Как известно, капитализм существует на трех столпах. Первый - это политическая власть капитала и его носителей, осуществляющих управление в собственных интересах. Второй - это научно-техническая революция (НТР), как основа потока денег за счет постоянного повышения конкурентоспособности товаров и появления товаров с новыми свойствами. Третий – это свобода конкуренции, как механизм отбора лучшего. Развитие научно-технической революции привело к тому, что основной прибавочный продукт стал производится не в сельском хозяйстве или путем грабежа во время войн, как это было ранее, а в процессе производства товаров и услуг. НТР была процессом с положительной обратной связью, т.е. развитие НТР приводило к усилению буржуазии, а буржуазия все больше сил и средств вкладывали в НТР, что ускоряло её развитие. Вплоть до 70-х годов 20-го века НТР имела довольно высокие темпы развития, однако после этого стала замедлятся. И почему это так, довольно очевидно. Дело в том, что развитие НТР базируется на достижениях науки, в первую очередь физики. А физика начиная с конца 60-х годов фактически уперлась в потолок современных возможностей. Практически ничего нового с этих времен в физике не произошло, а стоимость новых исследований выросла в геометрической прогрессии. Это и привело к замедлению НТР, что уже давно стало общем местом всех работ, посвященных этой теме. Чтобы убедится в этом наглядно, достаточно просто сравнить два пятидесятилетних отрезка человеческой истории 1920-1970 и 1970-2020. Практически все достижения науки и техники, которыми мы пользуемся сейчас, произошли в первый период. Реактивные лайнеры, атомная промышленность, ядерное и термоядерное оружие, синтетические материалы, антибиотики, компьютеры, межпланетные перелеты, микроэлектроника, лазеры, телевидение, интернет и мобильная связь – все это достижения первого периода. Во втором периоде только развивали, дополняли, улучшали, расширяли и т.п. Более того, в конце первого периода человечество даже высадилось на Луну, а мы спустя уже более 50 лет сейчас этого не можем даже повторить, не то что превзойти. В целом ряде стран наблюдается отказ от атомной энергетики и возвращению к средневековым ветрякам, т.е. налицо техническая деградация.
Рассмотрим замедление НТР более подробно на фактическом материале. Поскольку материал получился объёмным, а значит трудным для восприятия современной молодежи, воспитанной в стиле клипового мышления, я разбил его на части.
Физика.
Весь технологический взрыв XX века базируется на достижениях физики. Все основные открытия были сделаны в первой его половине. Так, н-р, все ключевые открытия, необходимые для создания важнейшей технологии нашего времени – технологии полупроводников, были созданы в 20х – 40х годах прошлого века. Тоннельный эффект – конец 20-х. Зонная теория – 30-е годы. Роль примесей в полупроводниках – 40-е годы.
Квантовая механика - это 20-30-е годы. Атомная физика уже к концу 60-х годов XX века практически закончила свое развитие - открыты сотни адронов и лептонов, сформирована Стандартная модель строения вещества. Первая атомная бомба -1945г, первая термоядерная -1952г. Первая в мире АЭС - 1954г (Обнинск, СССР). Первый в мире гражданский атомоход появился разумеется в СССР, ледокол Ленин - 1959г. Первый военный атомоход – это, разумеется, США - 1961г. Пика атомная энергетика достигла в 1996г -17,6% от общего производства электроэнергии планеты. А затем началась деградация. В 2015г АЭС произвели только 10,7% электроэнергии, 164 реактора по миру были закрыты. В этом году в Германии, например, закрыли три последние атомные станции.
Самый мощный на сегодняшний день ускоритель в России – это протонный синхротрон на 70 ГэВ в Протвино – создан в далеком 1967 году. Крупнейший радиотелескоп в мире, РАТАН-600, как не трудно догадаться из названия диаметром 600 м, был создан в СССР в далеком 1974 году. Один из крупнейших в мире телескопов для регистрации неуловимого нейтрино создан в 1973 году.
