Опрос недели: А вы бы запретили прокат электросамокатов?
Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин на этой неделе, выступая в Госсовете РТ, заявил, что, с точки зрения безопасности, нужно отменить прокат электросамокатов на дорогах общего пользования и кататься только в специально отведенных местах. А вы бы запретили электросамокаты в городах? Пользуетесь ли вы или ваши родные и близкие этим видом транспорта? «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Блинкин, Максим Шевченко, Юрий Гейко, Константин Калачев и др.
Михаил Блинкин научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ
— Руководитель правительства Татарстана говорит ровно то же самое, что я, мои британские, шведские эксперты и остальные, кто хорошо погружен в эту тему. Есть две точки зрения. Та, которую пропагандируют специалисты по безопасности дорожного движения и организации транспортной среды городов, включая меня, говорит о том, что все средства передвижения, как сигвеи, самокаты и так далее, вам, пожалуйста, — в парки, на стадионы, в специально отведенные места. Когда у меня на тротуаре крупный мужик, 90 килограммов, на своем электросамокате наезжает на пешехода, то тот покойник. Если владелец электросамоката выезжает на проезжую часть и слегка царапает транспортное средство, то за «жестяную» аварию копейки. А там может быть покойник. Я искренне не понимаю, почему это еще не запрещено. Ваш премьер-министр абсолютно прав, жму ему руку из Москвы. Но есть и другая точки зрения, что молодежи нравится и нужно поощрять это. И у нее немало сторонников. Но я придерживаюсь той же, что Песошин. В России, как и во всем мире, ведутся ожесточенные споры на эту тему, потому что подобный (самокаты и другие транспортные средства — прим. ред.) бизнес стал жестким. Соответственно, он отстаивает свои интересы. Мои внуки, по-моему, на велосипедах катаются, а на самокатах — нет… Спрошу у них. На самом деле я бы напомнил всем родственникам, близким и детям, что я член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения и написал много монографий на данную тему, потому против этого. Тем не менее есть и другие точки зрения.
Максим Шевченко журналист, политический и общественный деятель
— Я пользуюсь в центре Москвы — это крайне удобно. Выхожу из квартиры, беру электросамокат, еду в магазин и возвращаюсь. А на машине не опасно ездить? Надо правила ввести, чтобы люди их соблюдали. А так опасно все… Считаю, что электросамокаты — это единственное, что хорошего Собянин сделал в городе. Не в ограничении скорости даже дело. Например, 20 км/ч вполне комфортная скорость. Но вы же за рулем не ездите пьяным, так и на самокате не надо. Или нужно пропускать людей на пешеходных переходах, то есть такие же правила дорожного движения, как для транспортного средства. У нас разносчики еды ездят на электрических мотоциклах чуть ли не против движения, не пропуская пешеходов. Меня с дочкой чуть не сбили 2 раза. Нужно ввести правила движения, но не запрещать же. Поэтому пусть татарстанский премьер-министр лучше свою машину запретит.
Мансур Гилязов драматург
— Сегодня шел я по улице Большой Красной и думал именно об этом. Я бы вообще самокаты отменил, потому что это ведет к атрофии ног у нашей молодежи. Дети сейчас уже не ходят, они ездят на такси или транспорте. Раньше люди ходили в школу в соседнюю деревню по 10 километров, и все было нормально, утром выходили, после обеда возвращались. Вот то поколение и живет 80–100 лет, а сейчас — 40–60 максимум. Мои близкие не просто пользуются самокатами, а живут на них — это и есть ахыр заман. Это и есть конец света, когда человек отказывается ходить на своих ногах. Ноги человеку даны для того, чтобы он ходил, а не для того, чтобы он вставал на какую-то доску, подвергал себя безумной опасности и ездил по загазованным улицам. У меня позиция в этом плане очень радикальная.
Юрий Гейко автомобильный журналист
— Запретить прокат электросамокатов в городах невозможно. Надо что-то придумать для них, чтобы они стали безопаснее. Но это дело для специалистов. Это все равно что запретить автомобили, автобусы и прочее. Электросамокаты — наша действительность, от которой никуда не денешься. Но сам я ими ни разу не пользовался, нигде и никогда. Мне 75 лет, какой электросамокат! Мои сыновья разъехались, а жена почти моего возраста, о каких самокатах может идти речь?
