Атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения и многоцелевые атомные подлодки подводных сил ТОФ отработали учебно-боевые задачи по предназначению.
В ходе масштабного мероприятия боевой подготовки, проводимого по решению Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации Владимира Путина, – внезапной проверки боеготовности войск (сил) Тихоокеанского флота экипаж атомного подводного ракетного крейсера К-150 «Томск» обнаружил авианосную ударную группу условного противника на расстоянии порядка 200 километров.
Определив приоритетные цели для поражения и уточнив их координаты, командир подлодки принял решение выпустить ракеты по «неприятелю». Скрытно заняв позицию, атомоход «Томск» нанёс удар 22 противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит» по надводным целям, выполнив электронные пуски. После ракетного залпа экипаж атомного подводного крейсера выполнил манёвр уклонения и покинул район.
О главных задачах подводного крейсера рассказал командир К-150 «Томск» капитан 1 ранга Роман Величенко: «В рамках внезапной проверки войск (сил) Тихоокеанского флота крейсер «Томск» приведён в полную бое-
готовность, осуществил развёртывание в район выполнения учебно-боевых задач по предназначению: уничтожению авианосных корабельных ударных групп, десантно-штурмовых отрядов, конвоев «противника».
Заслуга успешного выполнения задач в ходе внезапной проверки – в слаженности и профессионализме всего личного состава, число которого составляет более 100 военнослужащих. Члены экипажа подводной лодки рассказали о задачах своих боевых частей в ходе проводимых учений.
– Моя ракетная боевая часть предназначена для поражения авианосных ударных групп. С этой целью мы по сигналу вышли в океан в готовности встретить условного противника. В нашем деле от личного состава требуется особый профессионализм, слаженность, смелость и где-то решительность. Задача у нас у всех одна – это защита нашей Родины. И мы всегда в готовности выполнить её, – уверен командир ракетной боевой части капитан 3 ранга Владимир Глинков.
– Минно-торпедной боевой части была поставлена задача по обеспечению самообороны атомного подводного крейсера на маршрутах развёртывания и в районах боевой подготовки. С поставленной задачей справились. Личный состав полностью готов к выполнению задач по предназначению, в любое время дня и ночи, – сказал командир минно-торпедной боевой части старший лейтенант Александр Смаль.
– Моя задача – обеспечивать ход подводной лодки, иными словами – доставить личный состав в нужный район. С детства хотел служить по контракту в Вооружённых Силах. Обрадовался, когда попал на «Томск»: в море мне очень нравится. Горжусь службой в Военно-Морском Флоте. Врасплох нас проверка не застала, мы лишь выполняем свою работу, – подчеркнул машинист турбинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части старшина 1-й статьи Пётр Чучумаков.
Ранее в ходе внезапной проверки подводные лодки ТОФ вышли в район развёртывания из пункта базирования на Камчатке. Выход им обеспечивали морские тральщики соединения кораблей охраны водного района Войск и Сил на Северо-Востоке России, которые выполнили проводку АПЛ за тралами. Прикрытие отхода атомных подлодок маскировалось постановкой дымовых завес, а безопасность их перехода обеспечивали военнослужащие подразделения противодиверсионных сил и средств на скоростных плавсредствах.
В свою очередь, корвет «Герой РФ Алдар Цыденжапов» в ходе третьей фазы внезапной проверки Тихоокеанского флота в составе отряда боевых кораблей флота провёл в Японском море артиллерийские стрельбы. Экипаж корвета успешно поразил береговые цели условного противника артиллерийской стрельбой из 100-мм корабельной артиллерийской установки АУ А-190.
В Охотском море ракетный катер Р-298 выполнил учебную стрельбу крылатой ракетой «Москит». Ракета поразила плавучую мишень на расстоянии около 70 километров, она имитировала корабль условного противника.
Накануне гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер «Варяг» Тихоокеанского флота вышел из главной базы флота в Японское море для выполнения поставленных задач в рамках мероприятий по внезапной проверке уровня боевой готовности. В составе группировки ТОФ, развёрнутой в морских полигонах акваторий Японского и Охотского морей, Тихого океана, экипаж крейсера выполнил задачи по предназначению согласно плану проверки.