Единственное существенное достижение нашего времени в физике – это построение Большого Адронного Коллайдера (БАК) в Церне (Швейцария), с длинной кольца, по которому происходит ускорение элементарных частиц - 26,7км. Строили его почти 10 лет, участвовали 10.000 ученых из 100 стран. Строительство обошлось в $6 млрд. Общая же сумма всех вложений составила около $15 млрд., причем в эту цену не вошло как оборудование, так и сама шахта электрон-позитронного коллайдера LEP со всей его инфраструктурой, на месте которого и с использованием оборудования которого и был построен БАК. В противном случае, при строительстве с нуля, цена возросла бы в несколько раз! И что же дало построение БАК? Гора родила мышь. Единственным значимым достижением БАК стало подтверждение существования бозона Хиггса, которое было предсказано Питером Хиггсом на основе Стандартной модели еще в 1964г. То есть ничего не открыли, а подтвердили только то, в чем и так все были уверены последние 60 лет. Более того, уже при строительстве было хорошо известно, что энергии элементарных частиц, до которых их можно разогнать в БАК, лежат в так называемой области «теоретической пустыни». Чтобы добраться до энергий, на которых может проявится новая физика (кварки), нужно поднимать энергию ускорителей на несколько порядков. Соответственно и размеры ускорителя надо делать с экватор длинной с соответствующей ценой. Аналогично дело обстоит, н-р, и с международным проектом LIGO по обнаружению гравитационных волн. Проект существует с 70-х годов и общие затраты составили около $1,1 млрд. Даже если принять на веру полученный ими в 2015г результат (а в этом есть обоснованные сомнения), то получается, что ребята потратили 30 лет и $1,1 млрд. не на открытие новой физики, а на подтверждение того, что Эйнштейн предсказал еще 100 лет назад (правда, в последствии он отказался от своего предсказания).
Единственным серьезным достижением нашего времени может стать разработка термоядерного реактора, который физики обещают вот-вот построить уже лет так 60. Причем если и когда… Когда мой отец учился в университете, им обещали, что термоядерные электростанции появятся лет так через 5. Когда я учился там же – лет через 10-15. Когда мои дети – говорили, что в скором времени, однако дату уже разумно не упоминали…
Ну, и как апофеоз – космос. Первыми космонавтами стали дворняги Дезик и Цыган еще 1951г, за 10 лет до Гагарина. Правда их полет был по баллистической траектории, без оборота вокруг Земли, т.е. такой же, как у А.Шепарда - первого так называемого американского «астронавта». Всего собак-космонавтов было около 30 (12 погибло), но первые, совершившие полный виток вокруг Земли и вернувшиеся назад живыми, были Белка и Стрелка (СССР) -1960г. Щенков от них Хрущев потом подарил Кеннеди. В качестве шпильки, разумеется. Первый аппарат (Луна 1), ставший искусственным спутником Солнца и первый аппарат (Луна 2), достигший поверхность Луны – 1959г. В том же 1959г Луна 3 впервые в мире сфотографировала скрытую от нас обратную сторону Луны. В том же, 1959 г., был создан первый функционирующий ионный двигатель (США). Первый человек в космосе - Юрий Гагарин (СССР) - 1961г, Первая женщина-космонавт, В.Терешкова (СССР) -1963г. Первый в мире полет многоместного корабля (СССР) – 1964г. Первый выход в открытое космическое пространство –А. Леонов (СССР) - 1965г. Первая в мире мягкая посадка на другую планету совершила Луна-9 (СССР) в 1966г. Были переданы первые панорамные снимки Луны. В том же - 1966г, станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. 3 апреля 1966 — станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. 1969г - высадка человека на Луну (США). Наш «любимый лунный трактор», как пел Высоцкий, «Луноход» -1970г(СССР).
И что же мы имеем в данной отрасли на сегодняшний день, спустя 50 лет? Если в 60-е и 70-е мы имели просто взрыв новых достижений в этой области, то теперь имеем скорее регресс, чем прогресс. Базы на Луне как не было, так и нет. Большой международной станции на орбите Земли с искусственной гравитацией, о которой говорили еще в 60-е, даже не предвидится. Даже повторить полет на Луну ни США, ни Россия на сегодняшний день не могут. Тех мощных двигателей, которые выводили на орбиту Сатурн-5, уже нет. Американцы сейчас летают в космос на наших РД-180 двадцатилетней давности. Причем РД-180 вдвое слабее своего предшественника РД-170, созданного еще в 1981г. «Спейс-шатл» взлетел еще 42 года тому назад, «Буран» - 35 лет назад, но на сегодняшний день ничего похожего нет ни у нас, ни у американцев. В космос мы летаем на стареньких Союзах, а разговоры о полете человека на Марс дальше шоу Маска и Голливуда не идут.
Электричество.
