- Как вы попали на анимационную студию «Союзмультфильм»?
- В 2020 году факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» совместно со студией «Союзмультфильм» проводил фестиваль анимации и геймдизайна «Магика». Я тогда был одним из организаторов фестиваля, работал звукорежиссером и техником. После знакомства и общения с экспертами студии получил предложение попробовать свои силы в качестве композитора. Моим тестовым заданием было написать электронную музыку для мультфильма «Ну погоди! Каникулы», в которой были бы отсылки на композиции советского мультсериала. Это задание я провалил, соответственно, на работу меня не приняли, но мои контакты остались. И через какое-то время я получил тестовое задание уже по звукорежиссуре.
- В чем заключалось ваше тестовое задание? Какие знания и навыки здесь пригодились? Какими бывают тестовые задания в этой сфере?
- Тестовое задание, конечно, напрямую зависит от направления работы и вакансии. В моём случае задача заключалась в том, чтобы совместить реплики, записанные актерами, с визуальным рядом.
Если говорить о тестовых заданиях для звукорежиссеров в других компаниях, то здесь очень широкий спектр. Например, в Яндексе есть вакансия «Аудирование для звукового помощника». Даже если основная работа не связана со звукорежиссурой, всё равно будут необходимы базовые знания и компетенции, например, где-то нужно почистить аудиодорожку, чтобы разобрать речь. Последние полгода уровень сложности не увеличивается, возможно, я достиг такого уровня, на котором могу комфортно и эффективно работать.
- С чего начиналась ваша работа, как быстро стала нарастать сложность задач?
- Сначала, первые две-три серии, я работал только с озвучиванием реплик персонажей. Я получал от режиссёра аниматик, на котором были изображены герои, и подбирал из коллекции звуков базовые реплики персонажа. Сейчас моя работа заключается в озвучивании всей серии: подбор реплик, добавление шума окружающего мира, подбор музыки, монтаж, итоговый мастеринг. Это не только творческая работа, в этом много технических моментов.
- Столкнулись ли вы как молодой специалист с какими-то сложностями? Насколько конкурента эта среда: с чем чаще приходилось сталкиваться - с прессингом конкурентов, начальства - или с поддержкой и готовностью делиться знаниями?
- Когда я только пришёл в студию, у меня не было ментора, человека у которого я могу узнать какие-то технические особенности, которые зависят от специфики контента. Например, показатели громкости могут быть максимальные и интегральные - постоянные. Часто задача заключается в том, чтобы понять, какие нужно настраивать. И сколько этот вопрос ни изучай в теории, всё зависит от того, куда уйдёт дальнейший материал. Поэтому я поначалу делал наугад, а потом отдел технического контроля меня поправлял.
Что касается конкуренции, в моем случае её как таковой не было. Потому что есть несколько звукорежиссеров, между которыми распределены серии, и каждый занимается своим делом, даже не пересекаясь друг с другом.
Но в целом в индустрии конкуренция растет. Всё больше появляется подробных инструкций, курсов, тематических каналов, по которым могут обучаться желающие.
- Какие навыки, которые вы используете сегодня, получены во время учебы на факультете? На что стоит обращать особо пристальное внимание студентам, которые осваивают вашу профессию сегодня?
- В процессе обучения много полезных знаний я подчеркнул на предмете «Основы звукорежиссуры» у преподавателя Алексея Ширяева. Я понял базовые принципы и логику работы с инструментами, их последовательность. До обучения я мог поставить фильтры рандомно и удивлялся, почему у меня пережат звук. Сейчас я тоже могу так сделать, но это будет намеренно в качестве приема.
Очень полезен был предмет по анимации, благодаря которому я могу представить, каким будет мультфильм до работы аниматоров, что помогает в моей работе.
- Какие навыки, которые необходимы в работе, вам пришлось осваивать уже во время профессиональной деятельности? Что оказалось самым сложным? Как вы решали эту задачу?
- У меня были пробелы в знаниях, которые пришлось восполнять уже в момент работы. Я, по большей мере, самоучка: не учился на специальности звукорежиссуры и не заканчивал консерваторию. Поэтому иногда приходилось обращаться к товарищам, чтобы уточнить нюансы, связанные с технической стороной, без разглашения сути проекта, конечно.
Также мне пришлось переучиваться работать с лимитами громкости. Несколько лет назад в музыкальной индустрии все стремились делать максимально громкий и ровный звук на всей звуковой дорожке. В мультфильмах звук не постоянно одного уровня громкости. Там могут быть моменты тишины, или может говорить только один персонаж, пришлось осваивать эту специфику.
Я понял, что мою работу сложно подогнать под шаблон, четкие нормативы. Например, писк волка, улетающего с кадра, может быть абсолютно разной громкости, и только я несу ответственность за то, как это сделать, чтобы добиться необходимого художественного эффекта. Бывает, решения, которые я нахожу, отличаются от исходного замысла режиссёра, поэтому мы согласовываем проект в несколько этапов.
- Какие стратегии профессионального развития существуют у специалиста в вашей сфере?
- Момент получения диплома не обязательно рассматривать как начальную точку освоения профессии. Никто не запрещает начать работать, экспериментировать во время учебы, это более рациональный путь. Есть анимационные студии, кино, теле- и радиовещание, работа на собственных студиях звукозаписи. Рынок достаточно разнообразный, всегда можно найти направление, которое тебе интересно.