Перед убытием в море «Варяг» проходил плановый межпоходовый ремонт после выполнения задач в дальней морской зоне более одиннадцати месяцев. С получением сигнала о повышении уровня боевой готовности ТОФ на крейсере были начаты мероприятия по ускоренному вводу в строй систем и механизмов корабля.
Мероприятия по ускоренному вводу в строй выполнялись совместно с представителями судоремонтных предприятий и экипажем крейсера. Действия экипажа и представителей предприятий позволили кораблю выйти в море на выполнение поставленных задач в установленные сроки.
Тем временем экипажи вертолётов морской авиации Ка-29 отдельного смешанного авиаполка Тихоокеанского флота вылетели с запасного аэродрома для поиска и уничтожения диверсионно-разведывательной группы условного противника, обнаруженной средствами разведки. В соответствии с третьим этапом проверки боеготовности сил Тихоокеанского флота экипажи вертолётов Ка-29 вышли на боевой курс и произвели стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами по условному противнику на специальном полигоне. В ходе проведения фактической стрельбы «вражеская» ДРГ была уничтожена. Отработка упражнений происходила в береговой зоне Авачинского залива на мишенном поле прибрежного полигона.
В рамках внезапной проверки боевой готовности Тихоокеанского флота части Воздушно-космических сил и подразделений обеспечения, восемь дальних бомбардировщиков Ту-22М3 выполнили учебно-боевой полёт в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Охотского и северной части Японского морей. В ходе проверки экипажами дальних бомбардировщиков Ту-22М3 осуществлялась авиационная поддержка сил Тихоокеанского флота. Все полёты самолётов дальней авиации выполнялись в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств.
Накануне окончания масштабного мероприятия на Тихоокеанском флоте, главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Николай Евменов прокомментировал ход внезапной проверки. Он, в частности, отметил, что внезапная проверка проводилась в три этапа. Первый этап подразумевал приведение войск ТОФ в полную боевую готовность. Второй – вывод их в районы состредоточения, занятие ими районов выполнения учебных задач. Третий этап – практические действия войск (сил) флота.
Техника, новейшие корабли, участвовавшие в проверке, показали высокую надёжность. Личный состав продемонстрировал высокое профессиональное мастерство. Главком подчеркнул, что учение такого плана проводилось впервые. «Хочу отметить, особенно это касается нашей морской пехоты, береговых ракетных комплексов, что мероприятия во время проверки проводились с учётом того боевого опыта, который был наработан в ходе специальной военной операции. Лётчики показали боевое мастерство, слаженность. И конечно же, не могу не отметить действия надводных сил флота, работу по выводу сил из-под удара, тральные силы, которые сработали достаточно хорошо. Важно отметить работу противолодочных сил – самолёты противолодочной авиации, многоцелевые подводные лодки, противолодочные корабли», – сказал адмирал Евменов.
Несомненно, боевой подготовке уделяется самое пристальное внимание. В океанских и морских походах на кораблях часто звучат сигналы учебных тревог, выполняются различные упражнения. Нелегки вахты в глубинах и на штормовых ветрах. Но именно в море, преодолевая трудности, моряки быстрее закаляются, становятся высококвалифицированными специалистами.
Герой Советского Союза Магомед Гаджиев отмечал, что командиру корабля необходимо искусство поиска, мастерство при выборе момента и направления торпедной атаки плюс спокойная воинская дерзость, ошеломляющая противника. Командир «должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника…».
Скрытно заняв позицию, атомоход «Томск» нанёс удар 22 противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит» по надводным целям, выполнив электронные пуски
Пожалуй, эти слова, сказанные знаменитым подводником много лет назад, не потеряли актуальности и сегодня. Для военного моряка в мирное время нет более надёжной, более всесторонней и эффективной проверки его профессиональной и психологической подготовки, чем манёвры, учения, выполнение боевых упражнений в море. А выходам в море предшествуют тщательнейшая подготовка на берегу, многократные тренировки корабельных расчётов по имитированным целям как в учебных классах, так и на корабельных боевых постах.
