Российская государственная корпорация "Ростех" заявила, что разработала систему связи с поддержкой искусственного интеллекта (ИИ) для своего самолета-невидимки пятого поколения Су-57.
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал комплекс бортовых средств цифровой связи с использованием технологий искусственного интеллекта. Оборудование предназначено для самолетов пятого поколения. Его применение позволит повысить качество передачи информации между воздушными судами и наземными комплексами.
Система связи разработана специалистами НПП "Полет", входящей в состав Росэлектроники. Он работает в диапазоне высокихи очень высоких частот.
Он использует технологию когнитивного радио — динамический метод программирования или настройки, — который позволяет системе связи использовать лучшие беспроводные каналы поблизости, тем самым делая ее невосприимчивой к помехам.
"Оборудование обеспечивает надежность передачи информации за счет помехозащищенного кодирования, чередования символов в сообщении, единой временной синхронизации при обработке сигналов, возможности одновременной передачи сообщений по параллельным каналам, увеличения дальности устойчивой связи, а также как использование технологий искусственного интеллекта", — заявили в корпорации.
Алексей Комяков, генеральный директор НПП "Полет", отметил, что развитие радиоэлектроники становится решающим фактором, влияющим на формирование самолетов пятого поколения. Такие бортовые цифровые системы связи широко используются для передачи сообщений между бортовым радиоэлектронным оборудованием и наземными службами.
"Наш новый комплекс является инициативной разработкой и планируется к реализации в составе комплекса связи С-111", — сказал Комяков.
В состав системы входят вычислительные устройства, перемежители и обращенные перемежители, устройства согласования антенн КВ, блоки цифровой обработки сигналов, устройства помехоустойчивого кодирования, декодирования, а также приемник сигналов глобальной навигационной спутниковой системы с антенной и шиной цифровой обработки сигналов и синхронизации.
Патент на эту систему был представлен на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий "Архимед-2023" и получил золотую медаль.
Россия продолжает наращивать возможности своих истребителей пятого поколения, в рамках которых, как известно, разрабатывается несколько систем с искусственным интеллектом.
Например, в октябре прошлого года модернизированная версия Су-57, совершила испытательный полет, чтобы проверить работу новой системы на основе искусственного интеллекта, которая будет действовать как виртуальный второй пилот, собирая данные. от многочисленных датчиков самолета и предоставлять важную информацию пилоту-человеку.
Предполагается, что такая система виртуального второго пилота на основе ИИ может помочь пилотам быстрее принимать решения. Эта система искусственного интеллекта возьмет на себя часть задач пилота, таких как пилотирование и подготовка к применению оружия.
В этом также может помочь шлем летчика с дополненной реальностью. Вся информация, которую пилот раньше видел на дисплее , – точки ориентации самолета, воздушная скорость, курс, то есть все, что нужно, чтобы управлять самолетом должна находится у него в голове. В таком шлеме вообще нет слепых зон – пилот может видеть сквозь фюзеляж. На корпусе самолета установлено несколько камер. Они транслируют изображение на экран перед глазами летчика. И создают эффект "прозрачного" самолета. А команды по наведению на цель считывает с глаз летчика. Чтобы открыть огонь, пилоту достаточно мигнуть. Человек и самолет становятся практически одним целым.
"Виртуальный пилот" самолета Су-57 не только голосом дает свои подсказки и голосом пилот опять же может с ним общаться, но и еще туда введена новая дополнительная функция управления вторым беспилотным летательным аппаратом - С-70 "Охотник". То есть, пилот при помощи своего "помощника" управляет и своим бортом, и беспилотником, причем они могут выполнять разные функции
Юрий Слюсарь, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в состав российского государственного оборонного конгломерата, заявил в сентябре прошлого года, что истребитель пятого поколения Су-57 — это шаг к самолету шестого поколения.