Найти тему

Когнитивные искажения: иллюзия частотности

Как часто вы замечали, что информация, узнанная пару дней назад, воспринимается как звучащая из каждого утюга? Это явление зовется феноменом Баадера-Майнхоф. И нет, люди, именем которых назван феномен, совсем не имеют отношения к науке.

В 1994 году одна миннесотская газета опубликовала письмо читателя. В письме было написано, что знакомый отправителя в течение суток дважды услышал о ранее неизвестной ему банде Баадера — Майнхоф — немецкой леворадикальной террористической организации, одними из лидеров которой были, собственно, Баадер и Майнхоф. А затем в редакцию газеты приходили другие письма от читателей с похожим содержанием. Термин «иллюзия частотности» предложил профессор Стэнфорда Цвики десять лет спустя. Он же попытался объяснить явление.

Согласно этой гипотезе, иллюзия частотности исходит из других когнитивных искажений – селективного внимания (сознание отбирает наиболее важную и релевантную информацию, а остальное не сохраняет) и склонности к подтверждению своей правоты (предпочтение отдается информации, которая соответствует личному мнению, при этом, истинность не имеет большого значения).

Одна из особенностей иллюзии частотности кроется в том, что возросшее количество упоминаний определенной информации является….иллюзией. Так думает только человек, находящийся под воздействием феномена.

Иллюзией частотности пользуются в разных сферах. В маркетинге с ее помощью привлекают внимание клиента к товару. Настойчивое продвижение бренда – яркие лого, вирусные рекламы, заедающий аудиоконтент помогают наставить потенциального покупателя на путь к покупке, причем думать о ней он будет где-то на уровне подсознания.

В психологии иллюзия частотности может использоваться для формирования осознанного мышления. Осведомленность о том, что сознание часто выделяет и подтверждает важную и релевантную информацию открывает возможность создавать и сохранять паттерны позитивного влияния мышления. Это происходит благодаря отделению соответствующих элементов из окружающей реальности.