Концепция «Высшего знания» как особого качества, приобретаемого сознанием в ходе его развития, является важной и распространенной в различных школах, течениях и религиях. Такое «знание» считается важным способом и показателем развития, достигаемого сознанием на этих путях.
Строго говоря, оно не является «знанием», то есть совокупностью информации или идей, оно вообще не является «совокупностью», а представляет собой целостное состояние сознания, которое можно определить как проникновение в тайны бытия и духовное прозрение, открывающее непосредственное и истинное понимание сущности реальности, превосходящее интеллектуальное знание и обыденное восприятие. Это – непосредственно переживаемый опыт единства с высшим источником мудрости (чем бы его ни считали и как бы ни определяли), света и любви, позволяющий сознанию преодолеть иллюзии и ограничения эго, осознать свою истинную природу и обрести гармонию, свободу и счастье.
Гнозис (γνώσις) у греков, джняна (ज्ञान) в Индии, даат (דַּעַת) каббалы, ма’рифа (مَعْرِفَة) суфизма – это все наименования состояния, обретаемого в ходе интенсивной внутренней работы. При этом все эти традиции считают, что такой опыт глубокого познания может освободить человека от оков материального мира и привести к духовному перерождению. Высшую степень такой мудрости, делающую человека «богоподобным» или Освобожденным, греки именовали «эпигнозисом» (ἐπίγνωσις), а индусы – «праджней» (प्रज्ञा).
Путь достижения этого состояния – это не «накопление», а – «превосхождение»; гнозис не «собирается», он – отыскивается, к нему – прорываются сквозь преграды и завесы неведения и омрачения.
Индийские традиции называли Путь обретения мудрости «видьей» (विद्या,«видением»), суфии – «муракаба» ( مراقبة, «наблюдением»), а греки – «орама» («όραμα», «видение»), соотнося его с «непосредственным», внеконцептуальным восприятием. Эти термины охватывают разнообразные методы и практики, которые используются для достижения гнозиса или прямого, интуитивного знания истины.
В Дзогчен, тибетской буддийской традиции, центральным понятием является ригпа (тибетский: རིག་པ་), которое является переводом «видья» с санскрита. При этом, ригпа обозначает прямое, непосредственное знание или осознание истины, что во многих отношениях аналогично джняне, хотя у него свои особенности в контексте Дзогчен. Ригпа — это пробужденное состояние ума, свободное от заблуждений и двойственности. Это состояние чистого осознания и непосредственного присутствия, в котором практикующий наблюдает все явления без привязанности, суждений или ментальных концепций. Ригпа означает прямое осознание сущностного единства сознания и пустоты, которое является основой всех явлений. Таким образом, хотя ригпа и переводится как «видья«, его значение ближе к джняне в индийских традициях из-за акцента на прямом, интуитивном знании истины, превосходящем обычное рациональное понимание.
Как «ригпа» практикующий переживает пробужденное состояние, свободное от заблуждений и двойственности, что в конечном итоге приводит к освобождению от страдания и кармических скованностей. Ригпа — это непосредственное осознание природы ума, прямое осознание сущностного единства сознания и пустоты, которое является основой всех явлений.
В некоторых гностических традициях, путь к гнозису называли «Путем истины» (via veritatis) или «Путем света» (via lucis). Кроме того, философы-герметики, связанные с гностическими традициями, говорили о «Пути инициации» или «Пути пробуждения» (via initiatica).
В контексте духовных традиций и мистических школ Римского времени, понятие интуитивного и прямого знания, сходного с гнозисом, описывали с использованием терминов «cognitio mystica» (мистическое познание) или «scientia divina» (божественное знание).
С точки зрения поздних гностиков, человек, достигший гнозиса, отличается от обычного человека в нескольких ключевых аспектах:
- Он обладает прямым знанием или опытом абсолютной истины, тогда как обычный человек может обладать только косвенным знанием (греч. «эйдейн», εἴδειν), основанным на вере или интеллектуальном понимании;
- Он осознает глубокое единство всего сущего и свою неразрывную связь с божественным источником. Это осознание единства может выражается в развитии сострадания, любви и безусловной заботы о других существах;
- Он переживает трансформацию сознания, которая позволяет ему воспринимать реальность с новой перспективы, свободной от обычных ограничений и иллюзий. Это выражается в глубоком внутреннем мире и гармонии;
- Он осознает, что его сущность непреходяща и вечна, что позволяет ему преодолеть страх перед смертью и относиться к ней как к переходу сознания в другое состояние;
- Он посвящает свою жизнь духовному развитию и самосовершенствованию, включая созерцание, молитву, изучение священных текстов, благотворительность дел и служение другим.