Есть такой анекдот. Сидят в комнате Интернет и Телеграф и спорят, кто из них внес больший вклад в развитие человечества. Тут в комнату вошла тетя Электричество, надавала всем по щам, уложила детей по кроватям и отключила рубильник.
Еще в начале XX века очень многие дома в России освещались керосиновой лампой, а улицы газовыми фонарями, несмотря на то, что лампу накаливания первым изобрел наш соотечественник А. Н. Лодыгин еще в 1873 году. Впрочем, впоследствии он продал свой патент на изобретенную им вольфрамовую нить для ламп накаливания General Electric. В 1920 году производство электроэнергии в СССР составляло 0,5 млрд. кВт*ч, что было в 4 раза меньше показателей 1913 года. В 1970 СССР производил уже в 741 млрд. кВт*ч. (470 млрд. кВт*ч в РСФСР). Налицо рост в 1480 раз, что позволило СССР уверенно занимать по этому показателю второе место в мире. (Причем надо помнить, что в войну 60 крупных электростанций были разрушены и к концу 1941 производство электроэнергии в СССР упало в два раза.) Не даром Ленин говорил, что «коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны». Именно начиная с 1920 года во все дома России стал приходить свет. «Была коптилка да свеча – теперь лампа Ильича». Именно в первые 50 лет – с 1920 по 1970 происходили разительные перемены в жизни людей.
В 2020 году Россия произвела 1063,5 млрд. кВт*ч, причем это меньше, чем 30 лет назад – спасибо Чубайсу. Сегодня Россия по производству электроэнергии опустилась со второго места в мире на четвертое.
Светодиоды. Впервые свечение полупроводникового перехода обнаружил в 1923 году гениальный (имел несколько сотен изобретений), но к сожалению, ныне забытый, советский физик Олег Лосев (умер от голода в 1942г в блокадном Ленинграде). Первые светодиоды на Западе называли "Losev Light" (свет Лосева). Сначала появился красный светодиод – 1962г, затем в начале 70-х годов появились жёлтые и зеленые светодиоды. Cиний светодиод был создан в 1971 Яковом Панчечниковым. Да, массовое использование светодиодов произошло уже в наше время, однако все необходимые для этого открытия были сделаны еще до 1970 года.
Бытовые приборы.
Электросварка была создана Н.Н.Бернардосом и Н.Г. Славяновым (Россия) в 1887г. Электрические чайники появились в конце XIX века, электроутюг – 1882г, электрический пылесос -1908 год, первая электрическая посудомоечная машина - 1929 год.
Холодильник. Собственно холодильники использовались с незапамятных времен. Так, н-р, еще во времена императора Нерона, с именем которого связывают число зверя - 666, один из его любовников стал олигархом, поставляя лед с гор в Рим в промышленных масштабах. Холодильные камеры, где холод создавался искусственно с помощью компрессора стали использовать еще в 1850г. Первые бытовые электрические холодильники появились перед первой мировой – в 1913г.
Миксер механический появился в 1870г, а электрический бытовый в 1936г.(США), Электромясорубка – 1897г, электроблендер -1922г. Первая промышленная СВЧ-печка появилась в 1947г, а бытовые стали продавать в 1952г.
Первые электропроигрыватели пластинок появились в конце 1920-х годов. Уже первые образцы по качеству звучания превосходили современные им граммофоны и патефоны за счет электронного усилителя сигнала. В СССР первый бытовой электропроигрыватель ЭППГ-1 был выпущен в 1935 году.
Принцип магнитной записи на стальную проволоку впервые разработал Оберлин Смит в 1888 году. В 1898 г датский инженер Поульсен запатентовал телеграфон – аппарат для записи голоса на стальную проволоку. В 1925 году Курт Штилле предоставил уже рабочее устройство, записывающее речь на магнитную проволоку. Аппараты его конструкции применялись вплоть до 1950 года. Первый коммерческий пленочный магнитофон стал продаваться фирмой AEG в 1935 году. Серийный выпуск магнитной ленты начала фирма BASF в 1934 году. Компакт-кассеты появились ко второй половине 60-х. Первый советский серийный магнитофон СМ-45 появился в 1942 году, серийный бытовой «Днепр» - в 1945 году, а первый серийный кассетный магнитофон «Десна» в 1969 году.