Денис Балакирев пресс-секретарь кикшеринга Whoosh
— В прошлом году услугами сервиса Whoosh воспользовались почти 20 процентов жителей Казани, а суммарная дистанция, которую проехали пользователи, превысила 3 миллиона километров. При этом 80 процентов всех поездок в течение сезона совершались по транспортному сценарию. Это значит, что подавляющее большинство жителей и гостей Казани арендовали самокаты для того, чтобы добраться по делам: от остановок общественного транспорта до дома или работы, от дома до торгового центра, деловых и социальных центров. Кикшеринг полезен Казани и любим горожанами. Более продуктивным было бы не обсуждение запретительных мер, а дальнейшая работа по интеграции самокатов в жизнь города. Улучшение велосипедной инфраструктуры способно сделать неактуальными большинство дискуссий о безопасности самокатов. У сервиса Whoosh есть статистические данные о том, какие маршруты наиболее востребованы казанцами и где в первую очередь требуется организовывать велосипедные дорожки. В рамках созданной рабочей группы мы делимся этими данными с городом. Как показывает практика, большинство правонарушений происходит не по злому умыслу, а из-за незнания правил. С 1 марта в силу вступили поправки к ПДД, которые закрепили обязательные для всех правила передвижения на электросамокатах. Необходимо продолжать работу по популяризации правил и норм этического вождения электросамокатов, а также контролировать нарушения правил. И, конечно, улучшать велосипедную инфраструктуру. Подавляющее большинство негативных инцидентов происходит в местах пересечения велосипедного и автомобильного трафиков. Для улучшения безопасности необходимо разводить потоки. И этот вопрос актуален не только для СИМ, но и для велосипедов, статистика ДТП с участием которых значительно превосходит показатели инцидентов с электросамокатами.
Константин Калачев политолог
— Я бы запретил по одной простой причине: я многодетный отец. Мои маленькие дети катаются на своих самокатах по тем же дорожкам и рискуют быть сбитыми взрослыми, которые гоняют на электросамокатах. Думаю, что самокаты с повышенной мощностью надо использовать на обычных дорогах, а на пешеходной части ограничить скорость хотя бы до 15 км/ч, а лучше вообще запретить. Сам я иногда на обычном самокате езжу, поэтому угрозу не представляю. Есть нормативы для самокатов, которые просто не соблюдаются. Например, по скорости езды. При норме в 20 км/ч гоняют на 35–40 км/ч. Есть самокаты частные и арендованные. К своим относятся бережнее. А пьяный человек на арендованном самокате — это самое ужасное.
Ркаил Зайдулла председатель союза писателей РТ, депутат Госсовета РТ
— Мне кажется, что нужно просто строить отдельные дорожки для самокатов, наверное, по автомобильным дорогам они не должны ездить. А чтобы запретить… Я вообще не люблю, когда что-то запрещают. Сам я самокатом не пользуюсь, так же, как и мои родные и близкие.
Михаил Скоблионок предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии РТ
— Я бы вообще всех заставил пешком ходить, полезно для здоровья. А запрещать что-то — это беззаконие. Сперва одно запрещают, потом — другое. Хочет человек ездить — пусть ездит. Есть правила, пусть они их соблюдают. Я никому из своих детей самокатом пользоваться не даю. Дети ездят на велосипеде, а когда подрастают, покупаю им машину. Но самокаты им не даю, потому что самокат — это убийства, особенно когда они несутся и ничего не соблюдают. Может, Песошин и прав, но я всегда против запретов, каждый выбирает свою судьбу самостоятельно — как хочешь, так и убивайся.
Табрис Яруллин заместитель директора Национальной библиотеки РТ
— Конкретно мне самокаты особо не мешают. Я один раз только пользовался им в командировке, мне показалось удобным. Кажется, что в больших городах это весьма комфортно. Там стоят ограничения по скорости, это нужно, ведь аварии происходят из-за того, что превышают эту скорость. Думаю, что полностью запрещать не надо. Но в Казани я ни разу не пользовался, так как хожу либо пешком, либо пользуюсь метро.
Алена Сухаревская пресс-секретарь кикшеринга «Юрент»
— На дорогах общего пользования на наших самокатах ездить нельзя. Мы предоставляем наши электросамокаты в аренду на тротуарах и велодорожках с учетом особенностей транспортной инфраструктуры городов, в которых работаем. Мы активно занимаемся просвещением наших пользователей относительно безопасного использования электросамокатов. Например, проводим углубленные образовательные мероприятия, такие как школа безопасного вождения, в разных городах России. На электросамокате категорически нельзя ездить в нетрезвом виде, также на нем нельзя ездить вдвоем, и мы со своей стороны делаем все, чтобы по максимуму пресекать эти нарушения. Разрешение данных задач является настоящим вызовом как для кикшеринговых операторов, так и для органов власти, ответственных за обеспечение безопасности, жизни и здоровья людей.
Мансур Джалялетдин имам-хатыб мечети Аль-Марджани
— Автомобиль — самый опасный вид транспорта. Что касается самокатов, то если человек будет аккуратен, будет соблюдать все правила, то ничего плохого не случится. Естественно, в городах, где нет специальных мест для самокатов, ничего не поделаешь, все равно будут ездить. Просто, может быть, для этого нужно создавать условия. Раньше же у нас не было правил для автомобилей, потом их создали. В городах-миллионниках, где очень большие заторы, пробки, люди пересаживаются на велосипеды и самокаты, почему бы и нет? На работу или дачу добираться удобно. Мой сын катается на самокате.
Фарит Шайхутдинов главный тренер сборной России по борьбе корэш
— Что даст запрет проката? Запретят — тогда люди будут ездить на личных самокатах. Просто надо создать условия, нужны отдельные дорожки для самокатов. Скоро каникулы начнутся, если бы были отдельные дорожки, то дети ездили бы по ним, это лучше, чем сидеть дома в телефоне. Сейчас ведь у большинства детей телефон — единственное увлечение, а это вредно, а тут как-никак человек двигается, находится на свежем воздухе.