- Он освобождается от множества эгоистичных желаний, страхов и привязанностей, которые порождают страдание и ограничивают духовное развитие. В результате он обретает внутреннюю свободу и гармонию.
- В некоторых случаях люди, достигшие гнозиса, могут проявлять уникальные способности или дары, такие как ясновидение, целительство, телепатия и другие «бенедиктумы» или «сиддхи». Эти способности, однако, не являются важной целью духовного развития;
- Человек, достигший гнозиса, обычно переживает вдохновение и творческую силу, что может проявляться в искусстве, литературе, музыке или других формах самовыражения. Такое творчество часто служит инструментом передачи духовного знания и опыта другим людям;
- Он испытывает преображение своей жизни, которое может включать изменение ценностей, приоритетов и образа жизни. Эти изменения могут быть направлены на поддержание духовного развития, служение другим и применение полученного знания для улучшения мира.
В целом, человек, достигший гнозиса, становится живым свидетельством возможности и способа духовного пробуждения и трансформации, служа вдохновением и поддержкой для других людей на их собственном пути к Высшему знанию.
В то же время, в отличие от многих современных учителей и «торговцев просветлением», реализованный гностик обладает:
- Глубоким смирением, он не стремится к признанию, славе или материальным благам. Он сконцентрирован на своем внутреннем развитии и благе других людей;
- Бескорыстием, он служит другим безвозмездно и не ожидает награды или признания взамен;
- Стремлением к постоянному развитию, он продолжает развиваться духовно и учиться новому на протяжении всей своей жизни;
- Высокой степенью целостности и искренности в своих взаимоотношениях с другими. Он стремится говорить правду и следовать своим убеждениям, даже если это противоречит общественным нормам или личным интересам.
- Предлагает учения, основанные на своем опыте и традициях. Хотя люди, достигшие гнозиса, могут иметь свой собственный подход к Пути, воззрениям и практике, их учения и практики обычно соответствуют историческим и культурным традициям, которым они принадлежат. Как говорят, «Традиция – это передача огня, а не служение пеплу».
Взаимодействие с человеком, достигшим гнозиса, и потому обладающим значительной баракой, обычно вызывает различные изменения в сознании обычного человека:
- Возрастание осознанности. Общение с человеком, обладающим высшим знанием, может помочь стать более осознанным в своих мыслях, чувствах и действиях, а также расширить понимание своего места в мире и связи с окружающей средой.
- Расширение сознания. Взаимодействие с человеком, достигшим гнозиса, может помочь расширить свое сознание и углубить понимание себя, мира и своей роли в нем. Это может проявиться в виде новых взглядов на жизнь, открытия новых возможностей и переосмысления старых убеждений.
- Вдохновение. Взаимодействие с таким человеком может вызвать чувство вдохновения и мотивации для развития собственной духовности, стремления к самосовершенствованию и постижению глубин собственной природы.
- Самоактуализация. Взаимодействие с человеком, достигшим гнозиса, может быть стимулом для самоактуализации – процесса осознания и развития своего потенциала и самореализации своих талантов и способностей.
- Углубление эмпатии и сострадания. Наблюдение за человеком, достигшим гнозиса, может помочь развить эмпатию и сострадание к другим, поскольку такой человек обычно проявляет эти качества в своих отношениях с окружающими.
- Осознание собственных ограничений. Встреча с человеком, достигшим гнозиса, может вызвать осознание собственных ограничений, предубеждений и привязанностей, что может стимулировать работу над собой и стремление к духовному развитию.
- Внутренняя трансформация. Взаимодействие с человеком, достигшим гнозиса, может быть катализатором глубоких внутренних изменений, осознания истинных ценностей и приоритетов в жизни.
В целом, достижение такого «Прямого ведения» — это важный инструмент освобождения, а также – гармонизации мира в целом. Гностик не только становится «совершенным» сам, он гармонизирует и «возвышает» мир вокруг себя, способствуя общей эволюции.
Источник: Блог Энмеркара
Книги Энмеркара - https://masters-heart.org/knigi-enmerkara
Подписывайтесь на наш телеграмм канал "Сердце Мастера", чтобы следить за активностью.