Первый фотоаппарат появился в 1826 году. Первый фотоаппарат, использующий фотопленку на гибкой целлулоидной подложке стал использоваться с 1888 года. Первые малоформатные камеры появились еще в 1914 году. Знаменитая немецкая Leica I образца 1925 года со сложенным объективом по размерам не превышала современный смартфон. Помните, эти знаменитые строки К. Симонова о военных корреспондентах:
С «лейкой» и с блокнотом
А то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы прошли…
Миниатюрные фотокамеры Minox – настоящая легенда шпионажа, стали выпускать еще в 1936 году. Помещалась в пачке сигарет. У КГБ и немецкого Штази были образцы фотоаппаратов, замаскированных под пуговицу, под коробок спичек. В 1948 немецкая компания Steineck выпустила миниатюрную фотокамеру, помещавшуюся в корпусе мужских наручных часов.
Видеомагнитофон. Первым, как это часто бывает, изобрел принцип фиксации не только звука, но и изображения на одну магнитную ленту русский изобретатель Борис Рчеулов (патент от 1924 года), но реализовать его идею ему не удалось. Первый коммерческий видеомагнитофон появился в Англии в 1952 году. В СССР первый советский видеомагнитофон, созданный для телестудий , стала модель «Кадр-1», созданная в 1960. Первым бытовым видеомагнитофоном стал «Малахит» 1967 года, а массовой стала следующая модель «ЛОМО ВК-1/2» 1970 года.
Кинокамеры. Принцип кадрирования изображения в видеосигнал придумал немецкий изобретатель Пауль Нипков. Уже в 1891 году появилась кинокамера, снимающая на 35-мм перфорированную пленку, которая перемещалась зубчатым барабаном с приводом от электродвигателя. Ручные кинокамеры в начале 20-х годов приводились в действие механически, чаще всего заведенной пружиной. Первые камеры для кинолюбителей стали продаваться в 1923 году, а первые ручные аппараты с электроприводом стали производится с 1937 года (Arriflex 35). Естественно, такие камеры могли снимать только изображение, без звука, а синхронные аппараты для одновременной записи видео и звука были громоздки и применялись только в студии. Первый видеозаписывающий аппарат с одновременной записью изображения и звука появился в 1956 году. Возможность не только снимать со звуком, но и непосредственно контролировать что снимаешь на видеомониторе появилась в конце 60-х годов.
Телевизор. К разработке самого телевидения самое активное участие приняли русские ученые, такие как Константин Перовский (ему принадлежит сам термин «телевидение»), Борис Розин, его ученик Владимир Зворыкин, который на Западе считается отцом телевидения. Первую передачу движущегося изображения при помощи электронно-лучевой трубки осуществили Грабовский и Белянский еще в 1928 году. А вот первые серийные телевизоры «Вижнет» с механической развёрткой стали выпускать в США в 1929 году. Первые телевизоры с электронной разверткой стали производится в Германии в 1934 году. Серийный выпуск электронных телевизоров в СССР начался в 1940 году, однако помешала война. В США, в отличии от разоренной войной Европы, к 1962 году 90% домохозяйств обзавелось черно-белыми телевизорами. Первые прототипы цветных телевизоров появились еще в начале 40-х годов. Для них была создана специальная система цветного вещания «Тринископ». По-настоящему массовая модель цветного телевизора СТ-100 вышла в 1954 году и стала легендой среди американцев. Первый цветной советский телевизор, «Рубин-401», вышел в 1968 году. В 1956 году появился первый серийный пульт беспроводного управления. Современный инфракрасный пульт, как и телетекст, появился в 1974 году.
Когда я был подростком, то телевизор видел только в гостях у некоторых моих друзей, и он всегда был предметом зависти. Мои родители всегда жили очень скромно, поэтому в нашей семье телевизор, черно-белый естественно, появился только в 1970 году. За последние 50 лет в данной области произошло только то, что телевизоры стали больше и они стали плоскими. Увы, но в эмоциональном плане изменение формы телевизора не идет ни в какое сравнение с самим фактом появления телевизора. Тогда для меня это казалось чудом.
Кстати, увы, но и в случае с плоским дисплеем я вынужден разочаровать молодежь. Это изобретение вовсе не нового времени. Первая плазменная панель была изобретена в Иллинойском университете в 1964 году. А первый в мире адресный дисплей на активной матрице был разработан в 1968 году. Так что и в этом случае все основные технологии были разработаны до 1970 года. Последующие 50 лет в смысле появления новых принципов изображения не дали ничего.
