Найти в Дзене
Тени прошлого

С самолета случайно упала водородная бомба!

Оглавление

В истории авиации мы видели немало очень странных и необычных происшествий, но ни до 1957 года, ни после этого они не были так опасны, как во время обычного полета гигантского супербомбардировщика В-36. В какой-то момент в Нью-Мексико с экипажа самолета упала термоядерная водородная бомба. Более того, по мощности она была похоже на ядерное оружие, взорвавшееся в Хиросиме.

В 1957 году масштабные конфликты давно закончились, хотя США и СССР все еще боролись в разных областях и сохранялась опасность эскалации ядерного конфликта. Поэтому имеющиеся ядерные бомбы регулярно проверялись. Все дело в том, что на тот момент груз мог перевозить только один имевшийся самолет — супербомбардировщик В-36. И хотя это была мощная сама по себе машина, но в бою она ранее не испытывалась, может быть поэтому именно мелкие ошибки привели к потере нагрузки в 15 мегатонн. Это почти столько же, сколько было у атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Невинный супер бомбардировщик

-2

На саму машину стоит потратить некоторое время, потому что это действительно уникальная машина. Первые планы ее формирования обсуждались в 1941 году, когда существовал риск того, что Великобритания не устоит и Германию будет неоткуда бомбить. Такой супербомбардировщик прилетит в Европу из Северной Америки, сбросит груз и вернется обратно. Однако, как вы понимаете, идея дала обратный эффект, поскольку из-за технологических ограничений реализовать ее в то время было невозможно.

Но к идее вернулись во время войны на Тихом океане, когда возникла необходимость забросить бомбардировщики в Японию. Поэтому было объявлено о программе, и несколько компаний, в том числе Boeing, представили свои предложения. Наконец был утвержден проект Convair супербомбардировщика B-36. Испытательный полет состоялся в 1946 году, т.е. после окончания Второй мировой войны, и вместо того, чтобы воевать с Японией, самолет воевал с Конгрессом, который обвинял американскую армию, за растрату денег на ненужный проект. Каждый самолет стоил не менее 4 миллионов долларов, а их было заказано целых 100 штук.

Ведь это было настоящее произведение авиационного искусства своего время. Шесть радиальных двигателей «отталкивали» машину, что должно было обеспечить ей большую дальность полета (и это, вероятно, не очень получалось, поскольку через несколько лет ее поставили на четыре ТРД).

День за днем, день за днем

-3

Но вернемся в 1957 год. Было 22 мая, 11:50 утра, и экипаж Б-36 готовился к посадке в Киртланде, штат Нью-Мексико. Самолет летел «ровно», в баке была только треть бака, никаких перегрузок быть не могло. Единственной ношей была 15-мегатонная водородная бомба, для плановой проверки.

Примерно в 7 км от места посадки лейтенант Боб Карп направился в хвост самолета к месту погрузки, чтобы освободить стопорный штифт, что пришлось сделать вручную.

Представьте себе удивление на лице Карпа, когда после снятия штифта груз сорвался, и начал лететь к земле. И какое же было удивление на лице пилотов, когда в мгновение ока управляемая ими машина набрала почти 300 метров в высоту за счет гораздо меньшего веса.

В самолете экипаж услышал только сообщение о сброшенной бомбе, и Карп в панике бросился назад к передней части машины с криком «Я ничего не трогал!»

Что произошло дальше? Что ж, достаточно сказать, что всем действительно повезло. Перед тем, как бомба была сброшена, она не была взведена. Впрочем, "какой-то" взрыв все-таки произошел, но его можно отнести к разряду традиционных, и это в 7 километрах от аэродрома!

Неудачный кабель...

-4

После возвращения пилоты также провели довольно интересный разговор с американской базой, сообщив о случайном сбросе термоядерного заряда. После приземления их встретила группа мужчин в костюмах. Они долго опрашивали весь персонал, пытаясь выяснить, что же произошло. И хотя официальные причины никогда не разглашались, документы, рассекреченные 30 лет спустя, указывают на то, что проблематичным мог быть ослабленный трос, который порвался.

Интересен тот факт, что В-36 никогда не участвовал ни в каких боях. Он никогда не сбрасывал бомб до того случая в 1957 году. Интересно, что к 1986 году, когда дело было рассекречено, Министерство безопасности США подтвердило 32 различных инцидента, связанных с ядерным оружием.