Найти тему
Тени прошлого

Средневековые небоскребы. Сотни лет назад Италия была похожа на Манхэттен

Несколько сотен лет назад итальянские города напоминали Манхэттен, полный высоких башен. Они были заказаны знатными итальянскими семьями.

Трудно даже представить. Это вторая половина 12-го века, и Винцентий Кадлубек, будущий епископ Кракова и летописец, приезжает в Болонью учиться. До сих пор ему казалось, что Краков — большой город. Но город на Висле — провинциальный карлик по сравнению с тем, что Кадлубек видел в Италии. Города, уже видневшиеся издалека, были полны зданий, которые сегодня мы бы смело назвали небоскребами. В самой Болонье, где Винсент должен был изучать гуманитарные науки и право, таких башен высотой в несколько десятков метров было не менее ста восьмидесяти! В Риме - наверное целых девятьсот! Откуда взялись эти монстры? Они строились с конца 10 века и представляли собой «башни, выполнявшие в основном защитные функции, лишь периодически заселяемые их владельцами на случай, если их жизни угрожала опасность», как пишет доктор Герард Вильке. «Постоянно их пользователи обычно жили в домах или дворцах, расположенных непосредственно рядом с этими башнями, — поясняет ученый в работе «Средневековые башни в городах Тосканы периодически заселены». — В башни вел только один очень высокий вход, часто с прямым выходом в жилые дома их владельцев или отдельным входом с улицы».

-2

Во времена Кадлубека над Болоньей возвышалась башня Азинелли, самая высокая башня такого типа в Италии, высотой 97 м!

К сожалению, Винцентий Кадлубек не описал своих впечатлений (вероятно, шокирующих). К счастью, башня Азинелли в Болонье сохранилась до наших дней. Как и близлежащая кривая Гаризенда (48 м), отклоняющаяся от вертикали более чем на три метра. Сообщается, что эти две башни произвели впечатление на японского архитектора Минору Ямасаки, создателя башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Азинелли и Гаризенда вдохновили его. И как показала история, сохранились даже его современные работы...

-3

Две высокие башни в Болонье, как и около 20 меньших, теперь расположены в самом центре города, поэтому они не сильно выставлены напоказ. С другой стороны, в Сиене, например, выделяется только Торре-дель-Манджа четырнадцатого века, но она носит совершенно иной характер: скорее репрезентативный, чем стратегический. Итак, чтобы сегодня полюбоваться пейзажем со средневековыми небоскребами во всей красе, нужно отправиться в Тоскану, в провинциальный городок Сан-Джиминьяно.

Раньше над этим местом возвышалось более семидесяти башен. Сегодня в Сан-Джиминьяно осталось всего дюжина. Но этого достаточно, чтобы издалека любоваться «средневековым Манхэттеном», расположенным на холме. Остальное дает впечатляющий макет в местном музее.

Стоит отметить, что Тоскана была и остается опорой этих средневековых наступательно-оборонительных башен. Это потому, что именно там — в Сиене, Лукке и Флоренции и на подчиненных им территориях — происходили ожесточенные бои во время различных гражданских войн. Во-первых, между конфликтующими семьями, конкурирующими за влияние, а во-вторых, между гвельфами и гиббелинами (то есть, говоря проще, между сторонниками авторитета папства и Империи в Италии)

-4

Как выглядели эти бои и какую роль сыграли «небоскребы»? «Присматривая с большой высоты за окружающими домами и дворами, площадями и улицами, эти башни были в первую очередь настроены на атаку», — описывает доктор Герард Вильке. - С площадок крыши или окружающих деревянных галерей, подвешенных на консолях или заанкеренных в стенах башен балках, можно было обстреливать ближайшую местность камнями-баллистами или поражать ее горящими снарядами. С крыши, и особенно из оконных щелей, наконец-то стало возможным стрелять именно из арбалетов, стреляя, как современный снайпер, по окнам, дверям и людям в недружественных домах».

Описания этих стычек сохранились в источниках той эпохи. Большинство пейзажей тогдашних уже не существующих городов известны по гравюрам и фрескам (например, по работам Джотто в базилике св. Франциска в Ассизи). Так что можно себе представить, какими опасными местами они становились во время войн. «Некоторые города были превращены в настоящие поля сражений с баррикадами на улицах, стрельба с башен на недели могла парализовать улицы и даже отдельные части города», — отмечает доктор Вильке. Удивительно, что эти эпические события не попали в высокобюджетные фильмы. Сан-Джиминьяно, с другой стороны, нашел свое применение в игре Assassin's Creed II.