В конце жизни «отец телевидения» Зворыкин разочаровался в своем детище: “Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают… Хотя, конечно, есть в нем детали, которые удались мне особенно хорошо. Лучшая из них – это выключатель.»
Транспорт.
Трамвай появился в 1881г. Троллейбус – в 1882г. Автобус – 1886г. Электровозы – в Германии в 1879г. К 1900г электрические локомотивы появились во многих странах. В 1903г электровоз компании Симонс развил скорость 210км/ч. В России в начале 20 века также предпринимались усилия по внедрению электровозов, однако главным препятствием была извечная российская нищета. Электрификация железных дорог требовала больших начальных вложений капитала, да и сам электровоз обходился в 2-3 раза дороже паровоза. Первая мировая и последующая за ней революция и гражданская война привели к тому, первые электровозы в СССР появились только в 1932 году.
Метро. Первое метро появилось в Лондоне в 1863 году, первоначально на паровой тяге. Оно же стало первым электрифицированным еще в 1900 году. В 1868 открылось метро в Нью-Йорке, в 1896 – в Будапеште, 1896 – Глазго, 1900 – Париж, 1902 –Берлин, 1912 – Гамбург. В СССР первая линия была торжественно открыта в 1935 году в Москве, 1955 – Ленинград, Киев -1960, Тбилиси – 1966, Баку -1967, Харьков -1975 и т.д. На сегодня Москва занимает 6 место в мире как по числу станций метро (345), так и по пассажиропотоку, причем на первых местах главным образом Китай. В целом можно сказать, что современная технология строительства метро родом из первой половины 20-го века. На сегодня бурное строительство метро происходит главным образом в Азии, что обусловлено, во-первых, тем что у них появились деньги, а во-вторых тем, что там очень быстро растут города. Основная технология, необходимая для постройки метро – это проходческий щит – подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки. Может иметь диаметр до 17,6 метра. Большинство всех метро мира построены с их помощью. Впервые использовался в Англии при сооружении тоннеля под Темзой еще в 1825 году. Механизированный щит, в котором практически исключен ручной труд, начал впервые применятся в СССР еще в 1949 году. К 1970 году технология фактически доведена до совершенства, и если там и применяется что-то новое, так это только электроника.
Автомобили. В автомобилях большая часть всего, что мы используем сегодня, было изобретено еще на заре XX века. Первый ДВС на жидком топливе изобрел О.С.Костович (Россия) еще в 1880г. Через 5 лет инженеры Г. Даймлер и В.Майбах создали свои первые ДВС. (И кстати, так во многом. Часто первыми изобретают что-то русские, т.к. для этого много денег не нужно, но нужно нестандартное мышление, а вот доводят до коммерческого применения на Западе, т.к. для этого нужна массовая техническая школа и совсем другие деньги, которых у вечно нищих русских никогда нет.) Знаменитая «жестянка Лизи» - Форд Т, вышла в 1908г и выпускалась миллионными тиражами. Именно благодаря ей вся Америка пересела на авто. Стартер был создан в 1885г, дисковые тормоза -1895г, усилитель руля – 1897 год, система зажигания и стеклоочистители – 1903г. Многоклапанные двигатели, верхние распредвалы, привод на все колеса, карданный вал и т.п. – все это начало прошлого века. Автоматическая коробка передач появилась еще в 1928г. Механические стеклоподъёмники - 1928г, а автоматические (сначала гидравлические, потом электрические) появились еще в начале 30-х годов. Причем одни из первых - в СССР, на машинах членов политбюро. Подушки безопасности - в 1953г. Первый патент на ремень безопасности был выдан еще в 1885 году, а реально пользоваться начали автогонщики в начале 20-х. Первый мотор с системой впрыска был изготовлен в России в 1916 году Микулиным и Стечкиным. Серийно систему впрыска стали ставить на V-образный 12-цилиндровый двигатель Daimler-Benz DB 601 еще в 1936г. Именно этими моторами объёмом 33,9 л оснащались, в частности, основные истребители Люфтваффе Messerschmitt Bf 109. На автомобилях массово впрыск стали применять в 1951г в Германии, фирма Bosch. Система ABS также пришла в автомобилестроение из военной авиации, где она начала применятся еще с 1928г. А на автомобили ABS серийно стали ставить Ford в 1969г.
