Найти тему

«Рынок достаточно разнообразный, всегда можно найти направление, которое тебе интересно», - выпускник ДГТУ о работе звукорежиссёром на кинос

Выпускник факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ Александр Пономарёв вошёл в команду студии «Союзмультфильм» и в качестве звукорежиссёра работает над озвучиванием мультсериала «Ну погоди! Каникулы». По словам Александра, в работе над мультфильмом для эффективной реализации художественного замысла важно научиться подбирать инструменты, исходя из стилистических особенностей анимационного продукта. Решение этой задачи упростится, если начать практическое освоение профессии уже во время учебы.

- Как вы попали на анимационную студию «Союзмультфильм»?

- В 2020 году факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» совместно со студией «Союзмультфильм» проводил фестиваль анимации и геймдизайна «Магика». Я тогда был одним из организаторов фестиваля, работал звукорежиссером и техником. После знакомства и общения с экспертами студии получил предложение попробовать свои силы в качестве композитора. Моим тестовым заданием было написать электронную музыку для мультфильма «Ну погоди! Каникулы», в которой были бы отсылки на композиции советского мультсериала. Это задание я провалил, соответственно, на работу меня не приняли, но мои контакты остались. И через какое-то время я получил тестовое задание уже по звукорежиссуре.

- В чем заключалось ваше тестовое задание? Какие знания и навыки здесь пригодились? Какими бывают тестовые задания в этой сфере?

- Тестовое задание, конечно, напрямую зависит от направления работы и вакансии. В моём случае задача заключалась в том, чтобы совместить реплики, записанные актерами, с визуальным рядом.

Если говорить о тестовых заданиях для звукорежиссеров в других компаниях, то здесь очень широкий спектр. Например, в Яндексе есть вакансия «Аудирование для звукового помощника». Даже если основная работа не связана со звукорежиссурой, всё равно будут необходимы базовые знания и компетенции, например, где-то нужно почистить аудиодорожку, чтобы разобрать речь. Последние полгода уровень сложности не увеличивается, возможно, я достиг такого уровня, на котором могу комфортно и эффективно работать.

- С чего начиналась ваша работа, как быстро стала нарастать сложность задач?

- Сначала, первые две-три серии, я работал только с озвучиванием реплик персонажей. Я получал от режиссёра аниматик, на котором были изображены герои, и подбирал из коллекции звуков базовые реплики персонажа. Сейчас моя работа заключается в озвучивании всей серии: подбор реплик, добавление шума окружающего мира, подбор музыки, монтаж, итоговый мастеринг. Это не только творческая работа, в этом много технических моментов.

- Столкнулись ли вы как молодой специалист с какими-то сложностями? Насколько конкурента эта среда: с чем чаще приходилось сталкиваться - с прессингом конкурентов, начальства - или с поддержкой и готовностью делиться знаниями?

- Когда я только пришёл в студию, у меня не было ментора, человека у которого я могу узнать какие-то технические особенности, которые зависят от специфики контента. Например, показатели громкости могут быть максимальные и интегральные - постоянные. Часто задача заключается в том, чтобы понять, какие нужно настраивать. И сколько этот вопрос ни изучай в теории, всё зависит от того, куда уйдёт дальнейший материал. Поэтому я поначалу делал наугад, а потом отдел технического контроля меня поправлял.

Что касается конкуренции, в моем случае её как таковой не было. Потому что есть несколько звукорежиссеров, между которыми распределены серии, и каждый занимается своим делом, даже не пересекаясь друг с другом.

Но в целом в индустрии конкуренция растет. Всё больше появляется подробных инструкций, курсов, тематических каналов, по которым могут обучаться желающие.

- Какие навыки, которые вы используете сегодня, получены во время учебы на факультете? На что стоит обращать особо пристальное внимание студентам, которые осваивают вашу профессию сегодня?

- В процессе обучения много полезных знаний я подчеркнул на предмете «Основы звукорежиссуры» у преподавателя Алексея Ширяева. Я понял базовые принципы и логику работы с инструментами, их последовательность. До обучения я мог поставить фильтры рандомно и удивлялся, почему у меня пережат звук. Сейчас я тоже могу так сделать, но это будет намеренно в качестве приема.

Очень полезен был предмет по анимации, благодаря которому я могу представить, каким будет мультфильм до работы аниматоров, что помогает в моей работе.

- Какие навыки, которые необходимы в работе, вам пришлось осваивать уже во время профессиональной деятельности? Что оказалось самым сложным? Как вы решали эту задачу?

- У меня были пробелы в знаниях, которые пришлось восполнять уже в момент работы. Я, по большей мере, самоучка: не учился на специальности звукорежиссуры и не заканчивал консерваторию. Поэтому иногда приходилось обращаться к товарищам, чтобы уточнить нюансы, связанные с технической стороной, без разглашения сути проекта, конечно.

Также мне пришлось переучиваться работать с лимитами громкости. Несколько лет назад в музыкальной индустрии все стремились делать максимально громкий и ровный звук на всей звуковой дорожке. В мультфильмах звук не постоянно одного уровня громкости. Там могут быть моменты тишины, или может говорить только один персонаж, пришлось осваивать эту специфику.

Я понял, что мою работу сложно подогнать под шаблон, четкие нормативы. Например, писк волка, улетающего с кадра, может быть абсолютно разной громкости, и только я несу ответственность за то, как это сделать, чтобы добиться необходимого художественного эффекта. Бывает, решения, которые я нахожу, отличаются от исходного замысла режиссёра, поэтому мы согласовываем проект в несколько этапов.

- Какие стратегии профессионального развития существуют у специалиста в вашей сфере?

- Момент получения диплома не обязательно рассматривать как начальную точку освоения профессии. Никто не запрещает начать работать, экспериментировать во время учебы, это более рациональный путь. Есть анимационные студии, кино, теле- и радиовещание, работа на собственных студиях звукозаписи. Рынок достаточно разнообразный, всегда можно найти направление, которое тебе интересно.