаженными красками. В 1512 году, воспользовавшись беспорядками в городе, некий Бартоломео Бандинелли проник во дворец и разрубил произведение Микеланджело на мелкие кусочки. Вандал, который сам был художником, ненавидел Буонарроти и не выносил его славы. Утверждалось также, что в споре за первенство среди мастеров он встал на сторону Леонарда и выступил его несгибаемым поклонником.
«Битва…» да Винчи тоже не продолжалась. Она была закрашена во второй половине XVI века, а теперь итальянский эксперт Маурисио Серачини утверждает, что произведение можно восстановить, удалив покрывавшую его фреску. Однако мнения искусствоведов по этому поводу сильно разделились.
Между тем, после провала Палаццо Веккьо, Леонардо снова некоторое время работал в Милане, затем в Папском Риме. Он пользовался большой репутацией, хотя единого мнения о том, кто был величайшим художником Италии, не существовало. Одни знатоки ставили на первое место Микеланджело, другие – Леонардо.
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЛЕВ, КОТОРЫЙ ХОДИЛ
В 1515 году чемпион оказался в окружении папы Льва X во время его встречи с французским королем Франциском I в Болонье. Французские войска все еще доминировали в Италии и только что разгромили своих противников в другом сражении. Франциск, который договаривался с папой об условиях мира, обратил внимание на известного художника. Он сам был знатоком искусства и хотел, чтобы дворцы во Франции, до сих пор скромно украшенные, обрели итальянское великолепие.
Король Франции был особенно очарован последним изобретением Леонардо — механическим львом. Это был один из немногих инженерных проектов мастера, который ему удалось воплотить в жизнь. По свидетельству свидетелей шоу, прошедшего в Лионе, искусственный лев действительно ходил!
Было ли это возможно? В 2009 году инженер Ренато Боаретто построил механического льва на основе дизайна да Винчи и других его работ по автоматизации. В основе механизма лежит сложная система шестеренок, блоков, колес, цепей и маятников. Заведя его рукояткой, лев действительно движется вперед. Он «ходит» медленно, волоча ноги по полу, вертя головой и виляя хвостом.
Изобретение стало технологической вершиной 16 века, настоящим высокотехнологичным ренессансом. Недаром он приводил в восторг короля и его придворных. Франциск I пригласил Леонарда в свою страну, предложив ему должность придворного инженера, художника и архитектора с очень высоким годовым окладом.
Мастер принял предложение и уехал во Францию. Он жил в особняке Кло-Люсе, предоставленном ему королем. Его сопровождал его друг и ученик Франсиско Мельци, двадцати с лишним лет. Точно неизвестно, какими были их отношения. После флорентийского скандала Леонардо старался быть осторожным и окружил свою личную жизнь завесой молчания. Однако ни для кого не было секретом, что ему нравились молодые привлекательные мальчики. Он никогда не женился и всегда окружал себя группой хорошеньких учениц и подмастерьев.
Леонардо привез с собой из Италии некоторые из своих работ во Францию. Среди них был скромный портрет горожанки Лизы дель Джокондо, созданный художником одновременно с «Битвой при Ангиари». Да Винчи не мог предположить, что великая батальная фреска окажется полным провалом, а портрет, впоследствии названный «Моной Лизой», в будущем будет провозглашен «самой известной картиной в мире».
ПАДЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБЯЩЕГО АДОНИСА
Леонардо умер 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет. В своем завещании он передал львиную долю имения Франсиско Мельци. Он также пожаловал имущество своего друга и ученика Салая, слуг и сводных братьев, живших в Италии.
До наших времен дошло около 15 картин мастера. Написанные с помощью техники, изобретенной да Винчи, чрезвычайно новаторской для 15-го века, они стали неотъемлемой частью канона европейской живописи. Мыслей, наблюдений и замыслов гения насчитывается около 13 000. страницы заметок, записываемых настойчиво на протяжении всей жизни. Эти материалы полны идей для удивительных инженерных, архитектурных и военных решений. Есть проекты летательных аппаратов, роботов, счетных машин, парашютов, бронированных автомобилей и многого другого.
Большинство из этих идей было невозможно осуществить на рубеже 15-16 веков: даже если бы король предоставил Леонардо огромные средства, его «самолет» не поднялся бы в воздух, а его «танк» был бы бесполезен на суше. поле битвы. Однако несколько его проектов были реализованы Леонардо. Механический лев был большим достижением в области автоматизации. Несколько мелких изобретений гения также были внедрены для непосредственного использования в мастерских и на мануфактурах, как, например, прибор для измерения прочности проволоки и приспособление для намотки нити на катушки.
Сегодня известно, что многочисленные записи Леонардо в области анатомии, гражданского строительства и гидродинамики могли ускорить продвижение знаний в этих областях. Однако, к сожалению, комментарии художника-инженера долгое время оставались неопубликованными, и ученые не могли ими воспользоваться. После этого часто случалось, что распахнутая дверь была взломана, и кому-то пришла в голову идея, которую автор «Моны Лизы» уже давно ввел.
Даже на момент своей смерти Леонардо считался одним из величайших гениев всех времен. Это мнение не изменилось и по сей день. Масштабы его достижений ошеломляют; последующие поколения задаются вопросом, как за 67 лет жизни человек смог так многого добиться. Как заметил историк Хелен Гарднер, «его ум и личность кажутся нам сверхчеловеческими, а он сам — загадочным и непостижимым». Интересно, что сам мастер, вероятно, не согласился бы с этим мнением. «Я оскорбил Бога и людей тем, что не работал в области искусства так усердно, как должен», — сказал он под конец жизни.