Адмирал С.О. Макаров в своё время отмечал: «Цель манёвров заключается не в том, чтобы определить, кто кого победит, а в том, чтобы наглядно видеть, как в известных условиях наилучшим образом поступить. Каждая сделанная ошибка, если она осознанная, весьма поучительна, а потому я буду ждать, что оба командира сообщат мне потом критический разбор своих собственных действий». Ему же принадлежат и такие слова: «На каждом военном корабле, когда он стоит даже без всяких занятий, много работы, называемой «ежедневные потребности плавания и содержание всего в порядке». Необходимо постоянное мытьё всех помещений и постоянная чистка, разборка, осмотр и проба всех механизмов. Все эти работы вызывают множество распоряжений и требуют постоянного надзора. Из-за этого потребности дня так велики, что поглощают весь труд и всё внимание главных участников работы. Эти же потребности дня получают преобладающее значение при решении всяких вопросов, и потому мало-помалу начинают складываться такие обычаи в системе обучения, которые отдаляют учения и саму жизнь на корабле от условий военного времени и этим нарушают ту главную задачу, для которой существует военный флот.
Вышесказанное говорится не только для того, чтобы упрекнуть кого-нибудь, а для того, чтобы указать на факт. Полностью устранить такой недостаток очень трудно, но улучшить дело в этом отношении вполне возможно. Для этого необходимо от времени до времени вспоминать о главной задаче, которую должны преследовать все чины, служащие на военном флоте: готовить корабли к войне и при решении вопросов иметь в виду, что мир не вечен, что не для мирного плавания делаются все расходы, сопряжённые с содержанием флота, и что если на корабле забывают о войне и плавают исключительно при условиях мирных, то этим самым не исполняется та цель, для коей корабли отправляются в море».
Думается, что и сегодня слова, заветы известного флотоводца, для корабельных людей не потеряли актуальности. На всех этапах развития государства военный флот играл ведущую роль в защите русских земель от иностранных захватчиков и национальных интересов на море. И российские военные моряки будут продолжать, как и прежде, участвовать в обеспечении геополитических интересов России в Мировом океане.
Боевая подготовка Военно-Морского Флота проводится по единому замыслу с оперативной и мобилизационной подготовкой, при взаимном обеспечении сил (войск) ВМФ, в соответствии с утверждёнными планами и оперативным предназначением сил. Тактическая подготовка является главным видом боевой подготовки, предусматривающим готовность корабля в целом к применению оружия и использованию технических средств в условиях современного морского боя. Она заключается в боевом слаживании всего экипажа, подготовке его к выполнению свойственных кораблю тактических задач. Основными её формами являются корабельные боевые учения и их высший вид – корабельные боевые упражнения, а также тактические учения соединения (группы) кораблей и разнородных сил.
Современный корабль представляет собой сложную систему «экипаж – корабль», состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Причём если функционирование корабля как одной из подсистем обеспечивается его техническим состоянием, то возможность успешного функционирования другой подсистемы – экипажа – реализуется только благодаря определённым условиям обитаемости на корабле, которые создаются в процессе его проектирования и строительства и призваны обеспечить сохранение здоровья и работоспособности личного состава с целью эффективного использования им боевых и технических средств в любых условиях плавания.
Море – грозная стихия, нередко опасная для человека. Профессия моряка требует мужества, готовности вступить в борьбу со стихией и, главное, умения побеждать её. Вот какие строки можно встретить в книге подводника Героя Советского Союза контр-адмирала Ивана Колышкина: «Лунин уже давненько покинул базу – К-21 вышла из Полярного 18 июня. Плавание было трудным: немеркнущий полярный день, штилевое море и самолёты, то и дело выныривающие из-за облаков. На второй день похода один из таких самолётов доставил лодке немало неприятностей. Вахтенный командир лейтенант Мартынов замешкался со срочным погружением, и две бомбы легли метрах в тридцати от борта К-21, а пулемётная очередь хлестнула по лёгкому корпусу.
Дифферентовка лодки оказалась нарушенной. В первую уравнительную и в цистерну быстрого погружения стала проникать вода. Впору было возвращаться в базу. Но никто и думать не хотел о таком бесславном окончании похода. И механик Владимир Юльевич Браман, как это бывало не раз, нашёл выход из крайне затруднительного положения. Он предложил заполнить обе повреждённые цистерны водой, одновременно осушив один носовой торпедный аппарат и добавив за счёт этого воды в носовую дифферентную цистерну. Лодка после этого стала послушно плавать на глубине.
