Храм в Игумново в Раменском районе

124 прочитали

Покровская церковь в селе Игумново построена в 1902 году, и с тех пор никогда не закрывалась. Внутри церкви сохранились дореволюционный интерьер, утварь и иконы. В колокольне находится небольшой музей колокольного звона, и когда я по работе готовил материал об этом музее, мне рассказали несколько любопытных историй об этом храме.

Покровская церковь в с. Игумново Раменского района
Покровская церковь в с. Игумново Раменского района

Скол на стене

С южной стороны колокольни на стене обратите внимание на разбитую кирпичную кладку. Как я уже говорил, храм в советские годы не закрывался, но колокольный звон запретили. В 1930 годах колокола сбрасывали с высокой колокольни. Когда тянули огромный благовестник, он неожиданно сорвался и повредил стену. Теперь этот скол - наглядный памятник эпохи.

След от удара колокола
След от удара колокола

Дубовый иконостас из Соловецкой обители

До 1918 года в церкви был только один центральный иконостас у главного престола Покрова Богородицы. Уже в советское время в правом Троицком приделе появился дубовый иконостас. Прежний настоятель утверждал, что его перевезли из Соловецкого монастыря. Особенность иконостаса в том, что иконы написаны не на досках, а на холстах, как картины.

Покровская церковь в селе Игумново построена в 1902 году, и с тех пор никогда не закрывалась. Внутри церкви сохранились дореволюционный интерьер, утварь и иконы.-3

Убедиться, что иконостас "не родной", очень легко. Обратите внимание на проем царских врат и выступ каменной солеи (ступенек) - их линии не совпадают. Хорошо видно это и по неровному загибу ковра.

Покровская церковь в селе Игумново построена в 1902 году, и с тех пор никогда не закрывалась. Внутри церкви сохранились дореволюционный интерьер, утварь и иконы.-4

У меня есть версия, что иконостас привезли в советское время из подворья Соловецкой обители, что в подмосковном селе Фаустово Воскресенского района. Все-таки это намного ближе к Игумново.

Покровская церковь в селе Игумново построена в 1902 году, и с тех пор никогда не закрывалась. Внутри церкви сохранились дореволюционный интерьер, утварь и иконы.-5

Старое паникадило

До 1950-х годов в церкви не было электричества. На центральной люстре перед каждой службой вручную зажигали восковые свечи, а потом таким же образом гасили. Для этого использовали огромную паникадильную лестницу. Эту деревянную лестницу и сейчас можно увидеть в храме. Позже к люстре было проведено электричество. Зажигать и гасить свет стало намного проще, но, увы, потерялась интересная старинная традиция.

Корсунская икона Божией Матери
Корсунская икона Божией Матери

Чтимые иконы

Чудотворная икона Бориса и Глеба прославилась во время эпидемии холеры в соседней деревне Донино. С этой иконой совершили крестный ход, и распространение болезни прекратилось. На обороте иконы есть надпись, что она обновлялась в 1877 году.

Среди чтимых икон есть такие: Корсунской Божией Матери, Черниговско-Гефсиманская 1899 года (освещена в пещерном храме скита Троице-Сергиевой лавры), Иерусалимская, образ "Посещение Божией Матери со апостолы преподобного Сергия" 1902 года и другие.

Икона Александра Невского в память спасения Александра II в 1879 году
Икона Александра Невского в память спасения Александра II в 1879 году

Две иконы - Александра Невского и Георгия Победоносца - связаны с историческими событиями. Первый образ был написан в память спасения царя Александра II от пули террориста Соловьева 2 апреля 1879 года. Вторая икона - в благодарность за сохранение жизни царя Александра III и его семьи при крушении поезда у станции Борки в Харьковской губернии 17 октября 1888 года.

Многие из названных икон написаны еще до постройки храма в Игумново. Предположу, что они были перенесены сюда из закрытых церквей в советские годы.

Конфликт с известным художником

В храме рассказывают историю о том, как в 1960-е годы за обновление росписей взялся молодой и тогда никому неизвестный живописец Александр Шилов. Тот самый, которому принадлежит галерея на Знаменке в Москве.

Стояла задача промыть роспись с изображением Божией Матери в притворе, выполненным в стиле Васнецова. Вместо этого Шилов закрасил изначальный образ и стал писать фактически заново. Заметив это, сотрудники храма забили тревогу.

Покровская церковь в селе Игумново построена в 1902 году, и с тех пор никогда не закрывалась. Внутри церкви сохранились дореволюционный интерьер, утварь и иконы.-9

В Игумново приезжала комиссии из Третьяковской галереи, которая подтвердила порчу старых росписей. Шилов, однако, не признавал ошибку, и дело едва не дошло до суда. В итоге, священник уладил дело миром, но другим реставраторам пришлось счищать новую краску, чтобы раскрыть первоначальный образ.

Донино против Игумново. Происки держателя кабака

Строительство большого храма начиналось 1899 году со спора, где ставить церковь - в Донино или Игумново. Священник и большинство приходских деревень были за нынешнее место в Игумново, а жители Донино долго сопротивлялись и даже игнорировали общие работы по строительству.

По версии краеведа В. Никонова, подстрекателем был держатель кабака в Донино по фамилии Серов. Многие донинцы брали вино у Серова в долг, поэтому вынуждены были слушаться мироеда. А Серову был выгоден храм в своей деревне. Но в итоге Покровскую церковь все-таки построили в деревне, само название которой имеет церковное звучание - Игумново.