Найти тему
Джестериды

Излучение

Слышали об информационном парадоксе? Он связан со вторым фундаментальным законом термодинамики, который гласит, что энтропия во вселенной может только нарастать. Или, в лучшем случае, сохраняться на одном уровне. Сдержать мировой бардак невозможно, мы даже не в силах хоть немного упорядочить то, что происходит вокруг. Есть, однако, странное исключение из правил — черные дыры.

Черные дыры кормятся беспорядком, растут на нем. Они поглощают энергию, вещество и, самое страшное, информацию. И ничего не дают взамен, нарушая тем самым законы физики. Ученые долго бились над этим парадоксом, пока не придумали так называемое излучение Хокинга: якобы черные дыры все-таки испаряются и потихоньку отдают долги за ипотеку квантовыми частицами. Какой-то обмен происходит — справедливость восстановлена, честь науки защищена, ура.

Возвращаясь к нашему любимому Бодрийяру, можем сказать, что массовая аудитория — та же черная дыра, впитывающая информационные месседжи, но отвечающая лишь ледяным молчанием. Это тревожит. Но что, если Бодрийяр в свое время просто не смог обнаружить информацию, которую анонимная масса возвращает в социум? Я обо всем этом задумалась на фоне очередного исследования Mediascope. Там приводятся данные по соотношению теле- и интернет-аудитории, а так же по их медиапотреблению. Сперва я хотела прокомментировать его в стандартной манере, а потом вдруг осознала, что мы что-то делаем неправильно.

Быть может, гораздо интереснее поискать данные не по медиапотреблению (не похуй ли нам, какая информация сливается в черную дыру), а по медиараспространению? Телевизионная аудитория в этом случае нам не подходит. Это почти, как настоящая черная дыра. Просмотр телека может вылиться в разговоры на кухне и в курилке, в причитания по телефону. Я не знаю, как собрать статистику по этой активности, даже если мы займем делом всю подслушку ФСБ и всех ретивых стукачей в стране.

А вот отследить репосты в соцсетях можно, и такие инструменты уже у нас на руках. Даже я со своей самопальной оптикой и гаражной обсерваторией могу рассказать, как изменилась картина медиараспространения с начала войны. Учитывайте, что я говорю именно о материалах СМИ — каждый мемас опять же не отследишь. Во-первых, практически сошло на нет распространение развлекательного (в меньшей степени) и образовательного (в большей степени) контента. Интересно, что люди по-прежнему потребляют эту информацию, но все реже расшаривают ее. Политизация — острейшая, сильнейшая. К ней рано или поздно приходят все, кто не заперся в тотальный эскапизм. Но и здесь расшаривание носит во многом терапевтический, антистресс эффект, поскольку распространяются новости преимущественно позитивные для того лагеря, в котором состоит человек. Нейтральности больше нет, сейчас все новостные и аналитические материалы содержат доктринальную окраску.

Если обывалы сталкиваются с войной — внезапно! — например, ФАБ посреди улицы упадет, или что-нибудь в том же духе, то в локальных новостных пабликах они ищут рациональное, успокаивающее объяснение. Есть запрос — найдется и ответ, что все идет по плану, потерь нет, доллар вот-вот рухнет.

Во-вторых, пошла сепарация между лоялистами, которые остались в тщательно контролируемых и прозрачных для наблюдения местах, и противниками режима, вынужденными держаться запрещенных (Твиток, Фейсбук) или полузапрещенных (Ютьюб, Телега) ресурсов, мониторить которые властям гораздо тяжелее. Кстати, благодаря этому кремлины очень своеобразно разрешили информационный парадокс: если даже у них есть данные по медиараспространению контента внутри анонимной массы, то делают они это в пределах собственных владений, получая вполне удовлетворительные результаты. У нас есть серая экономика, но загнать население в серую медиасферу — вот это по-нашему!

Я считаю, что исследовать и зондировать анонимную массу можно, однако для этого требуются качественно иные инструменты для мониторинга и, главное, новые методики анализа инфы. Пропагандисты обеспокоены лишь теми помоями, которые они сами скармливают аудитории. А надо изучать слабенькие электросигналы внутри массы.

За точкой кипения рано или поздно наступает точка плавления. В отличие от металлов, живая аудитория стремится к сверхпроводимости при повышении температуры. И когда пойдет жара, идеи и месседжи, курсирующие внутри массы вяло и незаметно, начнут метаться с дикой скоростью из головы в голову. Поэтому неплохо бы заранее знать спин и заряд инфочастиц, исходящих из недр статичной такой снаружи, но веселой такой внутри черной дыры.