Найти тему

Духовная культура и доминанта индивидуальности.

Духовная культура является одним из важных аспектов жизни общества. И несмотря на отличие ее от материальной культуры, она оказывает большое влияние на формирование внутреннего мира человека, отношения людей друг к другу, систему статусов и т.д. [1]

Связано это с содержательными моментами какими наполняется данное явление, наличием в ней продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих вещественного характера и оказывающих на него большое влияние. К ним, традиционно, относят философские концепции, мифы, научные теории, обычаи и т.д. Все то, что несет в себе системообразующий характер, позволяющий проникнуть во все сферы социальной жизни, связав их между собой в единое целое.

Духовная культура выступает источником формирования основных смыслов бытия человека определяющих его поведение и становление внутреннего мира, (Сферы индивидуальной жизни человека, содержащей в себе эмоции, чувства, верования, аффекты, внутренний и внешний опыт, не подлежащий, в полной мере, передачи всего этого другому человеку [2]) что делает изучение ее содержательных элементов более, чем актуальными. По причине их влияние на формирование человеческой индивидуальности, при которой происходит выделение человеком своего Я через осознание своей особенности и автономности, некоей инаковости, что находит свое закрепление в мировоззрении. Индивидуальность выступает определяющим фактором в формировании духовного потенциала человека, связанного с его самоопределением в вопросе кто он есть и кем ему быть, а в рамках современной социальной действительности, она становится культурной доминантой, центром, вокруг которого группируется вся деятельность человека, его поведение, и творчество. [3]

Рассмотрение индивидуальности как доминанты в духовной культуре во многом обусловлено теми изменениями в современном обществе, какие произошли за весь, уже более тридцатилетний, период постсоветского существования России. К ним можно отнести переход развития общества от индустриального к постиндустриальному или информационному, когда границы мира обычного человека расширились благодаря технологиям, позволившим выйти ему за пределы своего физического пребывания в рамках конкретной страны, развитие, так называемой, безыдейной концепции государства, где отсутствует общий идеологический нарратив, формирующий конкретно-ценностную ориентацию человека в будущее, с четким и осознаваемым пониманием «куда мы идем и что строим», а также всеобщая вестернизация, с культом потребления и умаления нравственных норм. Все это создало условия, при которых человек оказался в положении необходимости самоопределения и определения своего места в стремительно изменяющихся культурно-исторических реалиях. Поиске ориентиров в рамках смены ценностных установок с социоцентрических, когда благо общества, идейно ставилось выше блага индивидуального, на эгоцентрические, где частные, замкнутые на индивидууме интересы, стали более значимы, чем что-то другое. А также определением своего места во всеобщей информационной системе.

Обозначенные условия, легшие в основание возвышения доминанты индивидуальности, указывают на кризисные явления в духовной сфере отразившиеся, в первую очередь, в выстраивании системы высших ценностей, традиционно присутствующих в других духовных доминантах, например, доминанте связанной с определением смысла жизни. В виду разрыва в нравственной традиции, наблюдаемой в постсоветский период, произошла переориентация смысла жизни человека от вечных человеческих ценностей Любви к людям, Чести, Совести, Справедливости и т.д., к ценности индивидуальности, где абсолютизируются, становясь самими возвышенными, мировоззренческие, психологические качества личности, позволивших ей отличиться от других личностей присутствующих в обществе, то есть то, что можно обозначить как ценность инаковости. Все это происходит на фоне изменения коммуникационных способов взаимодействия между людьми, а именно – распространения интернета, обеспечившего не только связь человека с мировым сообществом, но и создавшего условия необходимого транслирования индивидуальности в него, посредством социальных сетей, различных комментарий к видео и статьям. Отсюда, доминанта индивидуальности становится ключевым элементом духовной культуры, вокруг которого формируется поведение человека и система его ценностей.

Именно через доминанту индивидуальности начинает реализовываться самостоятельность человека, его целеустремленность, общественная значимость. Она становится высшей ценностью, например, когда речь идет о саморазвитии. Это хорошо видно в современной системе школьного образования, когда ключевыми, обязательным особенностями становления ребенка как личности, выступает его умение самопрезентации. Отдельно можно отметить такое явление, как креативность, способность человека принимать нестандартные решения. [4] Именно креативности, как проявлению творческого мышления, отводится роль главного, движущего фактора в формировании успешности человека. Она повышает роль дивергентности в современной культуре. Что, в свою очередь, отражает особенности общества постмодерна. Где линейное понимание мира, основанное на одном, каком-то идеологическом нарративе, уже не приветствуется.

Доминанта индивидуальности, в современной духовной культуре начинает занимать одно из ключевых мест, наряду с доминантой смысла жизни. Влияя на нее и внося, в качестве идеала, понятие инаковости, как формы проявления особенности человека и его непохожести на кого-то другого. Присутствие доминанты индивидуальности в культурной, социальной и других сферах жизни человека, делает вопрос о ее изучении более, чем актуальным. Поэтому, на наш взгляд, требуется, например, ее рассмотрение в контексте современной мировой духовной культуры, выделения ее роли в переходные периоды развития общества.

СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.

ПРЕДЛАГАЙТЕ ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМ КОММЕНТАРИЕМ).

Литература:

1. Ионин Л.Г. Культура материальная и культура. – URL : https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0c180f05923b820f63380c (дата обращения: 26.10.2022). – Текст: электронный.

2. Тематический философский словарь. Составители: Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов, О.Г. Садикова. – URL : http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/thematic-philosophical/fc/slovar-194.htm#zag-55 (дата обращения: 26.10.2022). – Текст: электронный.

3. Ухтомский А. Доминанта. - URL : https://royallib.com/read/uhtomskiy_aleksey/dominanta_sbornik.html#0. (дата обращения: 26.10.2022). – Текст: электронный.

4. Голубева М.В. Креативность – что это такое. – URL : https://psychologist.tips/3342-kreativnost-chto-eto-takoe-uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnosti.html (дата обращения: 26.10.2022). – Текст: электронный.