Найти в Дзене
Вход в будущее

О русском возрождении и православном фундаментализме

В последнее время мы наблюдаем, как в патриотическом сообществе зреет недовольство медленными темпами СВО на Украине. Мотивы понятны, мы все ожидали, что все пойдет «быстро». И не только на фронте, но и в тылу (ликвидация пятой колонны, и пр.). Однако быстро не получилось. Операция «затормозилась» и перешла в стадию «странной войны», а пятая колонна никуда не делась. Воодушевление первых дней сменилось недоумением: что происходит? Почему не делается то-то и то-то, что должно делаться в данной ситуации?..

На первый взгляд ситуация не очень приятная, однако с точки зрения стратегической суть дела от этого не поменялась. Главное, что с февраля 2022 года мы вступили в новый период истории – период переустройства всего мирового порядка и восстановления исторической России. И «дать заднюю» уже не получиться. Даже если кому-то сильно захочется. Почему? Потому, что у наших противников-глобалистов просто нет другого выхода, кроме Большой войны. Поэтому они и начали ее первыми. (И очень хорошо, что начали, иначе бы мы так и болтались… между струйками.)

  • Дело в том, что Украина – это лишь первый этап в Большой войне с глобальными элитами и объединенным Западом (именно в такой последовательности!). За этим этапом, или уже по ходу, последует война с Европой и США. И на этой большой войне, или череде войн, еще много чего будет – и на западе, и на юге, и на востоке – от Баренцева моря до Черного, и от Чукотки до Владивостока.

Продлится это не один год, и не два, а гораздо больше. И будет еще хуже и труднее! Как это уже бывало в русской истории. Если кто-то забыл, то последний раз – в 1941-45 гг. Не исключено, что Петербург и Москва опять станут прифронтовыми городами, и про нынешний столичный гламур после первых бомбардировок придется надолго забыть. И еще. Нам всем сильно повезет, если дело не дойдет до ядерных ударов. Будем надеяться, тактических ядерных ударов.

  • Что касается опасений, что затянувшаяся война вызовет в России «протесты населения», вызванные снижением уровня жизни и прочими трудностями, то это ерунда. С нашим народом (не «населением», а народом!), наоборот, все нормально. Впервые за многие десятилетия, он, наконец, воспрял духом и консолидировался! Почему? Да потому, что вся накопленная за 30 лет энергия гнева, нашла, наконец, выход в этой начавшейся национально-освободительной войне! Да-да, именно – национально-освободительной войне, поскольку помимо ликвидации внешних угроз, нам еще предстоит борьба с врагом внутренним.

Поэтому адекватные патриоты давно поняли, что не «революция снизу», а именно Большая война с Западом спасет Россию. Во время этой войны, как это ни парадоксально, и будет происходить очищение и возрождение страны! Как хорошо сказал Иван Охлобыстин: «Народ хочет жить по законам военного времени, потому что законы «мирного» его уничтожат окончательно». И по мере этого возрождения будет формироваться та новая русская идеология, о которой сегодня так много говорят.

Что же касается роли правящих элит в историческом процессе, то это только кажется, что историей управляют «элиты». В конечном счете, историю делает народ. При условии, что он не потерял своей пассионарности и идентичности, – а не как на Украине, где многие потеряли и то, и другое. Происходит это «делание» не часто, но по накоплению, в переломные моменты истории. (Именно в такой «момент» мы сегодня и входим!) И вот здесь представители власти встают перед выбором – или идти за своим народом, или отправляться на историческую свалку. Мы это уже проходили.

За последние сто пятьдесят лет Россия прошла через тяжелейшие испытания: она переболела либералами и нигилистами конца XIX - начала XX вв., затем перемолола «мировых революционеров» в 1920-30-х гг, потом отбила атаку «демократов» в 1990-х гг, а сегодня схватилась с «либерал-глобалистами». Пора, наконец, приходить в себя.

  • Что нам следует сделать по возвращению в свой русский дом? Очевидно, что первым делом надо будет взять в руки большой веник и вымести всю чужеземную идеологическую заразу, которая накопилась у нас за 300 лет. От «просветительства» XVIII в. до современного глобализма. Иначе никакого самостоятельного развития у нас не будет.

Какими будут контуры новой идеологии? Не вдаваясь в подробности, выделим главное: будущая национальная идеология должна впитать в себя все то, что было выработано русской культурой за тысячу лет. В ней уже не должно быть места для импортных «измов». Новая государственная идеология должна базироваться на своем собственном, национальном фундаменте. И в первую очередь – на русской коллективисткой традиции, идее Справедливости и Православии. А также на многовековой традиции сильной, имперской власти. Знаменитая триада «За Веру, Царя и Отечество!» по сути своей не устарела. Нравится кому-то или не нравится, но тысячу лет Православия и пятьсот лет самодержавия выкинуть из истории России невозможно.

  • Разумеется, все эти основополагающие вещи должны соответствовать, во-первых, современной эпохе, во-вторых – будущему глобализма. Сегодня уже очевидно, что по мере продвижения глобализации (за ее нынешним «банковским» этапом последуют другие, более коварные и изощренные проекты) на первое место будут выходить чисто религиозные идеологии. Почему? Потому, что религиозному сатанизму глобалистов может противостоять только религия! Никакая светская идеология с этой чумой не справится. Это не значит, что традиционная (практическая) идеология не нужна, это значит, что главная борьба будет происходить на высшем уровне – духовном.