Поиск вражеских конвоев не дал результатов. 27 июня Лунин получил приказание занять новую позицию в порядке развёртывания для прикрытия PQ-17. Здесь его и застало сообщение о выходе в море немецкой эскадры…
В 18.01 с дистанции семнадцати кабельтовых лодка выпустила по «Тирпицу» четыре торпеды с интервалом в четыре секунды. Тут же Лунин увёл лодку в сторону и на глубину. Над головой молотили винтами воду миноносцы – их шум хорошо слышал гидроакустик. Через 2 минуты 15 секунд во всех отсеках лодки хорошо различили два взрыва. Вздох облегчения вырвался у людей…
К-21 сделала то, что не решились или не захотели сделать англичане: она стала на пути главных сил противника, заставила их повернуть назад и тем самым спасла от окончательного разгрома конвой PQ-17. Наш союзник, обычно столь щепетильный в вопросах морской чести, оказался явно не на высоте. Ведь защита всеми силами и мерами охраняемых транспортов составляет суть любой конвойной операции. И решение бросить без боя транспорты на произвол судьбы трудно назвать мягче, чем недобросовестное, независимо от мотивов, которыми оно продиктовано.
Атака Лунина была тщательнейшим образом разобрана командованием бригады. Действия его были признаны вполне правильными, отвечающими обстановке. Все мы отдали должную дань его беззаветной боевой дерзости и изумительной выдержке – качествам, которые привели к успеху в этом трудном бою, а К-21 вскоре после этого стала Краснознамённой».
В другой книге, романе «Морской протест» Льва Князева, в котором моряки показаны мужественными и самоотверженными, настоящими патриотами и интернационалистами, делающими большое государственное дело, есть такие строки:
« – Товарищи, я рассказываю не сказку, а быль. А насчёт «элементарности», Виктор Алексеевич, вам должно быть известно, что огромное большинство всех морских катастроф и происшествий совершается именно по самым что ни на есть элементарным ошибкам. Идут в ясную погоду в открытом море навстречу друг другу два корабля, и вдруг один сворачивает вправо, другой – влево и врезается ему в борт…
– «Как «Андреа Дориа», – сказал Батурин.
– И десятки, сотни других случаев. Впрочем, я хочу закончить. Так вот, мой второй, дорогой мой ревизор, не подаёт в тумане гудки, не предупреждает меня. Закончил я туалет, посмотрел на часы: до поворота осталось ещё минут пять – и тут взглянул в иллюминатор, не увидел ничего, кроме молока. Выскакиваю на мостик пулей. Помощник докладывает: «Товарищ капитан, я уже повернул, потому что по лагу дошли до поворота». Локатор, смотрю, только-только включил на прогрев, эхолот вообще не включён.
– Ну даёт! – хмыкнул Батурин.
– Терпение, товарищи. Включил я эхолот – гляжу: глубина не та! Крикнул: «Руль вправо на борт, машина полный назад!» Только судно начало гасить инерцию – пелену тумана раздёрнуло, как занавеску в театре, – и в двух кабельтовых по носу торчат перед нами скалы мыса Оларовского! …Давайте посмотрим, в чём же тут дело, кроме грубейшего нарушения дисциплины. Оказывается, второй помощник упёрся глазами в лаг и верил ему, не учитывая, что в этом месте есть встречное течение. По лагу мы дошли до точки поворота, а фактически были ещё далековато. Он в тумане, не включив ни эхолот, ни локаторы, поворачивает точно на берег, на скалы!
Другой случай был тоже при ясной погоде. Вот как я вам только что рассказал. Открытое море, видимость отличная, я отдыхал в штурманской на диване, вдруг слышу: один гудок. Значит, поворачиваем направо. О том, что идёт встречное судно, помощник мне не доложил. А шёл пароход; легко расходились правыми бортами. Но в последнюю минуту вдруг захотелось помощнику свернуть вправо и разойтись левыми бортами. Я выскочил, команду дал: «Руль на борт», описали циркуляцию и еле-еле увернулись от форштевня, точно разрезавшего бы нас на две половинки».
Постоянная боевая готовность, безаварийное решение поставленных задач – это длительный и упорный труд всего экипажа, а нарушены они могут быть в результате единичной небрежности, халатности. Любой командир современного надводного корабля или подводной лодки должен понимать: высокая боевая готовность – это не рубеж, на который достаточно однажды выйти. Стоит командиру даже незначительно ослабить внимание к любому элементу службы, и это неминуемо повлечёт снижение уровня боеготовности в целом.