Найти в Дзене
Юля Колот - рассказы

Городская сумасшедшая

У каждого маленького города есть свои знаменитости. Одних помнят долго. Других забывают сразу. Так случилось с мужчиной, что стал героем всего на неделю. Он спас тонущую женщину, не раздумывая прыгнул в ледяную воду, и вытащил бедняжку. Отгремели сплетни и толки, да затихли. Некому больше его помнить. Человек он был одинокий, и почти сразу умер в больнице от воспаления легких.

Но есть те, кого не забывают, но отнюдь не из-за их подвигов. К сожалению, дурная слава всегда более живуча. Спроси любого в Зеленокумске, как зовут женщину, выплясывающую на площади? Все как один ответят - Люся. Люся местная знаменитость. Ее подкармливают и поят. Иногда даже платят за декламирование стихов Есенина. Она читает их сбивчиво, выкрикивает пьяным надтреснутым голосом. Всегда в центре событий. То на рынке, то на площади в усладу гогочущей толпы выплясывает, размахивая нелепой цветастой юбкой. Порой она задумчиво бредёт, бормочет что-то под нос и поглаживает грязный узкий кусок картона, что неизменно покоится в ее потрескавшихся руках. Иногда вы можете столкнуться с ее вспышками гнева. Люся в гневе страшна. Кто хоть раз видел ее такой, больше не смеется над всклокоченной ведьмой. Однажды в придорожном кафе с пластмассовыми столиками и пивом в одноразовые стаканы Люсю подпаивал мужик. Решил он, на потеху своей шальной улюлюкающей компании, отобрать у сумасшедшей картонку. В секунду с пьяного лица слетела беззубая улыбка. Губы искривились, и Люся бросилась на него. Она едва не выцарапала испуганные глаза, отобрала свою единственную драгоценность и была такова. Мужик долго бранился ей в след, вытирая кровь, струящуюся из рассечённой брови.

Но есть в городе старушка, что ждет Люсю дома каждую ночь. Она беспокойно хватается за сердце, когда та не приходит после полуночи, семенит по кухни и все поглядывает на пристройку. Ждет, когда же загорится свет в прихожей. Эта старушка долгие годы тяжело работала, поднимая дочь. В основном в продуктовых магазинах у местной богачки. Надменная высокая с копной черных волос, владелица магазинов была строга со своими работниками. Не раз Валентине Васильевне попадала от нее. Но когда старушку бросил муж и она едва сводила концы с концами, да так туго, что однажды не смогла зимнюю обувь дочери купить. Именно хозяйка магазина, увидев ее плачущую, дала денег и стала украдкой помогать Валентине Васильевне. С того момента, для старушки, она перестала быть богачкой, а стала ласковой Людмилой, что всегда поддержит и поможет. Но об их секретной дружбе никто не знал. Не к чему расхолаживать глупых болтливых торгашек. Они только и ждали шанса почесать языки, любили пройтись по своей нанимательнице. Денег у нее куру не клюют. Муж - красавец мужчина, жене в рот заглядывал, ловя каждое слово. Ухажёров толпа, что безрезультатно таскались за Людмилой. Но не долго жизнь была безоблачной, для местной богачки. На радость едкой публики, привязался к ее бизнесу один генерал. Уж не ясно, чем ему молодая чата не угодила, да только не намерен он был счастливой жизнью дать им наслаждаться. То за ниточки подергает, пожарная служба нагрянет, то санэпидемстанция, то милиция. Кончилось все тем, что нашли бреши в их делах. Мужа Людмилы упекли в тюрьму, на долгие десять лет. К несчастью, не пришлось ему весь срок в заключении провести, погиб в первый же месяц от ножевого ранения в драки с сокамерником. Людмила убитая горем перестала выходить из дома. А через месяц и генерал пропал. Поговаривали в Чечню уехал и там сгинул. Прошел год. Слухи и домыслы вокруг туманной истории улеглись. Местный детдом получил крупную сумму от анонима. В особняк на Ленина въехали новые жильцы. Магазины закрылись, а на улицы города вышла сумасшедшая Люся. Неряшливая с сальными волосами, с перекошенным лицом и вечно пьяная. Люся можно встретить везде: в центре, на вокзале, на рынке. Единственное, где вы никогда не встретите Люсю - на улице Ленина. Возле большого красивого дома, где уже десять лет счастливо живут новые владельцы. Ведь никто не хочет смотреть на счастливое, но давно утерянное прошлое.

Люся жила у Валентины Васильевны в пристройке. Дочь не приезжала навещать мать, так что их никто никогда не видел вместе. Лишь старушка знала, как же тяжело вечно веселой городской сумасшедшей. Она жалела ее и подкармливала.

- Милая, может хватит себя корить? Пора и к жизни возвращаться, - ласково гладила она ее по волосам.

- Нет у меня больше жизни. Не достойна я ее, - только хрипела Люся и заливалась горячими слезами, а затем заливала их горькой водкой. Поднабравшись, она шла на улицу и смешила народ. Люди таращились, смеялись, брезгливо отворачивались, те самые люди что раньше ей завидовали, а теперь бы и не поверили, что это та самая Людмила.

Годы шли, старушка одряхлела, но все же пережила она Люсю. Однажды заметила, что свет в пристройке два дня не гаснет. Решилась зайти к постоялице. Едва отворив дверь, почувствовала кислый запах алкоголя, перемешанный с жутким запахом смерти. За столом среди раскиданных бутылок сидела Люся, положив голову на руки, словно в очередной раз заснула в пьяном угаре. Но в этот раз все было иначе, и старушка знала, она чуяла. Когда труп увезли, на столе остались лишь три фотографии да картонка, что покоились под грудью умершей. На первой Людмила в подвенечном платье держала за руку Гошу. На второй за столиком ресторана она смеялась в объятьях мужчины в генеральской форме. На третьей, всеми забытый герой, что опрометчиво спас самоубийцу ценой своей жизни. А рядом потрёпанная картонка с аккуратно выведенными именами:

«ГОША. ЛЕША. СЕРГЕЙ»