Технология ДВС давно уже доведена до совершенства. Начиная с 1973 года все направление прогресса свелось к уменьшению расхода топлива за счет снижения надежности двигателя. Ничего принципиально нового не появилось. Только новый дизайн, электронные примочки, да совершенно безумное стремление удешевить процесс производства там, где можно и нельзя, типа алюминиевых двигателей и силуминовой защиты картера на некоторых автомобилях. Даже на жигулях как-то догадались ставить стальную защиту… Машины 80-90х годов с моторами «миллионниками» остались только в легендах. Я бы сказал, что в данной области наблюдается не только фактическая остановка прогресса, а наоборот – регресс. Машина все больше превращается в яркую красивую и дорогую обертку, в которую завернуто г… Причем, что интересно, темпы автомобилизации тоже стали замедляться. Так, например, если с 1961 по 1971 число автомобилей в мире удвоилось, то для следующего удвоения потребовалось уже 35 лет.
Электромобили - появились значительно раньше автомобилей с ДВС – еще в 1828г. Первый реальный электродвигатель был создан в 1834 Борисом Семеновичем Якоби. (Он же открыл гальванопластику, проложил первый в России телеграф в 1841, создал первый в мире буквопечатающий телеграф в 1850 году.) В 1838 году Якоби испытал первую в мире шлюпку на электрическом ходу, идущую с 14 пассажирами на борту против течения Невы. В 1859 году французский физик Гастон Планте изобрел свинцово-кислотную батарею, сделавшую возможным практическое создание электромобиля. 1884 год – английский изобретатель Томас Паркер построил первый практически производившийся автомобиль. Первые такси появились в Лондоне в 1897 году, а в Нью-Йорке в 1899г, причем они были именно электромобилями. Около половины продаж знаменитого автомобильного концерна Дженерал Моторс тогда составляли электромобили.
В 1898 году доктор Фердинанд Порше построил первый в мире автомобиль с передним приводом, причем передние колеса представляли собой электромотор-колесо. В 1899 году Камиль Женатци поставил на своем электромобиле рекорд скорости в 106 км, впервые преодолев рубеж 100 км/ч. В 1902 году Уолтер Бейкер на своем электромобиле установил новый мировой рекорд скорости в 167 км/час. Его рекорд для электромобилей продержался 64 года! В 1900 году 38% всех автомобилей в США были электрическими, еще 40% -паровыми, и только 22% бензиновыми. До второй мировой войны электромобили в Англии составляли более половины всего парка самодвижущихся машин. Первый гибридный, бензиново-электрический автомобиль начал массово выпускаться в 1911 году. Однако далее автомобилизация происходила главным образом за счет машин с двигателем внутреннего сгорания. Главные причины две: дешевизна бензина и невозможность сохранить большое количество энергии в аккумуляторах. Рубеж скорости 500км/ч преодолел уже бензиновый «Роллс-Ройс-Айстон» еще в 1937г! Да, автомобиль «Синее Пламя» в 1970г преодолел рубеж 1000км/ч на соленом озере, но это уже скорее ракета на колесах (реактивный двигатель), чем автомобиль.
Самолеты. Первый самолет – братья Райт, 1903г. Первый пассажирский самолет – «Илья Муромец», положивший начало многомоторной авиации, с 16-ю пассажирами и собакой взлетел в Петербурге в 1914г. За штурвалом сидел сам великий конструктор – И.И.Сикорский. Первый реактивный самолет, He 176 (Германия), поднялся в небо в 1939г. Первый турбореактивный пассажирский авиалайнер – 1949г. Первый сверхзвуковой самолет - 1947г. Первый в мире сверхзвуковой коммерческий авиалайнер Ту-144 (СССР) превысил скорость звука вдвое в 1969г.
Самый быстрый (до сих пор!) самолет в мире – SR71 «Черный дрозд» (1964г, США) развивал скорость 3530 км/ч. Самый большой гидросамолет за всю историю - это восьми моторный Хьюз H-4 Геркулес , 136 тонн, размах крыльев 98 м, количество пассажиров 700. Был построен в далеком 1947г в США. Самый большой турбовинтовой самолет в мире Ан-22 взлетел в 1965 году. Самый большой до сего дня военный самолет в мире Ан-124 появился в 1982. Самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла Ту-160 («Белый лебедь») разрабатывался в 70-х годах прошлого века. Первый полет в 1981 году. До сих пор в строю.
