Найти тему
Дважды аутизм

Учим принимать решение детей аутистов

Почему ребенку с РАС так сложно научиться принимать решение? 

Ему трудно. Но это возможно. Просто надо его научить этому. 

Тиму через месяц исполнится 7 лет
Эле 4 года
У них аутизм

Когда мы принимаем какое-либо решение, чаще всего, мы опираемся на свой прошлый опыт. Удачный или не удачный. 

У нас в памяти всплывают пережитые нами эмоции. Было вкусно, холодно, весело, страшно…

У аутистов этот момент может отсутствовать. Потому что в памяти нет пережитой эмоции. А если она и была, то ребенок не знал ей названия. Из-за этого она не смогла отложиться в памяти. 

Этот навык можно тренировать.

  • Переживая значимый момент нужно дать эмоции имя и зафиксировать ее в памяти. 

Ходили на карусели - было ВЕСЕЛО!!!

Кушали клубничное мороженое - было ВКУСНО! 

  • Эмоции очень важно проговаривать в самом МОМЕНТЕ. Кушаем мороженое, проговариваем: «М-ммм… ВКУСНО!!!»

Гуляем в парке, проговариваем: «ВЕСЕЛО!»

Прям так нарочито наигранно. Артистично. 

  • Позже нужно возвращаться к воспоминаниям о пережитом опыте. 

По вечерам обсуждать прогулку в парке или поход в кино, затрагивая эмоции, которые уже обсуждались в моменте. 

Это поможет ребенку в будущем опираться на свой уже имеющийся опыт. 

Например, выбрать в магазине мороженное. 

«Какое ты хочешь? Шоколадное или клубничное?»

Очень важно, давать ребенку возможность сделать выбор. Не предлагать: «Будешь шоколадное?»
А именно дать возможность выбора. 

Ребенку аутисту это не просто. И, возможно, в первый раз он не сможет этого сделать. Но со временем он научится пользоваться своим, уже пережитым опытом. 

«В прошлый раз я ел клубничное. Оно мне очень понравилось». 

В жизни наших детей мы стараемся максимально создавать ситуации, когда они должны задуматься и принять, пусть и простое, но решение. В дальнейшем в жизни им будет пригождаться этот опыт. 

Например, кормим с Элей аквариумных рыбок. 

Я достаю баночку с кормом и протягиваю ей. Эля не может дотянуться до крышки аквариума, ей нужен стул. Но я об этом не говорю. Если Эля возьмет щепотку корма и подойдет к аквариуму, она задумается на минутку, вернет мне корм и пойдет за стулом. 

Этот навык у нас уже хорошо отработан. И за стулом она идет не задумываясь. 

Я просто привела его, как пример. 

В быту, в играх или творчестве можно и нужно создавать ситуации, когда ребенку необходимо задуматься и сделать выбор или принять решение. 

Когда коррекция аутизма перерастает в образ жизни, она приобретает мощную силу. И приносит видимую динамику в развитие наших детей. 

В следующей статье я расскажу на примере замечательной игрушки, Мистер Картошка, как мы очень просто, но эффективно отрабатываем навык принятия решения.