Если вы любите своего ребенка, но не обладаете нужными знаниями или необходимым терпением, чтобы учить своего ребенка самостоятельно, то вы правы, когда нанимаете лучших репетиторов в самых разных областях. Это самый лучший вид финансовых вложений в будущее вашего ребенка, хотя никто не знает, какие навыки могут ему понадобиться через десять или двадцать лет. Пусть ваше чадо умеет много, чем не умеет ничего.
Но не нужно сразу ставить перед собой грандиозные цели. Не нужно стремиться к тому, чтобы ваше дите стало олимпийским чемпионом или танцором восьмидесятого уровня. Достаточно того, что он научится держать равновесие, перестанет спотыкаться, приобретет новые навыки и друзей. А уж если через месяц занятий он научится собирать самостоятельно свою сумку для тренировок, а потом и школьный рюкзак, то это – просто агонь!
Не нужно въедаться в каждую мелочь и проедать мозг ребенка рассказами о том, как тяжело вам достаются деньги, которые вы тратите на него «такого тупицу неблагодарного» или «свинью такую неаккуратную».
Не надо недослушав рассказ ребенка о том, как весело они провели время во время дополнительных занятий, выговаривать с плохо скрытым раздражением: «Я зачем деньги плачу? Чтобы там фигней всякой занимался? Я сейчас позвоню твоему тренеру (репетитору), чтоб он больше фигней не страдал!».
Отдав ребенка изучать какое-нибудь искусство или ремесло, мы должны понимать и помнить всего одну вещь. Соберитесь, сконцентрируйтесь и запомните: мы не знаем, когда и что ему пригодится: рисование или борьба, микроэлектроника или иностранный язык, умение хорошо готовить или исполнять на гитаре душещипательные дворовые романсы. Но одно ясно и неоднократно проверено временем: умение сосредотачиваться на достижении краткосрочных и долгосрочных целей, которому учат любые систематические занятия, которые нравятся ребенку и ему по силам - БЕСЦЕННО.
И тем более вы правы, когда он с младенчества вращается в орбите ваших профессиональных интересов. Если не касаться крайних случаев, когда родитель - работник морга или патологоанатом, то ребенку полезно своими глазами видеть, как его родитель зарабатывает деньги. Если ваш ребенок сам увлечется вашим делом, то это прекрасно! На этом пути его будет ждать гораздо меньше потрясений, чем вас, потому что с детства его память впитывала в себя массу способов решить ту или иную профессиональную проблему.
Мы не можем гарантировать своим детям полное отсутствие проблем. Но мы должны учить своих детей решать свои проблемы самостоятельно.
Каков бы ни был семейный достаток, ребенку будет полезно овладеть хотя бы парой-тройкой ремесел или искусств, чтобы в условиях форс-мажора быть готовым зарабатывать легальным и безопасным для себя и окружающих путем.
В 90-ые годы развал нашего государства привел к мгновенному расслоению общества. Благоденствовало мизерное меньшинство. Большая же часть нашего народа жила в непреходящем сумраке. Зарплаты не выплачивались месяцами. Останавливались и разорялись огромные предприятия. После долгого периода благоденствия миллионы семей погрузились в нищету с голодом, холодом и отчаяньем. Но самым страшным стало то, что изо всех щелей полезла зловонная уголовно-бандитская грязная пена. И к ним быстро стали присоединиться те, кто был готов воровать и мошенничать, убивать и пытать. Употребление алкоголя и наркотиков, организация афер с уличными лохотронами и гигантскими финансовыми пирамидами, участие в бандах или занятия проституцией перестали считаться позорным делом.
И вот что меня сейчас интересует иногда: где все эти герои? Чем они занимаются? Рассказывают ли они своим детям, как пытали, воровали, похищали людей, убивали и насиловали?
Чьи дети все это проворачивали? Кто их этому научил? Почему они этим занимались?
Только ли от бедности?
Я знала, как минимум трех девушек моих ровесниц, которых растили мамы без отцов. До кризиса все трое жили более чем хорошо. Их мамами были обеспеченные женщины, которые родили своих дочерей в возрасте под сорок. Две мамы считали, что любой честный труд заслуживает уважения, и если нет возможности заниматься интеллектуальным трудом, то надо заниматься физическим.
Как же жили эти девушки в 90-ые?
Одна из девушек - Д., уже на втором курсе университета занималась репетиторством.
Вторая Г., тоже училась и работала корректором.
И первая, и вторая шарахались от всего противозаконного и подлежащего рассмотрению сквозь призму уголовного и административного кодексов.
А третья Л., считала зазорным работать за маленькие деньги или заниматься физическим трудом. Об этом она говорила мне неоднократно, когда узнала, что во время сессии я с другими девчонками, успеваю подработать на базаре или мою полы. Она считала, что такая работа портит внешность, а красивая внешность – это единственный залог успеха красивой умной девушки. По ее мнению, красивая умная девушка может быть содержанкой одного или нескольких мужчин, или, на крайний случай, заниматься проституцией, но никак «не опустится» до мытья полов или многочасовой работы в офисе.
Я расскажу вам еще одну маленькую историю. Одна моя знакомая в советский период люто ненавидела мировой империализм и буржуинов, а на собраниях клеймила тех, кто слушал музыку загнивающего капитализма и верил в жизнь после смерти. Смена политического строя привела ее ряды пламенных демократов. Тенденции последних лет превратили ее в яростную монотеистку и монархистку. Все религии, кроме той, которую исповедует она – это ересь и заблуждение. Она клеймит любого, кто смеет говорить, что в Союзе было много рационального и полезного: «это было царство сатаны и его защищают только его приспешники». И, конечно же, по ее мнению, жизненно необходимо, чтобы над всеми нами снова воцарились «венценосные помазанники божьи» - она имеет в виду ту ветвь семьи Романовых, которые уже почти век живут в иммиграции. В ее генеалогическом древе неожиданно возник белый офицер, и она стала ощущать духовное родство со всеми, кто «воевал с проклятыми коммуняками» и с аристократами, которые ни разу не были на своей исторической родине, но «точно знают, как нужно жить» ее нынешним гражданам.
Ее увлеченность клеймлением коммунистического строя и оплакиванием всех, кто отбыл за кордон, усиливалась в середине рабочего дня и мешала работать окружающим. Но мы все это безмолвно терпели из почтения перед ее возрастом. Упор в этих плачах делался на том, что благородным, возвышенным духом, нежным и высокоморальным графиням и княгиням, лишившимся всего имущества, пришлось заниматься проституцией.
Но однажды эту певицу мира аристократии спросили, как можно, будучи изначально высокоморальным человеком, заниматься проституцией? И привели несколько примеров разорившихся дворян, нашедших другие способы заработка, не столь разрушительные для души и духа. И понеслось! Все стали приводить в пример других, не менее, титулованных особ, которые шили одежду и головные уборы, давали уроки иностранных языков и верховой езды, работали машинистками и переводчицами. Вспомнили и дочерей аристократов, не ушедших в эмиграцию, как и все другие женщины, рыли окопы и ухаживали за раненными бойцами.
Каждая дама, что вступила в полемику вспоминала, как она в 90-ые годы челночила, мыла полы, носила на базар еду для торговцев, занималась репетиторством.
Вывод: настоящая принцесса не стыдится работы и не избегает ее. Она стыдится и избегает других вещей.