К сожалению, в наше время в авиастроении действует эмпирическое правило: время разработки каждого следующего самолета примерно в два раза больше предыдущего, а его стоимость возрастает в 10 раз. Направление, в котором развивается авиация, такое же, как у автомобильного транспорта - снижение потребления топлива. В связи с этим все больше применяют композитные материалы, в частности углепластики. Однако и здесь не стоит забывать, что сама технология создания углепластиков была отработана уже к 1970 году в СССР, Японии и США.
Водный транспорт. Танкеры начали строиться уже во второй половине XIX века. Например, еще в 1907г в России был построен речной танкер «Марфа Посадница» длинной 172м и шириной 24м с грузоподъемностью 10.000 тонн нефти. Рекорды по вместимости на сегодня принадлежит танкерам Batillus (Франция) 663 тыс.тонн и длинной 414м ,построенному в 1976г, и танкеру Knock Nevis, вместимостью 657 тыс. тонн и длинной 458,5м, построенный в далеком 1974 году.
Знаменитый "Титаник" уже в 1912 году имел длину 269 м, водоизмещение 52310 т, мог вместить 2439 пассажира плюс 899 человек команды. Самым большим лайнером XX века стал Queen Elizabet водоизмещением 83 673т., спущенный на воду в 1940 году. Имел в длину 314 метров, вмещал 2283 пассажира плюс 1000 человек команды.
Первый в мире ледокол был построен еще в 1864 году в России, купцом и промышленником Михаилом Омиповичем Бритневым. Первый в мире атомный ледокол, «Ленин», построен еще в 1959г. Первый военный атомоход – это, разумеется, США (1961г).
Первые в мире опытные суда на воздушной подушке были построены еще в 1934—1939 годах советским конструктором Владимиром Левковым. Все они были уничтожены во время войны.
Из 11 ныне действующих авианосцев США 10 принадлежат к классу "Нимиц". Авианосец "Нимиц" был заложен в 1968 году. Причем, что характерно, службу в основном несут старички, а вот самый новый Джеральд Форд (2017) не вылезает из ремонтов.
Первое судно на водных крыльях появилось еще в 1897г. Уже в 1919г был достигнут рекорд скорости 114 км/ч. Абсолютный рекорд скорости был поставлен Кеном Уорби на реактивной лодке "Дух Австралии" в 1978 году - 555 км/ч. Рекорд не побит до сих пор.
Подводные лодки. Первый действующий образец подводной лодки восходит еще к 1620 году. В России попытки создать подводную лодку предпринимались еще при Петре1. Первое боевое применение подводной лодки восходит к войне за независимость США -1775г. Лодки с электрической силовой установки появились в конце XIX века. Первая в мире дизель-электрическая подводная лодка вошла в строй в 1908 году. Уже в первой мировой участвовало 600 подводных лодок. К началу ВОВ СССР лидировал в мире по числу подводных лодок (211 против 57 у Германии). Первая атомная подводная лодка была построена в США в 1954 году. В СССР - 1958 году. Подводная лодка К-27 с атомным реактором с жидкометаллическим охлаждением была спущена на воду в 1962 году. В 1965 году К-27 поставил рекорд по времени пребывания под водой без всплытия – 60 суток. Не побит до сих пор! Рекорд по глубине погружения среди подводных лодок – 1027м, принадлежит п/л «Комсомолец», разрабатывать которую начали еще 1966 году, а спустили на воду в 1983. Рекордная глубина погружения принадлежит естественно батискафам. Впервые самая глубокая точка на планете, дно Марианской впадины на глубине почти 11 км, была достигнута батискафом «Триест» еще в 1960 году. Подводная лодка «Акула» (СССР), самая большая в мире – длинна 172 метра, и самая тихая в своем классе, начала разрабатываться еще в конце 60-х, а спущена на воду в 1980 году. За то, что была снабжена сауной и бассейном для экипажа, получила прозвище «Плавучий Хилтон». Самая быстрая подводная лодка К-162 проекта «Анчар. Начало разработки -1959 год. В 1971 году показала скорость 44,7 узла (82,8км/ч), что и по сей день является абсолютным рекордом скорости под водой.
Как мы видим в области транспорта все, что мы используем сегодня, создано в конце XIX-го первой половине XX-го века. Мы доводим, оптимизируем, улучшаем то, что было создано и придумано до нас.