Почему ребенку с РАС так сложно научиться принимать решение?
Ему трудно. Но это возможно. Просто надо его научить этому.
Тиму через месяц исполнится 7 лет
Эле 4 года
У них аутизм
Когда мы принимаем какое-либо решение, чаще всего, мы опираемся на свой прошлый опыт. Удачный или не удачный.
У нас в памяти всплывают пережитые нами эмоции. Было вкусно, холодно, весело, страшно…
У аутистов этот момент может отсутствовать. Потому что в памяти нет пережитой эмоции. А если она и была, то ребенок не знал ей названия. Из-за этого она не смогла отложиться в памяти.
Этот навык можно тренировать.
- Переживая значимый момент нужно дать эмоции имя и зафиксировать ее в памяти.
Ходили на карусели - было ВЕСЕЛО!!!
Кушали клубничное мороженое - было ВКУСНО!
- Эмоции очень важно проговаривать в самом МОМЕНТЕ. Кушаем мороженое, проговариваем: «М-ммм… ВКУСНО!!!»
Гуляем в парке, проговариваем: «ВЕСЕЛО!»
Прям так нарочито наигранно. Артистично.
- Позже нужно возвращаться к воспоминаниям о пережитом опыте.
По вечерам обсуждать прогулку в парке или поход в кино, затрагивая эмоции, которые уже обсуждались в моменте.
Это поможет ребенку в будущем опираться на свой уже имеющийся опыт.
Например, выбрать в магазине мороженное.
«Какое ты хочешь? Шоколадное или клубничное?»
Очень важно, давать ребенку возможность сделать выбор. Не предлагать: «Будешь шоколадное?»
А именно дать возможность выбора.
Ребенку аутисту это не просто. И, возможно, в первый раз он не сможет этого сделать. Но со временем он научится пользоваться своим, уже пережитым опытом.
«В прошлый раз я ел клубничное. Оно мне очень понравилось».
В жизни наших детей мы стараемся максимально создавать ситуации, когда они должны задуматься и принять, пусть и простое, но решение. В дальнейшем в жизни им будет пригождаться этот опыт.
Например, кормим с Элей аквариумных рыбок.
Я достаю баночку с кормом и протягиваю ей. Эля не может дотянуться до крышки аквариума, ей нужен стул. Но я об этом не говорю. Если Эля возьмет щепотку корма и подойдет к аквариуму, она задумается на минутку, вернет мне корм и пойдет за стулом.
Этот навык у нас уже хорошо отработан. И за стулом она идет не задумываясь.
Я просто привела его, как пример.
В быту, в играх или творчестве можно и нужно создавать ситуации, когда ребенку необходимо задуматься и сделать выбор или принять решение.
Когда коррекция аутизма перерастает в образ жизни, она приобретает мощную силу. И приносит видимую динамику в развитие наших детей.
В следующей статье я расскажу на примере замечательной игрушки, Мистер Картошка, как мы очень просто, но эффективно отрабатываем навык принятия решения.