Или возьмем имперскую идею. Что такое русский имперский человек? Это человек, который всю Большую Россию – от Бреста и Киева до Владивостока – ощущает своей землей. И не просто ощущает, но готов за нее биться! Здесь надо подчеркнуть, что патриотизм, в глубинной своей основе, – есть врожденное качество. Он проистекает из обостренного чувства своей земли и передается на генном уровне, от предков, которые веками жили на этих пространствах.

  • Это чувство присуще не только великороссам, но и всем народам составляющим Русский мир – и белорусам, и ныне оболваненным малороссам, и коренным народам России, прожившим с русскими с XVI – XVII веков. У Льва Гумилёва это называется суперэтнической общностью, с одной исторической судьбой. Именно в этом наша сила!

Проблема же наших главных противников – «либералов» в том, что у них, вообще, никакого «чувства земли» нет. Они – безрелигиозные и безнациональные отщепенцы – инопланетяне с какой-то очень злой планеты. Им везде плохо, где бы они не жили.

  • Враги России очень хорошо изучили русскую историю, и знают все наши сильные и слабые стороны. Поэтому Бжезинский еще в 1993 г. прямо сказал, что после крушения коммунизма в России главную опасность для Запада будет представлять «русский национализм, соединенный с православным фундаментализмом». Больше у русских ничего не осталось. Все правильно. Не осталось.

Об имперском национализме мы уже говорили (см. ст. «О национализме и интернационализме»). Но что же такое «православный фундаментализм»? Термин, конечно, не самый удачный, однако если посмотреть на перемены, которые произошли у нас после 1991 г. с точки зрения религиозной, то те тысячи храмов, которые были восстановлены из руин и отстроены заново всего лишь за двадцать лет – это «фундаментализм». И миллионы русских людей, пришедших приложится к привезенным Афонским Святыням – это «фундаментализм». И сегодняшние гонения на Украинскую церковь – это реакция именно на «православный фундаментализм»!

Но главный смысл духовного возрождения России заключается даже не в этом, а в том, что глубинным, метафизическим стержнем православного сознания русского народа – ослабленного, но духовно живого – по-прежнему является мессианская идея «Москва – Третий Рим»! И здесь надо подчеркнуть – «мессианская».

Это значит, что «судьба русского народа – есть продолжение Священной истории от Сотворения мира». Это значит, что после священной истории Ветхого Завета, Нового Завета, Первого Рима, и Второго Рима-Константинополя – России «было даровано свыше стать хранилищем истинной веры вплоть до Второго пришествия Христа и Страшного суда». Потому, что Четвертому Риму «не быти».

На молебне у стен Киево-Печерской Лавры
На молебне у стен Киево-Печерской Лавры

Отсюда следует, что русский народ является не только наследником своей собственной тысячелетней истории, он является духовным наследником всей Священной истории. И в этом смысле – он богоизбранный народ. Не возвышающийся над другими народами, но несущий тяжкий крест. Русский народ с XVI века является Удерживающим мир от падения в царство антихриста. До сих пор! Несмотря на искушение материализмом XIXвека, отпадение от церкви в советский период, и бесовский соблазн «обществом потребления» в послесоветское время... И именно за это свое спасительное удерживание русский народ так ненавидим теми силами, которые антихристу уже поклонились…

  • Третий Рим сегодня – это последний бастион на пути сил зла к мировому господству. В духовном смысле Россия является главной преградой для врагов человечества; куда более серьезной, чем пассионарные и многолюдные цивилизации Азии и Латинской Америки. Ибо главный фронт – духовный!

С русским человеком, который все это понимает, и который чувствует такую ответственность перед Богом и перед миром – ничего нельзя сделать! Его невозможно ни купить, ни запугать! Такой православный фундаменталист непобедим.

  • Кто-то скажет: ну, когда все это было! С тех пор как старец Филофей пророчествовал о Третьем Риме, прошло 500 лет! Да и людей таких уже не осталось, сами же говорите, что пассионарность не та.

Ответим: да, не та. Потери большие. Но люди остались. Их меньше чем было, но они остались. Именно они и составляют ядро глубинного народа. Наша пассионарность сегодня – средняя. Этого хватит на несколько столетий. И Третий Рим устоит.

Помните у Достоевского в «Бесах»: «…больной исцелится и «сядет у ног Иисусовых»… и будут все глядеть с изумлением».

С точки зрения науки, главный двигатель истории – пассионарность. С точки зрения духовной – воля Божья. А Бог на нашей стороне. Об этом хорошо сказал православный публицист Александр Нотин: «Начиная с февраля 2022 г. Господь взял на Себя ручное управление судьбами Третьего Рима…». Чего нам после этого волноваться?
А что касается «медленных темпов» СВО, ну, значит, время «быстрых» еще не пришло. Все только начинается.

Евгений Евтушенко, историк. Красноярск 2023 г.